У початок

Цены на нефть: Уравнение с неизвестным числом неизвестных


Игорь Мягченков, технический редактор enkorr

В наше время прогнозирование цен на черное золото сродни гаданию на кофейной гуще — в большинстве случаев отраслевые пророки следуют за событиями на рынке, а не предвосхищают их. Ярчайший пример оторванности отраслевых прогнозов от реалий — истерические пророчества накануне внедрения стандарта IMO2020

Черное золото и серебряные цены

Когда стало известно, что Международная морская организация ООН (IMO) с 1 января 2020 г. запретит сжигание судового (бункерного) топлива с содержанием серы более 0,5%, отраслевые эксперты заговорили о приближении нефтяного Апокалипсиса. Новостные заголовки в то время выглядели так:

«Экологические инициативы IMO взвинтят стоимость бункеровки и судового фрахта» — Reuters;

«Новые требования к судовому топливу приведут к подорожанию нефти до $90» — Morgan Stanley;

«Изменение правил бункеровки увеличит стоимость барреля нефтепродуктов — дизельного и реактивного топлива, а также бензина — на $10–20 (+11–12%)» — EnSys и Navigistics Consulting;

«Новые правила судоходства обрушат цены на российскую нефть» — Rosbalt;

Но дальше всех пошел Bloomberg:

«Переход на низкосернистое судовое топливо может взвинтить цены на нефть до $400/барр.».

Вооружившись такими прогнозами, трейдеры взвинтили цены на дизтопливо до вселенских высот, а недоуменные вопросы покупателей парировали встречным вопросом: «Вы что, про IMO2020 не слышали?» Как ни странно, это работало — на фоне апокалиптических прогнозов по бункерному топливу продукты переработки черного золота продавались по цене серебра.

Наступил январь 2020 г. и, о чудо, катастрофы не случилось. Как так, что пошло не так? Четкий ответ на этот вопрос в интервью изданию Forbes дала Дженни Вандер Занден, исполнительный директор консалтинговой компании Breakthrough Fuel: «Рынок [морского судоходства] пребывал под сильным давлением [панических настроений], но, в конечном итоге, все свелось к спросу и предложению. Спрос был поставлен под сомнение, а накопление топлива в стратегических местах перед переходом помогло [предотвратить ожидавшийся кризис]».

Эсхил был прав: «Мудр тот, кто знает не многое, а нужное».

Таблица 1: Цены на бункерное топливо, $/тонну

Продукт/дата

12 дек. 2019г

19 янв. 2020г

25.фев. 2020г

17 мар. 2020г

21 апр. 2020г

24 мая 2020г

380 HSFO

359,26

379,183

360,82

270,54

221,13

254,5

180 HSFO

400,38

630

530

353

257

295

MGO

672,15

675,87

590,75

437,118

343,52

362,9

 

Данные: индекс MABUX

Если будет то-то, то случится что-то

Из-за карантина, введенного для сдерживания пандемии COVID-19, обрушился спрос на моторное топливо (на реактивное топливо он почти обнулился) — в условиях глобальной блокировки автомобили не ездят, корабли не ходят, самолеты не летают. Но вместо того, чтобы проанализировать ситуацию, выстроить сценарии IF/THEN (если будет то-то, то случится что-то) и выдать клиентам рекомендации по адаптации бизнеса, отраслевые эксперты стали разгонять катастрофический сценарий. Этот процесс обернулся историческим провалом цен на WTI в отрицательную зону: 20 апреля на пике панических настроений бочка западно-техасской нефтяной смеси торговалась по (-$40). Но недолго!

Появились сообщения о том, что Китай, первым ушедший в коронавирусный локдаун и первым из него вышедший, увеличил импорт нефти. Стало известно о триллионных программах по поддержке экономик США, Европы и Японии (сегодня эти цифры составляют $3,3 трлн, $0,75 трлн и $1,1 трлн соответственно). А на десерт многие правительства заявили, что в мае начнут смягчение карантинного режима и поэтапный перезапуск экономики. В результате в период с 24 апреля по 26 мая цены на нефть марки Brent выросли с $16,95/барр. до 36,63/барр. (+53,73%), WTI подорожала с $13,39/барр. до $34,40/барр. (+61,01%).

Эксперты такой сценарий не предусмотрели. Среди редких исключений — сообщение Goldman Sachs о том, что нефтяной рынок уже находится на переломном моменте (опубликовано, кстати, 24 апреля).

Самую короткую и самую емкую оценку отраслевым прогнозам дал иранский министр нефти Биджан Зангане. Он заявил: «Никто не может предсказать цены на сырую нефть, поскольку сейчас спрос [на нее] расплывчат … Неясно, когда мировая экономика восстановится … Крупнейшие экономики мира демонстрируют негативный рост, снижая спрос на нефтепродукты и, следовательно, сырую нефть».

Ни добавить, ни убавить.

Модераторы и инструменты

Нет смысла говорить о влиянии баланса спроса и предложения на нефтяные котировки — это слишком очевидно. Поговорим о том, что влияет на этот баланс, о модераторах цен и об их инструментарии. 

США – Китай. Каждый из участников этой пары влияет на цену нефти  и сам по себе, и в тандеме со своим контрагентом. Например, критически важным для рынков является уровень добычи нефти в Соединенных Штатах и объем ее импорта Китаем. Весомость последнего фактора ярко проявилась в ходе коронавирусного кризиса — как только спрос на черное золото в Китае перешел к росту, цены пошли вверх. Варьируя объемы и географию закупок, Пекин может влиять на нефтяные котировки как в глобальном, так и локальном масштабе.

Соединенные Штаты используют для модерации рынка нефти два инструмента: объем нефтедобычи и санкции. 

Рост добычи сырья в Соединенных Штатах ведет к сокращению импорта и увеличению мировых объемов невостребованного предложения. Это стало одной из причин ценового коллапса на нефтяном рынке в 2014–2016 гг.

В марте 2020 г. добыча нефти в США достигла рекордных 13,24 млн барр./сут. (б/с). Сейчас из-за рыночных факторов она сократилась на 2,3 млн б/с.

Теперь о санкциях.

Пик мировых цен на нефть пришелся на период обсуждения и введения американских санкций в отношении Ирана (доходы Исламского государства от продажи нефти упали на 95%) и Венесуэлы, а также против судоходных компаний Китая, якобы перевозивших санкционную нефть. Суммарно это убрало с рынка 3,5–4 млн б/с и создало дефицит на тяжелые сорта нефти, который увеличил потребность в среднекислых сортах арабской и российской нефти.

Это позволило США определять углеводородную политику стран Персидского залива и, опосредованно, России. Если последнее предположение кажется вам фантастичным, вспомните: чтобы приостановить ценовую войну между Саудовской Аравией и РФ потребовалось несколько звонков из Вашингтона. После них Москва и Эр-Рияд вернулись за стол переговоров, завершившихся подписанием пакта о беспрецедентном сокращении нефтедобычи.

В санкционную парадигму ложатся и взаимоотношения между Вашингтоном и Пекином: замедление мировой экономики и падение цен на нефть началось в 2018 г. с торговой войны между Соединенными Штатами и КНР. Но стоило обоим государствам подписать в начале года первую фазу нового торгового соглашения, как цены пошли в гору. 

Сегодня эти отношения обострились. Формально — из-за законодательного кризиса в Гонконге. Фактически из-за того, что в текущем году за океаном пройдут президентские выборы, и Дональду Трампу нужно показать твердость духа американцам и «кузькину мать» всем остальным. Похоже, Трамп таки покажет, и будет держать мировые цены в комфортной для американских производителей сланцевой нефти области $30+.

РФ — Саудовская Аравия. Этот тандем носит ярко выраженный межличностный характер. Он стал возможен благодаря «замечательным отношениям» между президентом РФ Владимиром Путиным и саудовским крон-принцем Мохаммедом бен Салманом. 

О значении их отношений говорит то, что заключению и продлению сделки ОПЕК+ предшествовали успешные очные и заочные переговоры между двумя лидерами. Однако 3 марта между президентом и принцем случился жесткий телефонный разговор (этот факт подтвержден саудовскими источниками Кремля), обернувшийся ценовой войной. Одним из ее последствий стало то, что саудовцы отобрали у россиян 41% европейского рынка нефти и вынудили РФ продавать нефть Китаю себе в убыток.

27 мая состоялись новые телефонные переговоры двух заклятых друзей и, похоже, они прошли по мартовскому сценарию. Из этого следует, что в начале июня Россия может обрушить цены на нефть, если не согласится продлить максимальное сокращение производства в объеме 9,7 млн б/с до конца 2020 г. (на этом настаивают Саудовская Аравия и ее союзники).

Картель нефтетрейдеров, хранящих огромные запасы сырья на борту супертанкеров, является незримым модератором нефтяных рынков, чье присутствие игнорируется прогнозистами. Между тем, в зафрахтованных торговыми компаниями нефтеналивных судах по всему миру хранится не менее 20% от глобального суточного потребления черного золота, сообщает Bloomberg. Этого достаточно, чтобы манипулировать ценами, увеличивая или уменьшая предложение по мере необходимости. По этой причине в агентстве считают «опрометчивыми» прогнозы аналитиков относительно восстановления котировок.

Так сколько будет стоить нефть в краткосрочной и среднесрочной перспективе? 

Анализ фундаментальных факторов (с учетом веса каждого из них) указывает на диапазон $35–45/барр. Но это даже не индикативный показатель — можно решить уравнение со многими неизвестными, но нельзя его решать, если неизвестно количество самих неизвестных.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти