У початок
ОБЛГАЗЫ: «За три года потребление баллонного газа в Украине снизилось на 30%»

ОБЛГАЗЫ: «За три года потребление баллонного газа в Украине снизилось на 30%»

По результатам 2016 г. Украина займет прочное место в ТОП-10 стран по потреблению автогаза. Успехи на поприще бытового или баллонного газа у нас куда скромнее: продажи на спецаукционах падают, а ренессанс отопления на пропане, о котором говорили в 2014 г., похоже, откладывается. Крупнейший оператор в бытовом секторе рынка – пул так называемых облгазов, специализированных предприятий по поставке населению газовых баллонов. Представители этого конгломерата традиционно немногословны с прессой, однако OilNews удалось достаточно обстоятельно поговорить сразу с двумя из них. Один из них – директор ООО «Харьковрегионгаз» Андрей Сиденко – ответственный за снабжение баллонами восточной части страны. Другой – руководитель ДП «Ивано-Франковск-Пропан» Игорь Квочак – отвечает за западную Украину. В ходе непродолжительной беседы удалось поставить неутешительный диагноз этому рынку. Снижение потребления и обнищание абонентов вынуждают облгазы активнее развивать коммерческие направления деятельности: услуги хранения стороннего газа на своих технологических мощностях, а также реализацию газа через розничную сеть АГЗС.

OilNews: Какая сегодня цена газа в баллонах, и как она формируется?

И. Квочак: В Ивано-Франковской области на сегодня цена 21-килограммового баллона держится на уровне 265 грн.

OilNews: В разных регионах цена отличается?

И. Квочак: Да, это происходит в связи с тем, что есть разные затраты на доставку газа. Но разница, как правило, небольшая, в 15-20 грн, в зависимости от территориального размещения ГНП (газонаполнительного пункта, – ON). Максимальная цена в Закарпатье – 290 грн.

А. Сиденко: По Харьковскому региону у нас 276 грн, в Сумском – 275 грн и Черниговском – 274 грн. Для потребителя цена литра газа выходит на уровне 7 грн.

OilNews: Как формируется эта цена?

А. Сиденко: Цена формируется исходя из закупочной стоимости на спецаукционах, а это около 4 грн/л, эксплуатационных затрат, связанных с реализацией, доставкой и расфасовкой СУГ. Также учитывается ограниченная норма рентабельности, установленная органами местного самоуправления по каждой области.

OilNews: Почему при такой цене на спецаукционах сейчас не распродается весь СУГ?

И. Квочак: Газ на спецаукционах приобретается под сезонную потребность. Этот объем зависит от количества населения в том или ином регионе. Если ты этим занимаешься давным-давно, то уже сам определяешь необходимый объём. Плюс, добавочно ориентируемся на заявки органов местного самоуправления.

У баллонного газа сильно выражена сезонность потребления. Например, в зимний период его продажи сильно падают, так как люди в сельской местности начинают топить дровяные печи. Летом печи никто не топит, люди начинают готовить пищу на пропан-бутане. Плюс, дачники подключаются.

А. Сиденко: За последние три года потребление баллонного газа упало на 30%.

OilNews: С чем связано такое снижение?

А. Сиденко: Цена баллона привязана к стоимости природного газа. Когда метан в трубе резко подорожал – повысилась и стоимость газа в баллоне, а платежеспособность населения – наоборот. Теперь купить целый баллон может далеко не каждый пенсионер. Ему проще поехать на АГЗП и заправить газа на 50 – 100 грн. Мы ему не полный баллон продать не можем технически.

И. Квочак: Основная часть наших абонентов – сельские жители. Но все больше людей переезжают в города, в Западной Украине многие уезжают на заработки. В итоге количество наших потребителей сокращается.

По этой сфере сильно ударили перерывы в спецаукционах: 8 месяцев 2014 г. и 5 месяцев 2015 г. Мы не возили газ людям. И они начали искать альтернативу: кто-то перешел на дрова, кто-то электроплитку купил. Некоторым эта альтернатива понравилась, и они теперь баллоны не покупают.

OilNews: Вы занимаетесь этим бизнесом, а выходит, что пока он выгоден. Видите для себя уровень потребления, при котором эту деятельность пора сворачивать?

А. Сиденко: Этот вопрос стоит рассматривать в контексте структуры всего предприятия. Сейчас в облгазах экономика сжиженного и природного газа разделена – всю инфраструктуру для пропан-бутана сгрузили на дочерние предприятия (ДП), и эти предприятия находятся на самообеспечении. В структуру ДП, в свою очередь, кроме баллонного направления входят еще два: розничная сеть АГЗС и хранилища (ГНС, – ON). Если в каком-то коротком периоде одно из направлений «минусует», то соседние направления компенсируют потери. Последние два года ушли как раз на выстраивание такой «треноги».

Если по каким-то причинам приостановились аукционы (специализированные аукционы, – ON), как это было в 2014 и 2015 гг., облгазы выживали за счет коммерческого направления – хранение и розничная реализация. И, заметьте, за эти два года вакуума на спецаукционах мы сумели удержать предприятия в работоспособном состоянии и сохранить коллективы. Конечно, приходится постоянно заниматься оптимизацией технологических, логистических и бизнес-процессов для сокращения производственных затрат. Но мы к этому относимся нормально. Жизнь есть жизнь.

На сегодняшний день баллонное направление еще является неубыточным. Что будет в 2017 г – жизнь покажет. Если в какой-то момент мы увидим, что направление стало убыточным, и мы не можем безопасно обеспечивать население газом, будем вынуждены это направление ликвидировать и переключиться на другие виды деятельности.

И. Квочак: Да, обнищание населения и его отток на заработки заграницу приводят к падению потребления баллонного газа. Но мы ищем пути сохранить деятельность. Проводим реорганизацию складов, иногда сокращаем персонал, если это необходимо, но все равно система обеспечения баллонным газом населения продолжает работать.

OilNews: В Украине реально нарастить потребление баллонного газа. Что нужно, чтобы развивать это направление сбыта?

А. Сиденко: В масштабах государства основная проблема баллонного рынка – это безнадежно устаревший парк баллонов. Все емкости (баллоны), которые сегодня есть в государстве, с выработанным ресурсом. Их эксплуатировать можно после проведения освидетельствования и испытания, но срок их эксплуатации вышел в 2000 г. И поэтому необходимо понимать, что в такой ситуации оставлять абонента «один на один» с баллоном нельзя. То есть, этим должны заниматься специализированные предприятия, которые преследуют не только коммерческую выгоду, но и понимают ответственность, беспокоятся о своих потребителях.

На своем уровне обновлять парк баллонов мы не можем, потому что на это нужны крупные дополнительные финансы.

OilNews: В цену газа можно было бы заложить замену баллона?

А. Сиденко: Возможно, это единственный действенный механизм, когда цена баллона повышается условно на 50 грн, и эти деньги идут в отдельный фонд обновления парка. Но это механизм для формирования парка в будущем, а менять его нужно уже сейчас. Для этого нужен финансовый ресурс: государственная программа, вероятно, кредитная линия. А кто это будет делать сегодня?!

И. Квочак: Это не все. В процессе замены парка нужно уходить от 50-ти литровых (21 кг) к более мелким емкостям, 27 л, например, (11 кг). Тогда разовая нагрузка на кошелек абонента в два раза сокращается.

OilNews: Как сегодня можно перейти на продажу небольшими объемами? Например, заправлять его на 50-100 грн?

А. Сиденко: У нас на законодательном уровне регламентирована цена и рентабельность на полный баллон, а не на литр. Соответственно, продавать полбаллона мы уже не можем.

Мы также не можем себе установить цену на доставку, как это сделано в других странах. Там можешь заказать себе баллон, к примеру, за 200 грн, а цена его доставки составит 250 грн. И потребитель решает, нужен ли ему этот баллон сейчас, или он подождет, пока накопятся другие абоненты рядом, чтобы стоимость доставки снизилась. У нас такое невозможно.

И. Квочак: Наливать частично еще невозможно и потому, что в этом случае мы не сможем проконтролировать процесс. Ни экономически, ни технически. На ГНС это происходит безопасно, а во дворе?!

OilNews: Что вы скажете о газгольдерах? Есть в Украине перспектива для отопления на пропане?

И. Квочак: Я лично знаю несколько людей в Буковеле, которые их используют. Но на сегодняшний день, учитывая цену коммерческого газа, это невыгодно. Владельцы больших домов сейчас переходят на древесное отопление. Поэтому пока перспективы туманные.

А. Сиденко: А на востоке, к тому же, мы видим широкую сеть покрытия природным газом. Почему в Европе много жгут сжиженного газа для отопления? Потому что там нет такой газификации, и цена природного газа была всегда высокая, соизмеримая с пропаном.

OilNews: С 2015 г. заправка баллонов фактически разрешена в розничных сетях. Вы используете эту возможность?

А. Сиденко: С этим еще необходимо разбираться. Кто и зачем пролоббировал изменение некоторых законодательных актов, пользуясь тем, что государство отвлечено на бОльшие проблемы. Я думаю, придёт еще время, и мы с этим разберемся или поможем разобраться соответствующим органам. Наполнение баллонов в своей сети АГЗП мы не практикуем. Ведь хорошо знаем, чем это заканчивается. Ладно, можно определить вес остатка в баллоне. А правильно проверить вентиль, общее состояние баллона – как это сделать нормально на заправке?

Мы же участвуем в расследованиях всех несчастных случаев с баллонами. Поверьте, реально их намного больше, чем вы слышали. И всегда выясняется, что взорвавшийся баллон был заправлен на АГЗП.

OilNews: Сколько, по вашей оценке, газа в баллонах заправляется на АГЗП?

И. Квочак: У нас немного, поскольку большие операторы не занимаются заправкой баллонов, а «подзаборников» у нас почти нет. Не то что в Киеве!

OilNews: С чем связано сокращение вашей сети АГЗП?

А. Сиденко: Была проведена планомерная оптимизация. В некоторых местах было принято решение закрыть заправки с низкими проливами, которые не в состоянии были заработать деньги даже на свое содержание.

OilNews: Какие прокачки сегодня на ваших станциях?

А. Сиденко: Я бы отнес нас к разряду «середняков». Сейчас мы вышли на нормальные проливы, от 1,5 до 3 кубов в день. Но это на востоке, в других областях меньше. Для нашего уровня станций и их расположения, а также с отсутствием дополнительного сервиса это хороший результат, я считаю.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти