У початок
«Мы создали прецедент в системе государственных закупок» – Андрей Бычков

«Мы создали прецедент в системе государственных закупок» – Андрей Бычков

В 2016 году тендеры государственных предприятий на закупку нефтепродуктов плотно вошли в жизнь крупнейших участников топливного рынка. Если в 2015 году блокаду поставок «Укрзализныци» прорвала ОККО, то в 2016 году на слуху оказался SOCAR. Одержав эффектную и неожиданную победу над WOG в августовском тендере на поставку 14 тыс. т дизтоплива, трейдеру пришлось познать на себе всю мощь коррумпированной «железнодорожной» машины и «теплых» объятий конкурента. Отстаивать свое право на поставку топлива по минимальной цене пришлось на протяжении двух месяцев. В немалой степени заслугой SOCAR стало и ускорение изменений в громоздкой процедуре закупок, что, впрочем, коренным образом пока не изменило их проблематику. Как бы там ни было, тендеры «Укрзализныци» остаются настоящим полем боя. О важнейших аспектах этой интересной сферы OilNews пообщался с директором оптового направления Андреем Бычковым и начальником Управления правового обеспечения ГК «СОКАР Украина» Михаилом Третьяковым.

OilNews: В этом году SOCAR стал одним из центральных персонажей в области госзакупок. Летняя схватка с WOG запомнилась многим. Скажите, та поставка 14 тыс. т дизтоплива была эффективной для компании в конечном итоге? Чему она вас научила?

Андрей Бычков: Безусловно, поставка была коммерчески выгодной, несмотря на задержку в оплатах, причиной которой как раз и была схватка WOG с «Укрзализныцей». Но ее ценность для нас определяется также рыночными и политическими эффектами. Фактически, был создан прецедент, когда в систему государственных закупок зашел новый игрок, обеспечив себе победу исключительно за счет конкурентоспособности предложения. Это хороший сигнал для рынка, свидетельство того, что система меняется. В случае с ГК SOCAR важно также, что это произошло на фоне встречи Президентов двух стран: Украины и Азербайджана.

OilNews: Недавно вы заявили, что предложение вашей компании полностью соответствует требованиям «Укрзализныци», а жалобы на его недостатки несостоятельны. На чем основаны ваши утверждения?

Андрей Бычков: Суть заявления была в том, что наше предложения полностью соответствовало требованиям закона, а замечания были вызваны, в первую очередь, разночтениями в самих условиях тендера. Причем недостатки, за которые SOCAR был снят с конкурса, в равной степени были присущи предложениям других участников публичной закупки, но на это почему-то никто не обращал внимания. Именно поэтому мы и призывали к публичному обсуждению в кругу участников рынка и представителей УЗ.

OilNews: После ваших заявлений «Укрзализныця» упростила некоторые пункты тендерных требований. Как вы расцениваете эти изменения, и что еще вы бы предложили изменить для повышения прозрачности торгов и, следовательно, качества конкуренции?

Андрей Бычков: Конечно, мы приветствуем инициативы УЗ. И упрощение тендерной документации, и формульный подход, и желание УЗ наладить отношения с АМКУ, являются для нас сигналами оздоровления системы. Дополнительно для повышения прозрачности торгов мы можем рекомендовать, во-первых, введение долгоиграющей формулы, что позволит УЗ покупать топливо дешевле. Во-вторых, модернизацию системы аккредитации на тендеры. По нашему мнению, процедуру обжалования необходимо проводить до получения акцепта на тендер, что позволит исключить ее использование для блокировки тендеров с целью злоупотреблений.

OilNews: Перевозчик недавно заявил о намерении применить санкции против жалобщиков, срывающих, по мнению УЗ, тендеры, тем самым препятствуя нормальной деятельности «Укрзализныци» как стратегического предприятия. Как вы расцениваете такие заявления, особенно в части лишения доступа трейдеров к подвижному составу? Лично вы теперь откажетесь от возможности опротестовать торги?

Михаил Третьяков: Действительно, в последнее время в рамках публичных закупок особенно остро встал вопрос процессуальной шиканы или недобросовестного использования права на обжалование. Наша компания, как и другие законопослушные участники рынка, не раз становилась объектом процессуальных злоупотреблений со стороны участников, заинтересованных в срыве процедур госзакупок. К сожалению, не существует одномоментного решения данной проблемы, которая носит комплексный характер и требует системного подхода. Первые шаги на этом пути уже были сделаны. Дополнительным инструментом, на наш взгляд, может стать повышение платы за подачу жалоб в АМКУ путем «привязки» ее размера к сумме лотов по обжалуемой процедуре. Ведь очевидно, что установленные сейчас 5000 грн. не могут рассматриваться, как достаточное основание не подавать заведомо проигрышную жалобу. Тогда как оплата, например, на уровне 1,5-2% от многомиллионных сумм могла бы заставить задуматься о целесообразности процессуальной диверсии со стороны зачастую недобросовестных технических компаний-участниц тендеров. В любом случае, одних инициатив бизнеса или УЗ мало – необходимы изменения в законодательном поле, позволяющие без ущемления прав добросовестных субъектов, в том числе на обжалование незаконных решений, предотвращать попытки процессуального шантажа и блокирования процедур публичных закупок.

OilNews: Перевозчик объявил на конец года ряд тендеров на большой объем топлива. Ваш прогноз на их исход.

Андрей Бычков: С учетом того, что объявленная ожидаемая стоимость закупки сейчас, в связи с последними изменениями на бирже, граничит с себестоимостью, можно прогнозировать развитие ситуации следующим образом. Либо после проведения тендера будет согласовываться повышенная стоимость, что, на мой взгляд, автоматически создаст почву для злоупотреблений. Либо тендеры будут отменены. Последнее сопряжено с состоянием дефицита в поставках, в котором может оказаться УЗ. Но, с учетом поставок по последним тендерам, около 40 тыс. тонн, займов от нескольких участников рынка, а также при условии, что новые тендеры будут оперативно проведены в начале года, этого риска можно избежать. При этом комплексно закрыть вопрос с дефицитом раз и навсегда можно было бы путем создания стратегического запаса, воспользовавшись процедурой аналогичной той, которую использовали в Министерстве Обороны – проведение тендеров вне системы Prozorro в связи со стратегической необходимостью. Такой запас не только даст возможность УЗ спокойно проводить тендеры, но, что немаловажно, исключит давление со стороны трейдеров.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти