В начало

Судьба водородных технологий зависит от инвестиций в возобновляемую энергетику

Мир стремится к низкоуглеродному будущему, поэтому инвестиционный потенциал «зеленого» водорода, который производится с использованием возобновляемых источников энергии, вызывает все больший интерес со стороны бизнеса, правительств и инвесторов, передает CNBC.

В последние годы такие крупные фирмы, как Repsol, Siemens Energy, Orsted и BP, приняли участие в проектах, связанных с производством экологически чистого водорода. Разработка подобных проектов будет иметь решающее значение, но ключевая инвестиционная возможность лежит в секторе, который является основой производства «зеленого» водорода — в возобновляемых источниках энергии.

«С точки зрения инвестиционных возможностей для «зеленого» водорода наибольшая финансовая емкость приходится на возобновляемые источники энергии, — сказал в интервью телеканалу CNBC Марк Льюис, главный стратег по устойчивому развитию BNP Paribas Asset Management. — Когда вы производите «зеленый» водород, вы используете… источники энергии с нулевым выбросом — именно они будут питать ваши электролизеры».

«Зеленый» водород получают путем электролиза воды, а электричество, используемое в этом процессе, поступает от возобновляемых источников, таких как солнечные и ветроэлетростанции.

По мнению экспертов Международного энергетического агентства (МЭА), водород — это «универсальный носитель энергии», имеющий широкий спектр применений. Он может быть использован в таких секторах, как промышленность и транспорт.

Такая универсальность рассматривается Европейским Союзом как решающий фактор в вопросе декарбонизации. ЕС разработал планы по запуску возобновляемых водородных электролизеров суммарной мощностью 40 ГВт и производству до 10 млн метрических тонн «зеленого» водорода к 2030 году. Между тем, на данный момент мировое производство водорода составляет около 70 млн метрических тонн в год, информирует МЭА.

«[На реализацию водородных планов ЕС] потребуется около $400 млрд. Половина этих средств предназначена для строительства новых «зеленых» мощностей. Таким образом, переход к водороду... увеличит возможности роста в сфере возобновляемой энергетики», — сказал Льюис из BNP Paribas Asset Management, имея в виду инвестиции, необходимые для достижения производственных целей ЕС на период до 2030 г..

Ожидается, что расходы на электролизеры и соответствующий комплект составят 10–20% от общих инвестиций, добавил Льюис. При этом он подчеркнул важность логистики: размещение новых мощностей возобновляемых источников энергии и электролизеров в правильных местах, а также создание эффективной инфраструктуры распределения.

В настоящее время промышленное производство водорода основано на ископаемом топливе, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на окружающую среду. По данным МЭА, при таком способе производства ежегодно образуется около 830 млн метрических тонн двуокиси углерода.

Именно в этом контексте идея «зеленого» водорода так привлекательна, хотя его роль в общем энергобалансе сейчас невелика и в 2020 г. составляет всего 0,1% мирового производства, отмечает в своем релизе Wood Mackenzie.

Кроме того, чистый водород дорог в производстве, хотя в августовском отчете Wood Mackenzie говорится, что к 2040 г. затраты могут снизиться на 64%.

«Даже несмотря на множество проблем, которые ждут зарождающийся рынок «зеленого» водорода, мы твердо верим, что в ближайшее время возникнет какая-то форма низкоуглеродной водородной экономики, — сказал Бен Галлахер, автор отчета и старший аналитик Wood Mackenzie. — Учитывая степень явной политической, корпоративной и социальной поддержки, которая процветала в 2020 г., «зеленый» водород успешно масштабируется, что обеспечивает значительное снижение производственных затрат».

Если появится дополнительная политическая поддержка, производственные затраты могут снизиться еще быстрее, добавил эксперт.

Справка enkorr

В последнее время быстро растет значение водорода в качестве топлива для тяжелого коммерческого транспорта и промышленного энергоносителя. Нидерланды и Великобритания проводят интенсивные испытания водородных поездов. В Германии компания Daimler презентовала концептуальный грузовик на водородных топливных элементах. Airbus показал концепты водородных пассажирских самолетов. BeHydro выпустила первый в мире 2-топливный дизель-водородный двигатель мощностью 1 мегаватт. Hyundai поставила заказчику первые семь грузовиков на топливных элементах.

В области легковых водородных электромобилей прорывов не было. Мировые автопроизводители демонстрируют водородные концепты на базе серийных моделей, но дальше штучных экспериментальных экземпляров дело не пошло.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти