В начало
ТОП-15 импортеров LPG (часть первая)

ТОП-15 импортеров LPG (часть первая)

Также доступно на украинском языке

- Артем Куюн, аналитик «Консалтинговой группы А-95»

В 2019 г. в импорте сжиженного газа отметилось около 160 операторов. О климате 2020 года может сказать один такой факт: импортеров осталось 130. Безусловно, это не значит, что они покинули рынок, но отошли от импорта не от хорошей жизни. Мы решили отследить, как жилось ТОП-15 ресурсодержателей сжиженного газа в 2020 г..

В нашем объективе – только спотовый объем. Годовые, месячные и другие формульные объемы не очень интересны, поскольку они не требуют оперативного реагирования на изменения рынка, а соответственно не отображают в полной мере настоящего трейдерского успеха.

И хотя переток ресурса между трейдерами имеет место, основную часть своих объемов все участники рейтинга закупают самостоятельно. А это значит, что ключевые тенденции снабжения, трейдерское мастерство (или фарт) рекордного обвала цен и перспективы на 2021 г. каждого из них поддаются интересному анализу.

Группа «Приват». Гигант украинского рынка, все прочнее идентифицируемый под брендом «Укртатнафта», продолжил наращивать свое влиянием.

За 2020 г. через руки группы прошло около 302 тыс. т (+17%). Основу объема, находящегося в руках «Привата», по-прежнему составляют около 85% аукционного ресурса «Укрнафты» и производство Кременчугского НПЗ, где за год прибавилось около 14 тыс. т. Но главного продвижения группа достигла на поприще морского импорта. То, что еще в 2014 г. могло показаться бредом, в 2020 г. залетало на «ура»: лодки из Нидерландов, Греции, Алжира, даже американские «молекулы свободы», разлитые в танкера помельче на Кипре… Какого только газа не видели на «Укрлоудсистеме» в 2020 г..

Активизация импорта через Одессу была неизбежна. Перевалка на море транзитного газа из Казахстана к 2017 г. закончилась, а черноморский ресурс все чаще начал проходить в Украину. В 2018 г. «Укрлоудсистем» перевалил для «Привата» первые 2,2 тыс. т, в 2019 г. качнул 31,7 тыс., а в 2020 г. обеспечил более 60 тыс. т.

Экономика морских поставок легка для подсчета, который показывает, что нередко эффект получается нулевой. Но есть нюансы. Во-первых, ноль – это при «лобовом» расчете по среднерыночным тарифам. А если учесть перспективу высыхания «Укрлоудсистема», то очевидно, что логика (а с ней и тарифы) будет уже иной. Во-вторых, сами приватовцы не скрывают, что порой были готовы пожертвовать маржой для продвижения на рынке.

Да и сама команда снабженцев «Привата» явно заматерела. Например, если в 2019 г. основной объем обеспечил Vitol, к услугам которого чаще всего прибегают лишь в безвыходных ситуациях, то в 2020 г. международный трейдер продал в Одессу лишь половину суден. Остальное «Укртатнафта» закупила самостоятельно. 

По нашей оценке, оптом «Приват» реализовал в 2020 г. около 50 тыс. т, став тем самым вторым по объемам оптовиком после «Надежды». В 2021 г. кременчугские трейдеры планируют увеличить поставки с моря на 50%. А это значит, что придется затянуть пояса не только южанам, но и трейдерам из центральных регионов.

Структура поставок СУГ группы "Приват", тыс. т

«БРСМ». Растущее влияние «БРСМ» на рынке уже осознали все, кроме, пожалуй, самого владельца этого бренда. В 2019 г. по объемам сеть уступила «Привату» и «Надежде», а в 2020 г. через «БРСМ» прошло более 170 тыс. т, или 8,5% всего украинского рынка. Это почти на четверть больше по сравнению с 2019 г.! Просто осознайте: каждый 12-ый литр газа в стране проливает Андрей Биба через свои 200 АЗС (3-4% рынка по количеству). В 2020 г. сеть стала одной из очень немногих, нарастивших и точки продажи, и удельные проливы. За год розничная сеть приросла на 16%, а оценочные продажи – на 20-25%.

Закупки росли как по импорту, так и на внутренних аукционах. Якорным поставщиком остается «Роснефть», на втором месте по объемам – «Трансэкспедиция». Из заметных в 2020 г. изменений можно выделить августовский переход с ресурса «Лукойла» на ТШО. И если летом место имели небольшие спотовые поставки, то к концу года «БРСМ» обзавелась казахским «термом».

Крайне удачно прошла компания и весенний кризис. Умышленно или нет, но сеть неожиданно снизила импорт в феврале до 8 тыс., хотя еще в таком же «мертвом» январе привезла 11,6 тыс. т. Таким образом сеть вошла в жесткий март почти без остатков дорого газа, нарастив поставки сразу после обвала цен. Так повезло не всем.

Структура поставок СУГ "БРСМ-Нафты" тыс. т

«Надежда». Полтавский тяжеловес очень старался, стал крупнейшим импортером, но в общем зачете получил бронзу. По нашим прикидкам, прирост поставок опередил динамику на станциях BVS, а отсюда вывод, что пришлось больше продать оптом. Благо, братья Батраченко усердно инвестировали время и деньги в ГНС, в лицензии на производство, техусловия и лабораторную базу, создав хороший задел на будущее. Ведь конкуренты особо не торопятся.

В 2020 г. «Надежда» импортировала и купила на аукционах около 167 тыс. (+6%). Портфель поставщиков полтавского трейдера насчитывал 18 источников только по импорту. Ориентация на газ производства «Тенгизшевройла» становится все более выраженной – на него пришлось 63% ресурса «Надежды», тогда как в 2019 г. – лишь 45%. Этим, видимо, и объясняется напор, с которым Станислав Батраченко борется за прозрачность украинской котировки Argus – ценового индикатива большей части его ресурсов. Определённые успехи есть, но работы еще много.

В 2020 г. «Надежда» увеличила закупку у «Белоруснефти» в ущерб «Трансэкспедиции». Также под нож пошла часть термов Proton Energy и PKN Orlen.

Если говорить об экономике, то очевидно, что год начался тяжело: в январе-феврале «Надежда» импортировала почти по 11,5 тыс. т газа, что на треть больше показателей 2019 г.. А в кризисном марте поставки выросли до 13,1 тыс. т.

Структура поставок СУГ "Надежды", тыс. т

«Авантаж 7». Если «БРСМ» – основной раздражитель на рынке, то «Авантаж 7» – точно второй. Дерзкие стройки, агрессивная, зачастую необъяснимая ценовая политика, «голубой глаз» менеджмента – «Авантаж» хорошо знает, как довести конкурентов до белого каления.

В 2019-2020 г. компания-дискаунтер Натальи Чирич и Артема Билыка совершила заметный прорыв. На ключевых въездах и выездах Киева были открыты крупные комплексы, оттянувшие на себя большой кусок трассового потока. В хранении компания приросла сразу тремя объектами, среди которых – известная ГНС в Токмаке (Запорожская область) и две новых ГНС, заточенных на столичный регион. Речь о Заворичах в Броварском районе Киевской области и расположенной неподалеку Лосиновке (Нежинский районе Черниговской области).

Расширением в регионе «Авантаж» компенсировал эвакуацию с Макаровской ГНС, где, как известно, длительное время продолжался конфликт семейства Чиричей.

Объемы «Авантажа» в 2020 г. – 130 тыс. т, что на 4% меньше, чем в 2019 г.. На фоне расширения розницы это может говорить о том, что компания более активно подбирала ресурсы на внутреннем рынке.

Портфель поставок у «Авантажа» по-прежнему выглядит одним из наиболее устойчивых и диверсифицированных среди игроков рынка. На 5 источников поставок приходится более 92% импорта, а на самый крупный из них (ТШО) – 37% (22% в 2019 г.). Увеличение импорта из Казахстана произошло за счет урезания термов Proton и «Гран При». Немного приросли в «портфеле» белорусы, в частности, БНК с мозырским ресурсом.

С точки зрения привязки импортных поставок к польскому и украинскому ценовым индексам четко просматривается стремление к пропорции 50/50.

В феврале-марте оператор если и завез больше, чем нужно, то ненамного. Это, впрочем, не помешало выгодно закупиться в апреле и продолжать удивлять конкурентов низкими ценами.

Структура поставок СУГ "Авантаж", тыс. т

ОККО. Львовский грифон за 2019 г. прибавил на «импортном» фланге, при этом заметно сократив закупку на аукционах внутренних производителей. В итоговом зачете – 95,3 тыс. и почти -9% к прошлому году.

С раскладыванием яиц тут не заморачиваются: якорными поставщиками остаются «Роснефть» и ТШО, хотя в их пропорции и произошло изменение в пользу казахов. Кроме них, прямого импорта на ОККО заходило в 2020 г. лишь три поставки с «Трансэкспедиции» и Orlen общим объемом до тысячи тонн. Как видим, ритейлер сделал твердую ставку на TERM-контракты. На 2021 г. эта конфигурация, похоже, сохранится.

За февраль-март 2020 г. ОККО завезла чуть более 15 тыс. т, что на 20% больше, чем в 2019 г.. Однако болезненным остатком в апрель переползло немного: в предкризисный период сеть хорошо проросла в розничных продажах. В следующих месяцах о росте пришлось лишь мечтать.

С открытием ГНС в Золочеве ОККО получила возможность стать центром влияния в западных регионах, однако присутствие оператора в опте пока не особо ощущается. Здесь привыкли к розничным маржам, а не оптовым.

Структура поставок СУГ "ОККО", тыс. т

WOG. «Зеленый брат» не мог сильно отстать от своего основного конкурента и поэтому занимает четвертую строчку. Правда, корзина поставок иная. Около 70% ресурса остается за «Тенгизшевройлом», а остальные 30% раздроблены между кучей источников. В 2020 г. компания получала ресурс от 16 контрагентов из Латвии, Литвы, Молдовы, Польши и Хорватии.

Также в корзине WOG дорогие объемы «Белоруснефти» (имеется терм на 500 т/мес.), Мозырского НПЗ и белорусских перевалок. В жаркие месяцы на подмогу были призваны небольшие ресурсы Мажейкяйского завода, активно подбирался российский спот, активизировалась перекупка на внутреннем рынке.

Знаковым событием 2020 года стало возвращение WOG в число покупателей Proton Energy. Сеть подписалась на около 1000 т в месяц.

Всего через WOG за год прошло 80,9 тыс. т. Это на 8% больше, чем годом ранее. Мартовскую турбулентность WOG должен был пережить спокойнее остальных, поскольку привез если и больше своих розничных потребностей, то ненамного.

Структура поставок СУГ WOG, тыс. т

Продолжение рейтинга следует! 

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти