В начало
Исповедь железнодорожника, или Как воруют топливо на Одесской железной дороге

Исповедь железнодорожника, или Как воруют топливо на Одесской железной дороге

Также доступно на украинском языке

- Лариса Усенко, обозреватель Enkorr

С редакцией enkorr связался человек, который на условиях анонимности рассказал нам о том, как на Одесской железной дороге работает схема хищения топлива с тепловозов. Как железнодорожники научились обходить систему контроля параметров работы тепловоза, сливая «сэкономленное» топливо особым способом и затем не менее остросюжетно выбрасывая канистры с поезда. Свой путь этот топливо заканчивает на местных АЗС.

«На железнодорожной ветке «Одесса–Измаил», которую обслуживает Одесская железная дорога – региональный филиал ПАТ «Укрзализныця», много лет действует схема воровства дизельного топлива, которым заправляются тепловозы, – рассказал Леонтий И. (из этических соображений имя изменено). – Кражи ДТ с тепловозов, которые курсируют по железнодорожной ветке «Одесса–Измаил», происходят регулярно – схема налажена давно, и она работает, как часы.

В Белгороде составы цепляют к тепловозам, которые находятся в депо города Арциза и которые тянут до Измаила. На этом участке от Белгорода через Арциз до Измаила осуществляется основное хищение топлива.

Все происходит во время движения состава: сначала в тепловоз на ходу забрасывают пустые канистры, потом их быстро наполняют топливом, после чего, так же на ходу, сбрасывают вдоль железнодорожной ветки.

Для этого используются легкие пластмассовые канистры емкостью 30 л, которые от удара не разбиваются. В этом задействованы все 90 машинистов, которые работают в депо. По моим расчетам, ежемесячно «налево» уходит 675 т топлива.

Учитывая стоимость ДТ в мелком опте (ныне это 24-25 грн/л), это более 2 млн грн в месяц. Все происходит под контролем начальника депо, и далее в цепочке задействованы так называемые «вывозники» – люди, которые собирают канистры, сброшенные с тепловоза на ходу. Именно они отвечают за его реализацию, и сдают либо фермерам, либо на автозаправочную станцию, которая работает за городом, по 15-16 грн/л.

Эту схему хищения топлива наладили лет 20 назад: президенты и правительства в стране меняются, а тут все как было, так и продолжается. А если вдруг находится машинист, который не хочет таким образом «экономить» топливо, управа на него одна: с машиниста быстро понизят до слесаря, а это ощутимая разница в зарплате, так что люди скрепя сердце соглашаются.

Сейчас хищение топлива таким образом возможно еще и потому, что в тепловозах отключили «Дельты» – системы контроля параметров их работы, которые работают через спутник, а вся получаемая с их помощью информация выводится на центральный монитор в дирекции Одесской железной дороги.

«Дельта» мешала, потому что эта бортовая система имеет возможность непрерывной регистрации основных параметров эксплуатации локомотива, в том числе она определяет показатель использования топлива (кг/кВт*ч), измеряет и фиксирует динамику количества топлива в баке локомотива в течение смены с дискретностью 1 л, проводит анализ расхода топлива в баке, т.е. сравнение расчётного расхода с показаниями датчика количества топлива в баке, а также ведет автоматический учёт топлива при передаче смены и экипировке.

Это дорогущее оборудование в свое время было установлено на тепловозы в том числе и для того, чтобы предотвратить хищения топлива. Но «Дельты» отключили – не без того, что кто-то на этом хорошо заработал, и тепловоз, выезжая из депо, работает на двух секциях (это легко можно увидеть, дым из двух труб валит!), а как только он оказывается вне пределов Арциза, одну секцию двигателя отключают, и дальше он движется уже на одной. Таким образом они экономят топливо. Но это убивает и так старенькие тепловозы – технически одна секция не может тянуть груз, это для нее слишком большая нагрузка. Отсюда – поломки двигателей тепловозов, слишком большие расходы на их ремонт…

Кроме того, двигатель отключают на спусках, что также позволяет экономить дизель. В результате, несмотря на то, что в последнее время были урезаны нормы на топливо, все равно есть место для подвига.

Слив топлива происходит прямо на ходу – при помощи шланга и насоса. Потом в определенном месте тепловоз немного притормаживает, человек становится на ступеньку, из секции ему подают полные канистры – и он их сбрасывает на землю, где уже ждет «вывозник».

Как правило, у каждого машиниста – свой «вывозник». Это может быть обычный водитель, который за небольшую плату собирает эти канистры. Но есть «вывозники», которые по определенной цене выкупают это топливо, а потом далее занимаются его реализацией уже сами. Все происходит практически в безлюдных местах, где одни только вороны – там по обе стороны железнодорожного полотна, в основном, поля и посадки, которые его закрывают.

Воровать топливо умудрялись даже тогда, когда работали системы «Дельта»: канистры закидывали в тепловоз, они катались на протяжении всей поездки, и за это время топливо в них капало через специальные капельницы, которые «Дельта» попросту «не видела» из-за того, что ДТ отбиралось очень медленно.

Со временем это стало опасно, потому что канистры мог увидеть любой проверяющий, который зайдет на промежуточной станции, и они нашли возможность отключить систему контроля. Но в любом случае все делается так, чтобы количество топлива в баках точно соответствовало тому, что указано в документах – чтобы никакая проверка с Киева не поймала: все сворованное сливается на перегонах.

Почему этого не видит новая служба безопасности железной дороги, которая оснащена соответствующей аппаратурой, дронами и т.д. и которая обязана все это дело фиксировать, как по мне, очень большой вопрос. Выходом может стать установка в баки тепловозов уровнемеров или, к примеру, окраска дизеля каким-то веществом черного цвета, т.е., путем порчи его товарного вида.

Эту схему в упор не видит не только служба безопасности железной дороги, но и множество других служб, которым по долгу службы полагается видеть все это и пресекать».

***

От редакции: поскольку наш собеседник – незнакомый нам человек, перед публикацией мы показали этот рассказ профессиональному железнодорожнику. Он поставил под сомнение некоторые аспекты, но согласился со многими из перечисленных ухищрений, на которые идут машинисты. По его словам, эти объемы не так велики, зачастую ограничиваются собственными потребностями машинистов. Основные же хищения происходят на уровне хранилищ и депо.

В целом проблема остается актуальной, о чем говорят регулярные сигналы. Один из последних – о краже дизтоплива сотрудниками Ровенского филиала Львовской железной дороги, которую раскрыли правоохранители.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти