В начало

Эксперт прокомментировал «идею» госрегулирования цен на топливо

Также доступно на украинском языке

У правительства нет оснований и возможности для введения прямого регулирования цен на нефтепродукты по аналогии с рынком природного газа. Такое мнение на своей странице в Facebоok высказал директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

«Рынок полнится слухами, что в Кабмине уже «багатіють думкою» о госрегулировании по аналогии с рынком природного газа. Там тоже закупка импорта в январе была по 10 грн за куб, но прокатило же 6,99! Вот только проблема в том, что на топливном рынке нет своего НАКа с газом по 3 грн за куб в объеме, достаточном для всего бытового потребления, и летних запасов нет по такой же цене», — сообщил эксперт.

Он подчеркнул, что 85% объема в суммарном балансе украинского рынка нефти, бензина и дизельного топлива составляет импортный ресурс.

Также, по словам эксперта, государство может столкнуться с большим количеством исков на компенсацию убытков от госрегулирования.

По словам С.Куюна, о госрегулировании цен на топливо чиновники заговорили после реакции украинских сетей АЗС на рост мировых цен на нефть и нефтепродукты, который наблюдается еще с осени прошлого года.

«Мировые цены на нефть за 4 месяца выросли на 81%, на нефтепродукты – на 76%. Оптовые цены в Украине за этот же период прибавили 30-34%. В среднем по странам Евросоюза рост розничных цен составил 28-33% (в Бундесе дизель на 50% подорожал, а цены на украинских АЗС увеличились на 17-18%)», — пишет он.

По его словам, рост цен на украинских АЗС будет продолжаться. При этом потенциал этого роста на сегодняшний день составляет еще около 1,25-1,7 грн/л.

«А потом останется лишь надеяться, что нефть не будет ползти дальше (а ползти будет: ОПЭК с Россией, Казахстаном и прочими неОПЭКами на прошлой неделе пролонгировали ограничения по добыче, вопреки ожиданиям)», — говорит эксперт.

Несмотря на это, по словам С.Куюна, премьер-министр Денис Шмыгаль и министр экономики Игорь Петрашко уже вторую неделю призывают владельцев автозаправочных сетей перейти к снижению цен.

«Уже прошли «профилактические» встречи в АМКУ. Распоряжение о новых проверках, направленных на борьбу с нелегальным рынком (ребята, это же вам самим нужно, прежде всего для пополнения бюджета и привлечения инвестиций!!!). Мало того, должен вас, господа министры, расстроить: в случае успешной борьбы с теневым рынком цены даже подрастут, ведь в них появится налоговая составляющая», — резюмировал он.

Ранее сообщалось, что в Украине наблюдается стремительное расширение теневого рынка нефтепродуктов, что проявляется как в растущих объемах производства на мини-НПЗ, так и в возобновлении деятельности нелегальных заправочных станций.

Консалтинговая группа «А-95» оценивает совокупные потери бюджета от деятельности нелегального сегмента топливного рынка за 9 месяцев 2020 г. в сумму от 9 до 15 млрд грн. При этом наибольшая доля нелегальной реализации топлива была присуща сжиженному газу — 35% (524 тыс. т) и дизельному топливу — 19% (1 млн. т).

Согласно исследованию «А-95», в 2020 г. в Украине работало 24 предприятия по производству топлива с месячным объемом переработки 30-35 тыс. т. Они производили товарные нефтепродукты классов Евро-3 и Евро-4, но во избежание уплаты акцизного сбора маркировали свою продукцию как растворители, сольвенты, абсорбенты, легкую фракцию, лигроиново-газойлевую фракцию и прочие безакцизные позиции.

В январе 2021 г. стало известно о мощном канале поставок в Украину безакцизных компонентов для производства моторных топлив на основе МТБЭ и метанола под видом растворителей (код 3814009090). Получателями этой продукции стали розничные сети или мини-НПЗ: группа «БРСМ-Нафта» (2,51 тыс. т) и харьковская компания «Пром Хим» (2,38 тыс. т), отправляющая часть ввозимых растворителей на мини-НПЗ в Мерефе (Харьковская область), откуда закупает топливо сеть Motto. Среди импортеров растворителей также необходимо выделить ООО «Терминал», которое в январе ввезло 190 т.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти