В начало
Холостой контроль

Холостой контроль

Также доступно на украинском языке

- Лариса Усенко, обозреватель Enkorr

Государство давно позабыло о контроле качества нефтепродуктов. При этом на несколько лет проблема с качеством топлива в Украине, казалось, исчезла из объектива отраслевой общественности и перестала так остро интересовать потребителей, как это было лет 7-8 назад. Сегодня же отовсюду звучат громкие сигналы о том, что проблема снова актуальна.

Повлиять на качество нефтепродуктов был призван переход на техническое регулирование и внедрение рыночного надзора. Но что-то пошло не так. Техрегламент на бензины и дизельное топливо действует в Украине с августа 2013 года. С того времени в него 7 (!) раз вносились изменения (последние – в декабре 2019 г.). Тем не менее, механизм проверки качества светлых нефтепродуктов до сих пор работает со сбоями, а проверяющие органы не могут найти общий язык с участниками рынка.

Причина, отмечают последние, – орган рыночного надзора в этой сфере проверяет не качество ресурса, что кажется логичным и правильным, а главным образом точность оформления сопроводительных бумаг. И даже если топливо отвечает всем необходимым нормативам, предусмотренным ДСТУ, дистрибьюторы платят огромные штрафы. Enkorr решил выяснить, почему так происходит. 

Прошлогодний «улов» проверяющих

Как сообщили нашему изданию в Госэкоинспекции, которая как раз и является упомянутым органом рыночного надзора, только за 2020 год на счету ведомства – 848 проверок на соответствие требованиям техрегламента. В результате «…принято 979 решений об ограничительных (корректирующих) мерах, направленных на приведение продукции в соответствие с установленными требованиями, 233 постановления о наложении административно-хозяйственных санкций на общую сумму 7 млн 573 тыс. 465 грн, из которых оплачено субъектами хозяйствования в Государственный бюджет Украины 959 тыс. 445 грн и взыскивается в судебном порядке 6 млн. 614 тыс. 020 грн», – говорится в ответе на запрос enkorr.

При этом свыше 90 проверок было проведено ГЭИ в Харьковской области, а также ГЭИ Приднепровского, Юго-Западного и Южного округов; 70 проверок – ГЭИ Столичного округа и до полусотни проверок – госэкоинспекциями в Винницкой, Волынской, Донецкой и Луганской областях.

Кроме того, как сообщил enkorr глава Госэкоинспекции Украины Андрей Малеваный, на сегодня «в судебном порядке рассматривается более 60 дел о взыскании штрафных санкций за невыполнение или неполное выполнение решений о принятии ограничительных (корректирующих) мер, создание препятствий путем недопущения к проведению проверок характеристик продукции и невыполнение установленных требований должностных лиц, осуществляющих рыночный надзор; по 160 материалам дел готовятся исковые заявления к субъектам хозяйствования».

Количество выявленного в 2020 г. дизельного топлива стандарта Евро-5, по данным ГЭИ, которое не соответствовало установленным требованиям по формальным признакам, составляет 2 тыс. 320,4 т, автомобильных бензинов марки А-92-Евро5-Е5 – 861 т, А-95-Евро5-Е5 – 1 тыс. 109,7 т, А-98-Евро5-Е5 – 27,6 т соответственно.

Впрочем, поясняют в Госэкоинспекции, речь идет лишь о качестве подготовки бумаг по дизтопливу, а не о фактических качественных параметрах топлив. Это «отсутствие проведения производителем, уполномоченным представителем процедуры оценки соответствия, отсутствие документов о качестве (паспорта качества), изображения на паспорте качества национального знака соответствия, подтверждающего соответствие топлива требованиям Технического регламента, в том числе отсутствие паспортов безопасности добавки (присадки) и технической документации, которая должна сопровождать продукцию в случае улучшения ее свойств».

И если в 2018-2020 годах из госбюджета на проведение этих проверок не было выделено ни копейки, то в этом году на рыночный надзор предусмотрено 5 млн 018 тыс. 400 грн. Правда, пока что непонятно, где среди всего этого поиска формальных несоответствий собственно реальный контроль качества нефтепродуктов.

Проверки без проверок  

По словам Юрия Голича, главного технолога «Укртатнафты», проверки состоят не в определении качественных показателей топлива, а в том, насколько правильно оформлены на него документы. Инспектора проверяют наличие паспортов качества, сертификатов соответствия, акцентируя на оформлении этих документов и на том, все ли знаки, предусмотренные ТР, нанесены.

«Если говорить о проверках именно качества нефтепродуктов, то я бы сказал, что таких проверок сейчас просто нет, – отметил в комментарии Enkorr Юрий Голич. – Госэкоинспекция проверяет документы, вплоть до последней закорючки, на соответствие требованиям техрегламента и штрафует даже за отсутствующий дефис в марке топлива, не слушая никаких аргументов, хотя такое написание наименования допускается другими нормативными документами, к примеру, ДСТУ».

Вся активность ГЭИ пока сводится только к проверке запятых и десятков печатей в документах

Еще одна головная боль производителя и объект интереса ГЭИ – оценка соответствия. «Мы как производитель оценку соответствия проводим по упрощенной процедуре, предусмотренной модулем А. От нас же требуют проводить ее по модулю Ф, как для импортеров, с помощью назначенного профильным министерством органа, что неправильно», – говорит главный технолог «Укртатнафты».

С ним соглашается директор департамента контроля качества нефтепродуктов сети АЗС WOG Андрей Белянский: «Сегодня ГЭИ только анализирует документы по качеству нефтепродуктов и проверяет цепочку поставки продукции на АЗК и при этом, к сожалению, не осуществляет отбор проб с дальнейшими лабораторными испытаниями».

Заточку на соблюдение в этой сфере бюрократии считает ошибочной и директор Центра качества продукции «Карат» Валентина Кравчук. «В отношении нефтепродуктов сейчас является обязательным к выполнению техрегламент, а выполнение требований ДСТУ – вопрос добровольный, – поясняет она. – И оценка соответствия, сертификация на ДСТУ – тоже вопрос добровольный. А перечень показателей в ДСТУ гораздо шире, чем в ТР, который охватывает прежде всего показатели, касающиеся определения марки топлива и его экологические параметры».

Речь уже не идет о необходимости реального контроля качества на заправках, торгующих на 5-6 грн дешевле среднерыночной цены. Страшно представить, какой коктейль там разливают в баки. Страшно, но нужно!

«Тень» в тени, белые – на ладони

Кроме того, что сейчас проверки качества нефтепродуктов сводятся к проверкам документов, страдают от этой деятельности только «белые» компании. Бодяжники, не имеющие никаких документов, соответственно, интереса для проверяющих бюрократию почему-то не представляют.

По словам Юрия Голича, сейчас никто не скрывает, что в Украине более сотни мини-НПЗ работают полулегально. «Эти НПЗ есть почти в каждом регионе, все о них знают, они даже пополучали лицензии на определенный вид деятельности, – говорит главный технолог «Укртатнафты», – но ни один из этих мини-НПЗ не может выдать готовый товарный продукт, который будет соответствовать требованиям техрегламента и стандарту Евро-5. Позже эту продукцию смешивают с нормальным качественным топливом – и в результате на рынке крутится какой-то полуфабрикат, но вот его качество никто не проверяет».

Продукция производства мини-НПЗ не соответствует требованиям техрегламента и стандарту Евро-5

Проблему с засильем фальсификата, как и необходимость расширения кругозора государственных контролеров, отмечают и в «Укргаздобыче». «Мы бы хотели, чтобы ГЭИ проверяла качество нефтепродуктов на всех АЗС, а не только на брендовых, – подытожил заместитель директора «УГД» по вопросам метрологии и автоматизации Виталий Сологуб, – причем не столько правильность оформления бумажных паспортов качества, сколько принимала участие в отборе проб и проведении анализа качества нефтепродуктов в конечных точках продажи».

Лабиринты и тупики

И пока реальный контроль качества лишь в обсуждениях, даже с сугубо бюрократическими требованиями есть проблемы. «У нас очень несогласованная нормативная и законодательная база, – продолжает Валентина Кравчук. – И даже если паспорт качества, выданный заводом-производителем, дойдет до АЗС, он все равно не удовлетворит требования ТР, поскольку в нем будет указана не вся информация, которую требует регламент. А паспорта, которые выдаются на нефтебазах по результатам исследований в лабораториях, имеют всю необходимую информацию, за исключением товарного знака завода-производителя. А его требует техрегламент! Вот и имеем коллизию: предоставим проверяющим паспорт качества от производителя – одни требования удовлетворим, от органов контроля на местах – другие, но выполнить все требования ТР сейчас объективно невозможно».

Дальше – больше. «Не всегда импортер и тот, кто реализует ввезенное топливо на АЗС, – одна и та же структура. Скорее наоборот – есть общепринятая схема перепродажи топлива уже в Украине, в которой может быть задействовано несколько промежуточных звеньев, – уточняет руководитель центра топливных исследований сети АЗС ОККО Виктор Бутым. – При этом последней, кто провел испытания и проверил качество топлива, будет аккредитованная лаборатория, она же и выдает паспорт качества».

Но! В таком случае получается, что последний продавец, который привез ресурс на заправку, не является ни импортером, ни заводом-производителем. Соответственно, он не может ни провести оценку соответствия, ни нанести в паспорт качества логотип предприятия. Вот и выходит, что все импортное топливо оформить по закону в большинстве случаев практически нереально. И проверяющие этим активно пользуются, невзирая на аргументы и логику.  

Снова меняем техрегламент? 

Участники рынка единогласно соглашаются, что действующую нормативную базу необходимо сбалансировать. Как пояснил Еnkorr глава подкомитета по качеству нефтепродуктов Нефтегазовой ассоциации Украины Виталий Горичко, технический регламент на светлые нефтепродукты, в который осенью прошлого года был внесен ряд изменений, которые еще не вступили в силу, снова нужно менять.

«Это было понятно еще в прошлом году, когда принимались предыдущие изменения, – говорит он. – Теперь мы в составе рабочей группы Минэнергетики разрабатываем комплексный документ, куда войдут все правки, которые нужно внести в действующий ТР на светлые нефтепродукты. И хотя пока что сложно сказать, сколько именно их будет, но уже сейчас понятно, что эти изменения будут кардинальными, поскольку в обновленный техрегламент нужно заложить совершенно иную концепцию, созвучную той, которая заложена в техрегламент на СУГ (вступит в действие с 5 мая с.г. – ek)».

Проблема в том, поясняет Виталий Горичко, что законы Украины о техническом регулировании и оценке соответствия не рассчитаны на продукцию, которая на пути от производителя к потребителю изменяет свои свойства. «Если качество автомобиля или холодильника и не должно изменяться, поскольку это поштучный товар, к нефтепродуктам эта норма неприемлема, – добавляет он. – Тем более, учитывая, что 80% нефтепродуктов в Украине – импортного происхождения, и пока они попадут к конечному потребителю, может быть несколько распространителей, которые, как правило, сливают топливо в один резервуар».

Самый простой пример: заводской бензин А-95 выходит от производителя с октановым числом 95,2 в паспорте, а после смешения число вышло 95,3. Топливо проходит по техрегламенту, но паспорт качества, выданный производителем, уже не соответствует действительности.

Поэтому при разработке техрегламента на СУГ был избран другой путь – там разрешено проводить оценку соответствия не только производителем или его уполномоченным представителем, но и импортером и распространителем. Право выдавать паспорт также будет у трейдеров, реализующих товар конечному потребителю. Теперь все эти моменты хотят перенести в техрегламент на бензины и дизтопливо. 

«Такая необходимость возникла тогда, – поясняет глава подкомитета по качеству нефтепродуктов НАУ, – когда ГЭИ как орган государственного рыночного надзора, в частности и в сфере бензинов, дизельного, судового и котельного топлив, начала активно штрафовать компании, которые продают светлые нефтепродукты, как раз и за отсутствие товарного знака производителя в паспорте качества. А где дистрибьютор его возьмет, если топливо приехало из-за рубежа, а этот логотип является интеллектуальной собственностью предприятия – и только оно имеет право наносить его на документы?»

Но пока дело дойдет до изменения ТР на светлые нефтепродукты (предположить, сколько на это потребуется времени, не берется никто), бизнес борется с несправедливым подходом к контролю качества нефтепродуктов своими силами. В частности, трейдеры обращаются в суд, доказывая, что от наличия/отсутствия на паспорте качества лого завода-производителя качество продукта никоим образом не зависит.

И прецеденты уже есть. Так, в феврале прошлого года Волынский окружной административный суд полностью удовлетворил иск луцкой компании «Вест Петрол Маркет», отменив постановления ГЭИ о наложении штрафов на общую сумму 88 тыс. 400 грн.

«Относительно обязательности нанесения товарного знака на паспорта качества продукции для подтверждения ее соответствия требованиям Технического регламента государственным предприятием «Орган сертификации нефтепродуктов и систем качества «МАСМА-СЕПРО», которое назначено приказом Министерства экономического развития и торговли Украины от 01.10.2018 №1388 как орган по оценке соответствия продукции требованиям Технического регламента, в письме от 03.09.2019 №0438/ОС разъяснено, что отсутствие товарного знака завода-изготовителя на паспорте качества не является нарушением требований пункта 9 Технического регламента относительно изложения и оформления документа качества. Отсутствие на документе качестве товарного знака обязательно должно быть заменено изложением информации в отношении предприятия-изготовителя, его названия и адреса», – разъясняет суд в своем решении.

Причем в 2019-2020 гг. Окружными административными судами отменено пять постановлений территориальных и межрегиональных территориальных органов ГЭИ по причине недостаточности доказательной базы и противоречий в требованиях законодательных актов.

***

Пока можно констатировать, что реформа системы стандартизирования нефтепродуктов полностью провалена. Страдальчески разрабатываемая нормативная база технического регулирования полна тупиков и разночтений, а проверяющие органы выполняют свои функции лишь номинально, никак не влияя на реальное качество топлива в стране. Сложившаяся ситуация требует оперативных действий от государственных органов и консолидации усилий участников рынка. Первым пора прислушаться к духу законов, вторым – максимально напрячься для модернизации законодательной базы. В противном случае законы будут обновляться бесконечно, а страна тем временем продолжит заливаться разнообразным фальсификатом.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти