Процесс производства альтернативного топлива требует высокой производственной культуры, которую, как показало недавнее исследование Института потребительских экспертиз (ИПЭ), украинские операторы, торгующие этим ресурсом, не соблюдают. Такое мнение в своей авторской колонке высказал независимый эксперт Александр Лютый.
«Рынок оказался не готовым к работе с таким капризным продуктом, как спиртосодержащие бензины – топлива моторные альтернативные. Нужно разделять кустарное производство и полноценный технологический производственный цикл, требующий высокой технологической культуры и продвижения», — отмечает эксперт.
По его словам, высокая технологическая культура производства альтернативного топлива включает в себя контроль сырья, правильное введение присадок, чистоту резервуаров и т.д..
«Тот же ДСТУ 8696 «Топливо альтернативное для бензиновых двигателей. Технические условия» в пункте 4.4.1 (присадки и добавки) предусматривает обязательное добавление ингибитора коррозии, не говоря о других функциональных присадках, которые при производстве альтернативных топлив рекомендуется добавлять как в сырье, так и в конечный продукт. В противном случае топливо может быстро потерять свои свойства. Собственно, это мы и увидели по результатам исследований ИПЭ», — пишет Лютый.
Он отметил, что согласно исследованию, единственным образцом, который отвечает характеристикам альтернативного топлива, был продукт от «БРСМ Нафта» – одного из лидеров «альтернативного» движения. Между тем, по его словам, к производству компании есть много вопросов, в том числе по качеству продукта.
«В паспорте качества показатель давления насыщенных паров равен 43 кПа, тогда как в ДСТУ его минимальное значение регламентировано на уровне 45 кПа. И это для лета, а в этом марте, как по мне, даже не полноценная весна. На что влияют такие отклонения? На пусковые свойства топлива: из-за низкого давления паров углеводородов/спирта двигатель может попросту не завестись», — отметил он.
Второе замечание эксперта касается уровня бензола в продукте. Так, в паспорте компании фактический бензол указан 1,5%, норма в паспорте – вообще 2,5%, при том, что реально она не должна превышать 1-1,5%.
«По факту же в исследовании ИПЭ видим, что бензол находится на очень пристойном уровне 0,23%. Тогда возникает вопрос: как устроен процесс производства и контроля качества такого топлива, если важнейшие параметры могут «гулять» в таком диапазоне? Были ли они определены реально?» — вопрошает эксперт.
Кроме того, он отметил, что в рассматриваемом случае паспорт и сама маркировка продукта не отвечает его фактическим показателям. По факту 30,7% биокомпонента должно маркироваться как Е40, тогда как в паспорте «БРСМ» значится Е50. Чтобы исследуемый продукт был Е50, концентрация биоэтанола в нем должна быть от 40% до 50%. Соответственно согласно ДСТУ 8696 топлива моторные альтернативные, которые маркируются как Е20, должны содержать биоэтанола от 10 до 20%, как Е30 – от 20 до 30% и так далее.
«Я далек от мысли, что «БРСМ» специально дезинформирует своих клиентов. Моя версия: «альтернативу» компания делает по старым ТУ 2010-2011 годов и технологическим инструкциям (регламентам), хотя в 2016 году были приняты новые ДСТУ, за эти годы изменились законодательные и нормативные документы этой сферы. За последние три года отменено множество ГОСТов, поэтому свои внутренние документы было необходимо адаптировать. В итоге «маємо те, що маємо», — подытожил А. Лютый.
С результатами исследования Института потребительских экспертиз (ИПЭ) можно ознакомиться по ссылке.
Напомним, производство и реализация альтернативных топлив регулируется Законом Украины «Об альтернативной энергетике». Для стимулирования потребления этого топлива предусмотрена льготная ставка акцизного сбора в размере 162 евро за 1000 л, тогда как на нефтяной бензин она составляет 213 евро. Однако программа не получила особого распространения из-за низкого спроса у покупателей, больших издержек при производстве и реализации и частых нареканий на качество. Падение цен на нефть и сохранение высоких цен на биоэтанол в 2020 году сделало выпуск и продажу альтернативного топлива экономически невыгодным, в связи с чем было отмечено падение его выпуска. Производство прекратил НПЗ «Укртатнафта», продажу остановил один из крупнейших дистрибуторов – столичная сеть АЗК KLO, заменившая его в линейке реализации бензином А-100.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти