Стоимость основных марок нефтепродуктов в розничной сети сохраняет потенциал дальнейшего роста в диапазоне 1,25-1,7 грн/л. Об этом говорится в пресс-релизе Консалтинговой группы «А-95».
Расчет «А-95» основан на изучении динамики роста цен на мировом рынке и на внутреннем оптовом рынке Украины с ноября 2020 года, когда мировые цены на нефть и нефтепродукты начали рост с отметки $37/барр..
Отмечается, что по состоянию на 4 марта 2021 года рост цен на рынке Северо-Запада Европы составил:
Между тем за аналогичный период в Украине темпы роста были следующими:
«Мы наблюдаем существенное опережение темпов роста закупочных цен, жестко привязанных к мировым, над повышением ценников на АЗС. Это говорит о том, что существует значительный потенциал роста. Для бензина он составляет около 1,70 грн/л, по дизтопливу 1,25 грн/л», – говорит Сергей Куюн, директор Консалтинговой группы «А-95».
На дальнейший рост цен в розничной сети указывает и отставание от динамики повышения цен на европейских АЗС. С ноября по март средний рост цен в Германии, Испании, Италии, Литве, Польше, Румынии и Франции на бензин и дизтопливо составил соответственно 27,7% и 33,8%. В Украине с учетом валютных колебаний этот показатель составил 25,4% и 22,7%.
По мнению экспертов «А-95», помимо уже существующего потенциала для роста цен существуют предпосылки для дальнейшего ралли. Основным фактором является сохранение высоких цен на нефть в мире и прогнозы по дальнейшему росту в связи с продлением договоренности крупнейших нефтедобывающих стран о дальнейшем ограничении производства сырья.
«В Украине ценовая пружина сжималась три месяца в связи с пониженным потреблением и высокими поставками топлива во время январских праздников, локдауна и последующими погодными условиями. Теперь эта пружина быстро распрямляется по мере обновления запасов и роста цен на нефть», – отмечает Сергей Куюн.
К числу амортизаторов роста цен в Украине эксперт также относит растущий объем теневого топливного рынка, который за счет неуплаты налогов имеет возможность не замечать в полной мере изменений внешней конъюнктуры.
Ранее сообщалось, что в Украине наблюдается стремительное расширение теневого рынка нефтепродуктов, что проявляется как в растущих объемах производства на мини-НПЗ, так и в возобновлении деятельности нелегальных заправочных станций.
Консалтинговая группа «А-95» оценивает совокупные потери бюджета от деятельности нелегального сегмента топливного рынка за 9 месяцев 2020 г. в сумму от 9 до 15 млрд грн. При этом наибольшая доля нелегальной реализации топлива была присуща сжиженному газу — 35% (524 тыс. т) и дизельному топливу — 19% (1 млн. т).
Согласно исследованию «А-95», в 2020 г. в Украине работало 24 предприятия по производству топлива с месячным объемом переработки 30-35 тыс. т. Они производили товарные нефтепродукты классов Евро-3 и Евро-4, но во избежание уплаты акцизного сбора маркировали свою продукцию как растворители, сольвенты, абсорбенты, легкую фракцию, лигроиново-газойлевую фракцию и прочие безакцизные позиции.
В январе 2021 г. стало известно о мощном канале поставок в Украину безакцизных компонентов для производства моторных топлив на основе МТБЭ и метанола под видом растворителей (код 3814009090). Получателями этой продукции стали розничные сети или мини-НПЗ: группа «БРСМ-Нафта» (2,51 тыс. т) и харьковская компания «Пром Хим» (2,38 тыс. т), отправляющая часть ввозимых растворителей на мини-НПЗ в Мерефе (Харьковская область), откуда закупает топливо сеть Motto. Среди импортеров растворителей также необходимо выделить ООО «Терминал», которое в январе ввезло 190 т.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти