У початок

Зачем нужен НАК?


Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95»

Андрей Владимирович Коболев перестал любить конкуренцию. А что еще думать?! На второй срок АВ переизбрался без конкурса, не устает язвить его оппонент Юрий Витренко. 20 мая голос юриста НАКа позволил остановить конкурс по отбору председателя правления «Укрнафты» и назначить на эту должность «приватовского» Олега Геза… А теперь глава НАКа выступил за пошлины на импорт дизтоплива и сжиженного газа, которые лоббирует Игорь Коломойский. А это снова ни что иное, как прямой удар по конкуренции. Впрочем, не будем спешить с выводами.

В контексте пошлин передо мной снова стал давний вопрос, который наверняка мучает не только меня: а зачем вообще нужен НАК? Неужели «Укргаздобыча» не сможет работать без этой «мансарды»? Думаю, она бы запросто и газ импортировала, для этого много не нужно (не более 10–15 человек), да и газ населению и промышленности могла бы продавать без проблем. Или «Укртранснафта», которая вообще сама в себе. Или вот последний и лучший пример — «Укртрансгаз» и анбандлинг. Невероятно, но ГТС без НАКа не остановилась!

Единственный смысл в этой компании я всегда видел в реализации стратегических инициатив по укреплению энергетической безопасности. А это прежде всего инвестиции в инфраструктуру, ее развитие и модернизация. Неплохо получилось с реверсом газа и диверсификацией в 2014 году. Правда, тогда ситуация была безвыходная, больше ничего не оставалось, пришлось делать. А вот со стратегическим подходом хуже. И вопрос пошлин на дизтопливо и сжиженный газ как раз из этой серии.

Единственный смысл в этой компании я всегда видел в реализации стратегических инициатив по укреплению энергетической безопасности.

Что предлагается сделать? Если коротко, то просто поднять цены на нефтепродукты для населения и промышленности. Способ не новый, но эффективный. Никаких вложений, никакого развития, ноу-хау, просто берем, закрываем рынок и поднимаем цены. Профит! Правда, за счет экономики Украины.

А как было бы правильно? Давайте помечтаем. У НАКа есть 43% акций крупнейшего НПЗ страны — «Укртатнафты». Но с 2007 года им управляет группа «Приват». Так вот, с 2014 года со стороны НАКа не было даже попыток созвать собрание акционеров и попытаться реализовать свои права крупнейшего акционера. А между тем мощности этого предприятия способны во многом покрыть потребности страны в моторных топливах и маслах. По-хорошему, надо вместе с «Приватом» модернизировать этот завод и таким образом повысить его конкурентоспособность и экономику. (У Коломойского деньги есть, в этом же никто не сомневается? Вот и на днях новости были про 4 млрд грн, заработанные непосильным трудом за год на государственном «Центрэнерго»). Это были бы инвестиции в будущее и это — достойный пример работы государственной нефтегазовой компании. А в случае пошлин дополнительно полученные заводом деньги просто останутся в кармане у того же Коломойского, который пока в особых инвестициях не замечен. (Если не считать американскую недвижимость).

Единственное, может «Укртранснафта» качнет в Кременчуг дополнительно 1–1,5 млн т нефти, но пока это очень и очень неточно, нарастить переработку заводу мешает большой отбор бензина (его импорт ограничивать почему-то не хотят, хотя этого добра у нас как раз много в отличие от ДТ и сжиженного газа).

Далее. Предлагаемый вариант пошлин не уменьшит импорт. В случае с дизтопливом российский поток просто перераспределится между другими странами. И кому как не Андрею Коболеву  знать, что будет происходить? Как и в случае с диверсификацией поставок природного газа, мы продолжим покупать тот же российский продукт, только с дополнительной транспортировкой и маржей европейских трейдеров. В немалой степени это будет продукт из российской нефти, например, переработанной в Беларуси, Литве, Польше (да, да, наши европейские друзья на 70–100% сидят на российской нефти). Поэтому риторика канала «1+1», что, покупая российский дизель, мы помогаем агрессору, также справедлива и для белорусского, и для литовско-польского нефтепродукта. И, пожалуйста, не переживайте за российский дизель, как только мы от него откажемся, его мгновенно разгребут европейцы, еще и спасибо нам скажут (особенно когда перепродадут нам же, прикурив свои 20 баксов на тонне).

Вот это проекты, достойные национальной нефтегазовой компании — модернизация и строительство инфраструктуры! А все эти попытки воевать с агрессором пошлинами — это стрельба по своей же экономике.

Или возьмем сжиженный газ. Ни 8,5%-ная пошлина, ни 15%-ная ничего не изменят. Автогаз из России как везли, так и будут везти — взять больше негде. Заместить российское направление может только море, но оно дороже, пошлина нужна 20–25%. Проблема иная: а как принять такой объем, мощностей достаточных нет. И вот здесь опять возникает место для подвига НАКа — мощный газоперевалочный терминал в «Южном». Реальный инфраструктурный проект стоимостью $40–50 млн, что для «Нафтогаза» сущий пустяк. И здесь открывается вообще бомбо-ракетный проект — поставки сжиженного газа большими танкерами-газовозами из США! Вот это реально ответ русским! (Говорят, они до сих пор отойти не могут от новостей про поставку танкера американской нефти в Беларусь). И это уже совсем другая себестоимость! Но все упирается в терминал…

Вот это проекты, достойные национальной нефтегазовой компании — модернизация и строительство инфраструктуры! А все эти попытки воевать с агрессором пошлинами — это стрельба по своей же экономике.

Сам НАК ищет дешевый импорт природного газа, но при этом выступает против относительно дешевого импорта дизтоплива и сжиженного газа (мы при этой «дешевизне» платим премию к мировому рынку), который может поддержать хилую украинскую экономику. Даже европейские директивы допускают треть поставок из одного источника, так у нас российских газа и ДТ столько и есть. Зависимости от России при этом нет, есть все возможности оперативно заместиться из других источников. Хотите поддержать производителя и развивать альтернативные источники поставок — инвестируйте в них!

Но это очень сложно. Коломойский в «Укрнафту» и «Укртатнафту» не пускает, правительство денег не дает, все пылесосит (кроме премий топ-менеджмента). И вообще, инвестиции — это долго, хлопотно. За 5 лет не сделано ни одного достойного инфраструктурного объекта. В основном все проекты можно описать народными словами «ср@ла, мазала, лепила». И здесь опять передо мной вопрос: а зачем тогда нужен НАК?

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти