В начало

Переход на низкосернистое судовое топливо может взвинтить цены на нефть до $400/барр.

На днях Международная морская организация (IMO) обсудила ужесточение требований к судовому топливу. Они вступят в силу с 2020 года и повлияют не только на морские перевозки. Среди ожидаемых последствий – изменения структуры спроса на нефть и рост цен на сырье, передает telegra.ph со ссылкой на Bloomberg.

Консалтинговая компания Verleger считает нововведение IMO «крупнейшим фактором дестабилизации нефтяного рынка в истории». По мнению аналитиков консалтинга, цены на нефть могут вырасти более чем вдвое. Прогноз компании допускает, что изменения на рынке в сочетании с такими факторами, как возобновление санкций против Ирана и падение нефтедобычи в Венесуэле, могут взвинтить мировые цены на «черное золото» до $400/барр.

В центре проблемы — грузовые морские перевозки. Торговые суда используют одну из самых грязных нефтяных фракций — субстанцию, известную как флотское топливо (ФТ). Ежегодно морской транспорт расходует около 4 млн барр. ФТ в сутки, но менее чем через полтора года это изменится. С 1 января 2020 года, по новым правилам IMO, серы в судовом топливе должно быть не более 0,5% (эти изменения были предложены в 2008 году, в 2016 г. была установлена планируемая дата, в ноябре 2017 г. ее утвердили).

Между тем, 2/3 нефтедобычи в мире приходятся на высокосернистую или среднесернистую нефть (с содержанием серы более 0,5%). Морские перевозки – сектор, в который индустрия нефтепереработки могла сбрасывать топливо с более высоким уровнем серы, запрещенное в других областях. А что она станет делать через полтора года?

Новые правила не означают, что производство флотского топлива прекратится. Скорее всего, при производстве к нему будут добавлять более легкие фракции – например, газойль или дизельное топливо, — чтобы добиться нужного соотношения (сейчас серы во флотском топливе около 2,45%). Однако для этого понадобятся дополнительные 2 млн барр. топлива с ультранизким содержанием серы. Сможет ли сектор переработки нефти дать этот объем, не известно.

Обойти правила IMO будет сложно. Владельцы судов, конечно, могут оснастить их фильтрами и продолжать использовать выосоксернистое топливо. Но это дорого, и едва ли многие станут этим заниматься. К тому же переоборудовать в срок весь международный торговый флот – около 60 тыс. судов – просто невозможно. Проблема в итоге остается на секторе нефтепереработки.

Та его часть, которая потребляет нефть с большим содержанием серы и выпускает соответствующее топливо, столкнется с трудностями. Спрос снизится, и придется корректировать производство, чтобы остаться на рынке. Те, кто перерабатывает низкосернистую нефть, окажутся в лучшем положении. Но им потребуется больше сырья. Сейчас значительная часть такой нефти, производимой в США, не попадает на глобальный рынок. Изменится ли ситуация в будущем – неизвестно.

Пессимистический сценарий сводится к тому, что ситуация спровоцирует рост цен на топливо (модернизация нефтепереработки на глобальном уровне, по расчетам главы Verleger, потребует миллиардных инвестиций, цены на флотское топливо вырастут). Это коснется, в том числе, дизельного топлива и газойля (спрос на них, как отмечал автор прогноза, увеличится из-за их применения в производстве флотского топлива, цена на дизельное топливо, по оценке Международного энергетического агентства, может вырасти на 30%). Это может подтолкнуть вверх и цены на нефть – до тех пор, пока рынок не стабилизируется.

Если нефть подорожает с текущих $74 до $400/барр. к 2020 году, это наверняка вызовет глобальную рецессию, считает экономистом Филипп Верледжер (руководитель Verleger). Хотя такой сценарий выглядит слишком уж пессимистичным.

Как сообщал enkorr, согласно прогнозам EnSys и Navigistics Consulting изменение правил бункеровки увеличит стоимость барреля нефтепродуктов — дизельного и реактивного топлива, также бензина – на $10–20 (+11…12%).

Справка enkorr

Имплементация экологических инициатив IMO приведет к существенному росту эксплуатационных расходов. С учетом действующей разницы в стоимости высоко- и низкосернистого судового топлива, затраты на его покупку с 1 января 2020 г. возрастут на $6–20 тыс. в сутки в зависимости от класса судна.

Стоимость установка скруббера — установки доочистки выхлопных газов (EGCS), — составляет от $2 до $5 млн на каждое судно. При этом EGCS требует регулярного обслуживания, включающего замену расходных материалов, что увеличивает эксплуатационные расходы.

Руководство многих крупных НПЗ уже заявило, что их модернизация с целью выпуска ФТ с содержанием серы 0,5% экономически не выгодна. В этой связи в настоящее время рассматриваются варианты использования альтернативных видов топлива, что может радикально изменить структуру нефтеперерабатывающей отрасли.

В то же время решение IMO даст толчок разработке и производству кораблей, потребляющих альтернативные виды топлива. Например, в Нидерландах на воду был спущен танкер, использующий в качестве топлива сжиженные природный газ (LNG). Перспектива роста цен на ФТ побудила американских и шотландских инженеров заняться разработкой суден, использующих электрические силовые агрегаты с питанием от водородных топливных ячеек (HFC).

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти