В начало

Топ-5 новостей недели от Сергея Куюна (2–6 декабря)

Труба подышит в декабре, европейские партнеры оказались белорусами, к пошлинам добавят квоты, ритейлеры пропускают гол в свои ворота, ГФС продолжает заниматься любительской фотосъемкой.

«ПрикарпатЗападтранс» возобновит прокачку российского ДТ

Сообщение всколыхнуло рынок. Магистраль стоит уже четыре месяца, тогда как три года до этого была частью бизнеса практически каждого, обеспечивая под 40% потребности рынка в ДТ. Но по мере появления подробностей становится ясно, что декабрьская реанимация будет эпизодической. Оглашенная покупателями формула с премией к котировке ДТ в Средиземноморье $20–25 плюс пошлина $23 смотрятся грустно. Но это только на первый взгляд. Декабрьское пробуждение трубы стало возможным благодаря рекордным спредам между средиземноморской и северо-западной котировкой ДТ, к которой привязаны белорусские и железнодорожные российские поставки. Так, если обычно разница в котировках редко превышала $10/т, то в последнее время достигает $20. На 4 декабря, к примеру, она составляла $16. С учетом этой поправки декабрьский трубопроводный дизель в паритете с северо-западом будет стоить +$32–37/т. А это даже ниже, чем на спотовые партии белорусского продукта, достигающие 25 долл./т (плюс транспорт от Мозыря до Коростеня еще $12/т). С другой стороны, это намного дороже того же трубопроводного ДТ, но с поставкой из Гомеля, где отгрузки идут преимущественно по «термам» прошлого года с премиями $12–15/т.

Судя по всему, декабрьский арбитраж по трубе стал сюрпризом и для самих ресурсодержателей трубопроводного дизтоплива. Во всяком случае крупные покупатели российского ДТ оказались не в курсе такой опции. Но если высокие спреды между югом и севером сохранятся, в новом году все может быть не так безнадежно, ведь новые белорусские контракты подписываются с новыми, более высокими премиями, стартующими от $19/т. О больших объемах вряд ли приходится говорить, но «вылазки», подобные декабрьской, вполне возможны. К тому же еще нужно дождаться их выгрузки, все же это первая поставка после пошлин. 

 

Orlen предложил украинским контрагентам повышенные премии на ДТ

Тем временем эхо пошлин продолжает доноситься и отрезвлять рыночную и не только общественность. Если повышение премий белорусами было воспринято буднично (тоже мне новости), то аналогичные действия от европейских партнеров неожиданно возымели резонанс. Мол, как же так, вы же наша опора и помощь в нашей святой борьбе за европейские ценности. Джаст бизнес, друзья… И белорусы, и поляки покупают дешевую российскую нефть и продают нам дорогой нефтепродукт по максимальным ценам.

Мне даже приходилось слышать от одного из представителей Orlen упреки по поводу того, что недопустимо нам, украинцам, закупать российское дизтопливо, мы должны покупать в Европе, несмотря на высокую цену. «Мы же вам помогаем на политической арене, хотелось бы что-то получить взамен», — сказал мой собеседник. На  вопрос, почему им можно покупать дешевую российскую нефть, а нам нельзя покупать дешевый российский дизель, ответ был таков: «Мы же с ними не воюем…».

Это к тому, что и белорусы, и литовцы живут своими экономическими интересами, и что нам также не помешало бы этим руководствоваться.

 

Украина должна ограничить поставку топлива из одного источника до 30% — указ Президента

В продолжение предыдущей темы органично ложится указ Президента, тезисы которого ранее были озвучены главой Минэкоэнерго Алексеем Оржелем. Эта норма широко известна, и была разработана Евросоюзом. Правда, дальше рекомендаций дело так и не пошло: насколько известно, на законодательном уровне норма не утверждена ни в одной стране ЕС. А решение СНБО, которое и было оформлено в указ Президента, предписывает такую законодательную базу разработать до 1 июля 2020 года. Как это реализовать на практике, непонятно, так как доли игроков часто меняются.

Возьмем для примера дизтопливо. В 2018 г. доля российского ДТ в общем балансе рынка составила 42%, Беларуси — 33%, Литвы — 7%, внутреннее производство — 11%. Допустим, россиянам и белорусам ограничили квоты 30%, остается поставить еще 40%. Ресурсы есть, вопрос их стоимости. Когда карты открыты, построить согласованную игру очень просто. Когда все будут знать, что, к примеру, квота Беларуси будет из расчета 180 тыс. т в месяц (2,1 млн т в год, что соответствует 30% рынка), цена будет максимальной. БНК разыгрывает эту карту каждый год, в этом,например, заявив, что есть всего 140 тыс. т в месяц. Но рынок понимает, что будет 250 тыс. т, а поэтому высокую цену не дал. Но когда квота белорусов будет законодательно ограничена, поставщик получит возможность дополнительно поднять цены. А за ним, как уже я писал выше, пойдет и Литва, и россияне. Но и это еще не все.

А как быть с 20%, которые, судя по всему, придется брать с моря? Какие цены будут сформированы на эти партии, учитывая их безальтернативность? А почем будет продавать бензин «Укртатнафта» и «Укргаздобыча», которым на двоих останется 55% рынка бензина? По самому высокому литовскому паритету, который в таких условиях вырастет еще выше. Пример пошлин на «трубу» ничему не научил?

 

АМКУ потребовал от 8 операторов АЗС пересмотреть цены на бензин и ДТ

Дорогая, ты все неправильно поняла! Эту легендарную фразу вполне можно использовать и в данной ситуации. Маржи в этом году действительно радуют владельцев АЗС. Но, во-первых, неправильно оценивать рынок лишь по показаниям стелы, по этой цене реализуется в лучшем случае 20–30% продаж. Остальные — по картам лояльности и корпоративные продажи по ценам мелкого опта.

Во-вторых, маржи на сжиженном газе, а это более 20% продаж – нет. По факту продажа газа субсидируется бензином и ДТ.

В-третьих, объемы дизтоплива и бензина падают за счет перетока к нелегалам. Падение продаж при постоянно растущих затратах тоже надо чем-то перекрывать.

В-четвертых, на перечисленные сети приходится около 3000 станций (с учетом аффилированной с «Укрнафтой» сетью «Привата»). Всего же в стране около 7000 АЗС. Не будет большой ошибкой сказать, что около 4000 АЗС работает в ценах ниже и намного ниже, чем у ценовых лидеров. Да и внутри самой выделенной АМКУ группе цены не одинаковы.

Ошибкой рынка стало отсутствие реакции на укрепление курса гривни. За последние годы потребителю удалось донести, что цены на топливо очень чувствительны к курсу. Но этот тезис работал лишь на рост — курс доллара вечно рос. А в этом году он впервые лег на обратный курс и алгоритм должен был сработать и в эту сторону. Хоть бы на гривню, но должен был. Цена этой забывчивости может оказаться крайне высокой. Самое главное, что в глазах широкой общественности вновь поставлена под сомнение высокая конкуренция, которая присуща этому рынку.

 

ГФС заявила о ликвидации схемы реализации контрафактного топлива с месячным оборотом 2 тыс. т (фото)

Завершают обзор вести с «фронта» борьбы с нелегалами. Новости, правда, разные. Разумеется, что о заводе под Полтавой, который неожиданно обнаружили фискалы, давно все знали, особенно на местном уровне. Но самое интересное не в этом: как сообщают мои источники, работе предприятия ничего не угрожает. «Зашли, пофотографировали, и ушли», — передают очевидцы событий из-под Полтавы. На самом деле это весьма будничная практика наших налоговиков, на которой их ловили неоднократно. Так было с «задержанием» пару лет назад танкера, который осмотрели, ничего не предъявили, но написали на своем сайте о пресечении преступной схемы. Такой же случай вскрылся и по итогам изучения подробностей «облавы» на одну из нефтебаз Киевской области, когда на сайте ГФС выложили стандартный набор фото с резервуарами, канистрами и кучей печатей. На поверку оказалось, что по факту кроме обычной проверки ничего не произошло. Ранее это происходило под руководством главы Налоговой полиции Сергея Билана, которого на прошлой неделе Кабмин освободил с занимаемой должности. Но, как видим, дело его живет.

 

Бонус: LPG Ukraine 2020 пройдет 20–21 февраля

Буду краток: ждем новой встречи с вами!

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти