В начало
ТОП-15 импортеров LPG (часть вторая)

ТОП-15 импортеров LPG (часть вторая)

Также доступно на украинском языке

В первую часть годового обзора крупнейших трейдеров сжиженного газа вошло 6 компаний. Анализ работы еще 9 компаний – в продолжении опуса Артема Куюна.

Wexler Group. Общие поставки газа от Proton Energy в адрес «Глуско Украина» второй год держатся на одном уровне – 9 тыс. т/мес. Как мы писали раньше, 2019 год выдался для клиентов Proton удачным, поэтому желающих переподписать контракт было достаточно. Но в 2020 г. индексы снова перекосило, и термовики Proton, в том числе и «Глуско», оказались в менее выгодном положении, чем покупатели, привязанные к «украинской» котировке. По нашим данным, гривневых термов удалось продать всего 3 тыс. т в месяц вместо 5 тыс. т в 2019 г.. 
Таким образом, объем, который команде «Глуско» пришлось пристраивать в спотовом опте и собственной розничной сети, значительно вырос и составил 80,4 тыс. т. 
Интересным событием стало подписание терма с «Белоруснефтью» на 500 т в месяц. По словам трейдеров «Глуско», белорусская прибавка здорово выручает в жаркие месяцы. В 2021 г. поставки с Речицы планируется увеличить. 

В отличие от предыдущего года, в 2020 г. большая часть объемов «Глуско» ушла в розницу. Там компания приросла как в заправках, так и в удельных продажах. 
Кроме того, ожидается, что в скором времени к «Глуско Украина» перейдут объемы газа компании «Оптимус LPG», а это еще порядка 2,5 тыс. т в месяц. Таким образом, в структуре Wexler Group останется единый трейдер автогаза, а «оптимусы» сосредоточатся на других проектах. 
Чтобы пристроить новые объемы, трейдерам «Глуско» придется еще активнее работать локтями в плотной среде коллег по рынку, в том числе на спотовом рынке. Усилиться на оптовом поприще должна помочь новая ГНС в Борисполе, которую компания оформила в аренду у компании «Укройлхим». 
Для розницы у «Глуско» есть проверенный рецепт – цена. За счет агрессивной политики сеть заметно прибавила в прокачках автогаза, что видно даже невооруженным взглядом на комплексах игрока. 

Структура поставок СУГ "Глуско Украина", тыс. т

«КЛО». В последние несколько лет столичная компания практически полностью устранилась с аукционов внутренних производителей, перейдя на импортное снабжение и перекупку объемов на внутреннем рынке. По итогу года «КЛО» немного увеличила закупку (на 5%), до 73,2 тыс. т. 
В компании говорят, что в мартовский кризис вошли с увесистыми остатками. «В результате напряженных переговоров удалось где-то сократить объемы, где-то перенести», – говорит представитель трейдерского состава киевской сети.


Из импортированных 73 тыс. т на газ «Роснефти» пришлось почти 46, что соответствует уровню 2019 г.. Партнеры сотрудничают с самого появления Proton Energy на украинской границе. 
При этом в 2020 г. «КЛО» отказалась от терма «Белоруснефти». Его заменили на поставки аналогичного объема от «Гран При». По 1 тыс. т белорусского газа компания импортировала в июне и ноябре. В самые проливные месяцы разбавляли «клошники» российский ресурс и литовским. 
Несмотря на среднерыночные цены на стеле, «КЛО» остается активнейшим участником в бессмысленной и беспощадной битве дискаунтеров типа «БРСМ» и «Авантажа». Только это позволило в 2020 году снова нарастить продажи газа, хотя сеть увеличилась всего на один комплекс. 

Структура поставок СУГ "КЛО", тыс. т

«Сокар». Резкие движения – это не про «Сокар». Дочка азербайджанской компании 2020 год отработала четко в параметрах предыдущего года. Ресурсы внутренних производителей (не считая десятка вагонов) «Сокар Энерджи Украина» не приобретает, сосредоточившись на импорте. 
Якорным поставщиком трейдера остается ТШО, ежемесячный терм на 3,5 тыс. т составляет 77% сетки. Еще по 1 тыс. т компания законтрактовала у «Белоруснефти». Эпизодические спотовые объемы в теплые месяцы были импортированы через западную границу из Польши и Чехии. Российские поставки из корзины исчезли полностью. 


Продажами непремиального автогаза премиальная сеть похвастаться не может: «Сокар» в первую очередь известен в оптовом сегменте рынка сжиженного газа, где реализуется три четверти его ресурсов. Поэтому сокращение спроса в марте-апреле, похоже, серьезно ударило по оптовому крылу. В I квартале 2019 г. компания завезла 9,2 тыс. т, тогда как за три месяца 2020 г. – 11,8 тыс. т. Немалый дорогой остаток переполз на «мертвый» апрель. 
Аномально низкие цены «Сокара» на оптовом рынке часто не находят объяснений украинских трейдеров. Говорят, после 2020 г. у азербайджанских руководителей к этому крылу также возникли вопросы. 

Структура поставок СУГ Socar , тыс. т

«Газтрон Украина». Небольшой, но активный игрок в 2020 г. увеличил обороты на 20%, вернувшись в первую десятку импортеров после перерыва в несколько лет. Прибавил «Газтрон» как по импорту, так и на внутреннем рынке, суммарно продав более 48 тыс. т газа. 
В импорте трейдер был неоригинален – на ТШО пришлось 90% импорта, это на 19 пп больше, чем годом ранее. Остаток приехал с Польши, России и Беларуси. В частности, «Газтрон» отказался от терма «Гран При», перейдя на ситуативные закупки. 


Локдаун трейдер перенес сравнительно неплохо. Удалось не только заметно сместить отгрузки с марта, но и импортировать в «дешевом» апреле рекордный месячный объем за последние два года. Будь в строю трейдера крупная ГНС, вероятно, удалось бы затариться дешевым газом еще плотнее. 
По имеющимся данным, на 2020 г. «Газтрон» подписал «длинный» контракт на снабжение газом сети Shell в Украине. Владиславу Колодяжному удалось подвинуть таких «зубров» как «Надежда» и «Захидэкотоп», давно снабжающих Shell. Речь идет о 1,4-1,5 тыс. т в месяц. Объем небольшой, да и вряд ли конкуренция на тендере позволила прикрутить нормальную маржу, но ситуация в компании требует любого заработка. Как известно, в 2019-2020 годах «Газтрон» был вынужден отказаться от ряда начатых проектов, заметно сократить персонал и переехать в офис поменьше.

Структура поставок СУГ "Газтрон Украина", тыс. т

«Автотранс». Конфигурация поставок «Автотранса» выглядит отлично: 90% заведено в TERM-контракты, которые почти равномерно распределены между «Роснефтью», «Лукойлом» и ТШО. Остаток ресурса трейдер подбирает на споте, где подешевле. 


Из плохого. По итогу 2020 г. среди крупных трейдеров полтавчане больше других сбавили обороты – закупка ресурса сократилась на четверть, до 45 тыс. т. В компании это объясняют ужесточением контроля и требований к контрагентам во избежание дальнейших претензий фискалов. 
«Абсолютно легально проданный газ в дальнейшем может всплыть где угодно, и фискалы всегда начинают идти по цепочке вплоть до первого продавца. Мы решили продавать меньше, но спать спокойно», – поясняет снижение поставок представитель «СВГ Плюс», трейдерского подразделения группы «Автотранс». 

Структура поставок СУГ "Автотранса", тыс. т

«Алинтрейд», «Оптимал Текс», «Ультрамарин трейдинг», Мotto. Следующий участник рейтинга – целая группа компаний. Разделить их объемы можно, но явно не стоит: работа трейдеров на рынке СУГ проходит под прямым или опосредствованным контролем Алексея Костяка. Портфель поставок набирающего вес на рынке трейдера в 2020 г. вырос на 10% и составил 42,3 тыс. т. Более трети объема пришлось на закупки у внутренних производителей. 
Один из основных каналов продаж группы – розничная сеть Мotto, газовое крыло которой курирует Костяк. Остаток продается оптом сторонним компаниям. 
«Оптимал Текс» и «Алинтрейд», пришедший на смену «Аксис трейду», в структуре группы занимаются сухопутным импортом, которого было оформлено около 9 тыс. т. В его числе – газ белорусских производителей и перевалок, а также российские источники в виде «Омского каучука», «Лукойла» и «Газпрома». В предлокдаунные месяцы группа не проявляла активности, импортируя минимальные объемы под опт. 

«Ультрамарин трейдинг», совместный проект Костяка с Андреем Киселевым, с июня стал единым импортером морских поставок. Момент для старта выдался не самый благоприятный. Регулярные и более дешевые за счет большего тоннажа лодок грузы «Привата» основательно залили газом южные окраины нашей необъятной родины. Но несмотря на все это Николаев принял с моря более 20 тыс. т газа. «Оперативность, гибкость, доверие клиентов, профессиональные трейдеры», - сухо описывают рецепт успеха в «Ультрамарине».

Там говорят, что в ближайшее время планируется старт перевалки газа в Бердянске, где компания уже дебютировала с импортом морского ДТ.

Структура поставок СУГ группы компаний А.Костяка, тыс. т

«Еврогазгрупп». Как упоминалось выше, Андрей Киселев организовал совместную компанию «Ультрамарин трейдинг» с Алексеем Костяком. В то же время его базовая трейдинговая единица – «Еврогразгрупп» – продолжает самостоятельную деятельность.

За год она главным образом свелась к обслуживанию TERM-контракта Proton Energy, который с ежемесячных 4 тыс. т снизился до 3,3 тыс. т, позволив вздохнуть более свободно. 
Трейдер также выступил импортером первых трех лодок (4,6 тыс. т) в Николаеве. Кроме эпизодических поставок от «Гран При», приходы «Еврогазгрупп» больше ничем не отличились. 

Структура поставок СУГ "Еврогазгрупп", тыс. т

«Маршал». Плюс 152% за год. Такова динамика импорта газа сетью «Маршал». Структура прямых закупок импорта «Анкон Плюс» выглядит намного скучнее. 32,5 тыс. т «лукойловского» газа – это все, что оформило трейдинговое звено сети «Маршал». Еще немного (3,5 тыс. т) компания приобрела на аукционах украинских производителей. 


Реальная корзина чуть интереснее. Через вторые руки в Чугуев приехало чуть более 10 тыс. т от «Роснефти» (гривневые термы «Глуско Украина» и «Оптимуса»), а также 1,5 тыс. т российского и 1,8 тыс. т казахского газа, перекупленного на споте. 
Мощный прирост вызван выходом «Анкона» в опт в 2020 г.. По словам трейдеров на Востоке страны, «Маршал» ведет себя крайне агрессивно и сумел ворваться в рынок. Напомним, в мае компания удвоила мощности ГНС в Чугуеве, а значит, продолжение следует. 

Структура поставок СУГ "Анкон Плюс", тыс. т

«Глобал». Кроме самого «Интер Глобала», бизнес белорусского предпринимателя Александра Плахотского известен в Украине именами «Глобал газ» и «Белукргаз», а с недавнего времени – еще и «Санта моторс». И хотя суммарный импорт группы обвалился на четверть, она все еще держится в ТОП-15 ресурсодержателей. В зачете – 32 тыс. т, динамика за год – 27% со знаком минус. 
Почти все падение поставок приходится на объемы «Трансэкспедиции», а Речица и Могилев остаются якорными источниками. Небелорусские поставки включают 3,5 тыс. т с Польши, 820 т от «Лукойла» и три вагона «Славнефтехима». 


Как и ранее, обслуживает все поставки близкий к Плахотскому трейдер Halworth Limited. Кроме собственных фирм, офшор отгрузил порядка 4,5 тыс. «Авантажу», который перекантовывался на Барышевке между уходом с Макарова и запуском Лосиновки, а также хранящемуся на Барышевке «Алпен Трейду». 
Невзирая на трудную ситуацию в своем бизнесе, компания Александра Плахотского все еще заметна в столичном регионе. Не в последнюю очередь сохранить трейдинг удалось благодаря ее хорошей репутации. Недавно Плахотский снял все претензии партнеров по Барышевской ГНС и сконцентрировал в своих руках контроль над хранилищем. Таким образом, продолжающийся уже пару лет конфликт вокруг главного украинского актива «Газ Глобал» закруглен, и это может стать хорошим триггером для повышения оборотов. 

Структура поставок "Интер-Глобал", тыс. т

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти