В 2016 году тендеры государственных предприятий на закупку нефтепродуктов плотно вошли в жизнь крупнейших участников топливного рынка. Если в 2015 году блокаду поставок «Укрзализныци» прорвала ОККО, то в 2016 году на слуху оказался SOCAR. Одержав эффектную и неожиданную победу над WOG в августовском тендере на поставку 14 тыс. т дизтоплива, трейдеру пришлось познать на себе всю мощь коррумпированной «железнодорожной» машины и «теплых» объятий конкурента. Отстаивать свое право на поставку топлива по минимальной цене пришлось на протяжении двух месяцев. В немалой степени заслугой SOCAR стало и ускорение изменений в громоздкой процедуре закупок, что, впрочем, коренным образом пока не изменило их проблематику. Как бы там ни было, тендеры «Укрзализныци» остаются настоящим полем боя. О важнейших аспектах этой интересной сферы OilNews пообщался с директором оптового направления Андреем Бычковым и начальником Управления правового обеспечения ГК «СОКАР Украина» Михаилом Третьяковым.
OilNews: В этом году SOCAR стал одним из центральных персонажей в области госзакупок. Летняя схватка с WOG запомнилась многим. Скажите, та поставка 14 тыс. т дизтоплива была эффективной для компании в конечном итоге? Чему она вас научила?
Андрей Бычков: Безусловно, поставка была коммерчески выгодной, несмотря на задержку в оплатах, причиной которой как раз и была схватка WOG с «Укрзализныцей». Но ее ценность для нас определяется также рыночными и политическими эффектами. Фактически, был создан прецедент, когда в систему государственных закупок зашел новый игрок, обеспечив себе победу исключительно за счет конкурентоспособности предложения. Это хороший сигнал для рынка, свидетельство того, что система меняется. В случае с ГК SOCAR важно также, что это произошло на фоне встречи Президентов двух стран: Украины и Азербайджана.
OilNews: Недавно вы заявили, что предложение вашей компании полностью соответствует требованиям «Укрзализныци», а жалобы на его недостатки несостоятельны. На чем основаны ваши утверждения?
Андрей Бычков: Суть заявления была в том, что наше предложения полностью соответствовало требованиям закона, а замечания были вызваны, в первую очередь, разночтениями в самих условиях тендера. Причем недостатки, за которые SOCAR был снят с конкурса, в равной степени были присущи предложениям других участников публичной закупки, но на это почему-то никто не обращал внимания. Именно поэтому мы и призывали к публичному обсуждению в кругу участников рынка и представителей УЗ.
OilNews: После ваших заявлений «Укрзализныця» упростила некоторые пункты тендерных требований. Как вы расцениваете эти изменения, и что еще вы бы предложили изменить для повышения прозрачности торгов и, следовательно, качества конкуренции?
Андрей Бычков: Конечно, мы приветствуем инициативы УЗ. И упрощение тендерной документации, и формульный подход, и желание УЗ наладить отношения с АМКУ, являются для нас сигналами оздоровления системы. Дополнительно для повышения прозрачности торгов мы можем рекомендовать, во-первых, введение долгоиграющей формулы, что позволит УЗ покупать топливо дешевле. Во-вторых, модернизацию системы аккредитации на тендеры. По нашему мнению, процедуру обжалования необходимо проводить до получения акцепта на тендер, что позволит исключить ее использование для блокировки тендеров с целью злоупотреблений.
OilNews: Перевозчик недавно заявил о намерении применить санкции против жалобщиков, срывающих, по мнению УЗ, тендеры, тем самым препятствуя нормальной деятельности «Укрзализныци» как стратегического предприятия. Как вы расцениваете такие заявления, особенно в части лишения доступа трейдеров к подвижному составу? Лично вы теперь откажетесь от возможности опротестовать торги?
Михаил Третьяков: Действительно, в последнее время в рамках публичных закупок особенно остро встал вопрос процессуальной шиканы или недобросовестного использования права на обжалование. Наша компания, как и другие законопослушные участники рынка, не раз становилась объектом процессуальных злоупотреблений со стороны участников, заинтересованных в срыве процедур госзакупок. К сожалению, не существует одномоментного решения данной проблемы, которая носит комплексный характер и требует системного подхода. Первые шаги на этом пути уже были сделаны. Дополнительным инструментом, на наш взгляд, может стать повышение платы за подачу жалоб в АМКУ путем «привязки» ее размера к сумме лотов по обжалуемой процедуре. Ведь очевидно, что установленные сейчас 5000 грн. не могут рассматриваться, как достаточное основание не подавать заведомо проигрышную жалобу. Тогда как оплата, например, на уровне 1,5-2% от многомиллионных сумм могла бы заставить задуматься о целесообразности процессуальной диверсии со стороны зачастую недобросовестных технических компаний-участниц тендеров. В любом случае, одних инициатив бизнеса или УЗ мало – необходимы изменения в законодательном поле, позволяющие без ущемления прав добросовестных субъектов, в том числе на обжалование незаконных решений, предотвращать попытки процессуального шантажа и блокирования процедур публичных закупок.
OilNews: Перевозчик объявил на конец года ряд тендеров на большой объем топлива. Ваш прогноз на их исход.
Андрей Бычков: С учетом того, что объявленная ожидаемая стоимость закупки сейчас, в связи с последними изменениями на бирже, граничит с себестоимостью, можно прогнозировать развитие ситуации следующим образом. Либо после проведения тендера будет согласовываться повышенная стоимость, что, на мой взгляд, автоматически создаст почву для злоупотреблений. Либо тендеры будут отменены. Последнее сопряжено с состоянием дефицита в поставках, в котором может оказаться УЗ. Но, с учетом поставок по последним тендерам, около 40 тыс. тонн, займов от нескольких участников рынка, а также при условии, что новые тендеры будут оперативно проведены в начале года, этого риска можно избежать. При этом комплексно закрыть вопрос с дефицитом раз и навсегда можно было бы путем создания стратегического запаса, воспользовавшись процедурой аналогичной той, которую использовали в Министерстве Обороны – проведение тендеров вне системы Prozorro в связи со стратегической необходимостью. Такой запас не только даст возможность УЗ спокойно проводить тендеры, но, что немаловажно, исключит давление со стороны трейдеров.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти