Обсудив вопросы снабжения и регулирования рынка сжиженного газа 7 октября, организаторы посвятили второй день конференции вопросам потребления. Изюминкой форума стало обсуждение темы автономного газоснабжения, которая в свете напряженной ситуации с поставками российского природного газа заиграл новыми красками.
По расчетам исполнительного директора УАСГ Олега Широкова, при сохранении темпов роста рынка в IV-м квартале (около 12%), по итогу 2014 г. емкость украинского рынка сжиженного газа может составить порядка 1 млн т. Точность данных в государственном учете газа по-прежнему оставляет желать лучшего, однако, по оценкам экспертов, порядка 750-800 тыс. т в Украине заправляется в баки автомобилей, остальной газ – в бытовые баллоны: как через розничную сеть, так и через «облгазы».
Автогаз: движение не вглубь, а вширь
Пока рост автогаза имеет экстенсивный характер, считает Артем Куюн, заместитель генерального директора «Консалтинговой группы А-95». По его мнению, за популярностью газа не поспевает маркетинг. «Даже крупнейшие операторы рынка, имеющие большой опыт в продвижении бензинов и дизтоплив, в отношении автогаза используют примитивные инструменты: скрытые скидки или банальную вторую цену на пистолете. С такими темпами рынок скоро исчерпает свои «природные» драйверы роста», – отметил аналитик.
Участники рынка с таким утверждением не спорят, но отмечают, что причина кроется в низком уровне организации рынка пропан-бутана по сравнению с продажей бензина. «Даже на большом комплексе невозможно держать цену намного выше, чем на подзаборной бочке. Цена остается на 99% определяющим фактором места заправки», – довелось услышать от одного из крупных импортеров, выведшего в прошлом году в газовый ритейл. Этот фактор обеспечивает лидерство «БРСМ-Нафты» и «Привата», которые по удельным прокачкам оставили конкурентов далеко позади. Лидеры продаж, к слову, на конференцию не заявились. Из соображений экономии?!
А. Куюн также указал на то, что продажи газа напрямую зависят от количества внимания, которое уделяется в сети этому продукту. Так, в наличных продажах «Надежды», известной своим газовым новаторством, доля пропан-бутана составляет 57%, в то время как в сети ОККО, явно отставшей в развитии газового бизнеса, этот показатель не превышает 3,5%.
Еще одной проблемой для рынка автогаза остается плачевная ситуация в сфере переоборудования транспорта. Рост сети станций по установке ГБО пагубно сказался на качестве обслуживания автолюбителей, желающих перейти на газ. «С одной стороны, человек все же ставит газ, но из-за возникающих проблем репутация топлива серьезно портится. Отсюда и убеждение, что это топливо только для таксистов, – говорит представитель сети АГЗС из Донецка. – Большинство СТО живут сегодняшним днем, да и уровень бизнеса у них на уровне гаражного автомеханика. Если делать хорошо, то только самому».
Еще об одних потерях, которые уже легче исчисляются, говорил на конференции директор «Пропан-Сервиса» Александр Залюбовский – эксперт представил развернутый доклад о современных системах учета. Как известно, в опте трейдеры имеют дело с тоннами, а на пистолете – с литрами. Пересчеты «средней по больнице» плотности приводят к дисбалансу фактических объемов реализации и бухгалтерского учета на каждом этапе. «В реальной жизни «усредненный» учет стоит дорого. В среднем из-за этих нестыковок потери на каждой тысяче тонн могут достигать 250 тыс. гривен», – привел расчеты А. Залюбовский.
Нетрудно подсчитать, что в масштабах украинского рынка – это 225 млн грн… Представленные цифры заинтересовали всех без исключения присутствующих в зале и вынудили слушателей достать блокноты и ручки.
Остается актуальным и вопрос брендового газа. По мнению «А-95», осваиваемая скромными темпами сфера остается еще одним каналом недополученного операторами дохода. Сегодня лишь некоторые ритейлеры продвигают «продукт с именем» и неплохо на этом зарабатывают.
Результаты полевых испытаний улучшенного сжиженного газа привел на форуме Юрий Слиденко из Meridian Industrial Technologies, выход которой на украинский рынок совпал с проведением LPG Ukraine 2013. По словам Ю. Слиденко, поставляемая присадка eeFuel ожидаемо показала высокие результаты исследования. «Мы можем смело говорить о том, что присадка хорошо сглаживает скачки качества газа разных производителей. В сети, где тестировался продукт с присадкой, нарекания со стороны клиентуры сократились практически до нуля», – отметил представитель американской компании.
Главной же нормативной «инновацией», необходимость которой так до сих пор не осознали участники рынка, остается грядущее внедрение технического регламента. Дать ответы на наиболее болезненные вопросы в ходе форума пытались представители НИИ «МАССМА» Игорь Сахацкий и Светлана Шамкина. «Технический регламент – это необходимость, которую приняла на себя Украина, выбрав европейский курс», – пояснил важность изменений г-н Сахацкий.
На давно волнующий рынок вопрос, почему нельзя просто взять и перевести европейские стандарты, С. Шамкина ответила, что это невозможно по нескольким причинам. Прежде всего, расхождение в метрологии, а также соответствие отдельным законодательным актам.
Более приземленным и важным для рынка стал вопрос безопасности. Серии взрывов бытовых баллонов и трагедия на АЗС «БРСМ-Нафты» в Переяслав-Хмельницком нанесли серьезный удар по репутации сжиженного газа, требования к безопасности которого и без того называли преувеличенными. Поэтому выступление замглавы «Госгорпромнадзора» Степана Дунаса участники форума встретили большим количеством вопросов и предложений. Авторитетный чиновник разложил по полочкам все нарушения, приведшие к взрыву на «БРСМ», окончательно отвергнув выдвигаемую ранее версию теракта. «Дико наблюдать, как на красивых современных комплексах, в которые вложены огромные финансовые и трудовые ресурсы, нормы охраны труда попираются на каждом этапе», – отметил С. Дунас.
По оценке представителя одной из инжиниринговых компаний, невосполнимые потери в Переяславе стали следствием экономии владельцем заправки нескольких тысяч гривен.
С.Дунас также напомнил о проблеме заправки баллонов на АГЗС. Он выразил уверенность в необходимости легализации этой деятельности после утверждения регламентов, которые бы гарантировали ее безопасность. «В этом вопросе наше ведомство плотно сотрудничает с ассоциацией, и мы очень рассчитываем на то, что мы добьемся изменений вместе», – заключил спикер.
Серьезно об отоплении
Особенностью LPG Ukraine 2014 стала тема отопления. Об автогазе, как о горючем для отопления, говорили давно, но, пожалуй, только осознав вызовы, которые несет возможное прекращение поставок российского природного газа, о нем заговорили в полный голос.
Несколько удивила позиция «Нафтогаза Украины», от имени которого выступал и.о. зампереда компании Юрий Колупайло. Несмотря на все трудности с энергообеспечением страны, «Нафтогаз» не видит на горизонте такого топлива как сжиженный газ. «По крайней мере, в этом сезоне мы не рассматриваем LPG в качестве отопительной альтернативы», – сообщил представитель «Нафтогаза».
В представленных чиновником расчетах себестоимости сжиженному газу было отведено предпоследнее место перед дизтопливом, что вызвало множество возражений среди участников конференции, в том числе, и из Минэнергоугля.
Не соглашаются с выводами неповоротливого «Нафтогаза» и частные операторы. По мнению директора «Укравтономгаза» Андрея Дорофеева, смотреть на экономику сжиженного газа «в лоб» нельзя, поскольку в некоторых случаях пропан-бутан просто не имеет альтернативы в качестве топлива для обогрева.
Наверное, именно поэтому большинство торговых компаний сегодня уже сформировали технические артели, которые активно устанавливают системы отопления на сжиженном газе на аграрных предприятиях. Один «Укравтономгаз» уже реализовал более сотни проектов и, как признался, А. Дорофеев, «телефон красный».
Да и экономика относительна. Сегодня пропан-бутан в некоторых местах проигрывает другим энергоносителям, однако не факт, что такая ситуация сохранится даже в самом ближайшем будущем. Рассчитывать на снижение цены природного газа в обозримой перспективе не приходится, в то время как сжиженный газ в глобальном масштабе имеет все предпосылки для удешевления – в мире который год нарастает избыток этого ресурса. Вот и получается, что сжиженный газ со всеми своими достоинствами и недостатками ищет свое место. Тридцать лет назад он начал активно «пролезать» в бытовой сектор, десять лет назад – в автомобильный сектор, сегодня появляется экономическая и техническая целесообразность отапливать сжиженным газом.
Интересный пример привел один из участников конференции: пропан-бутаном обогревается крупный торгово-развлекательный комплекс под Киевом. «Берут 20 тонн в неделю. Там люди умеют считать деньги и почему-то же выбрали сжиженный газ», – говорит трейдер.
Фактически развитие отопления открывает для операторов перспективу солидного увеличения продаж. «Почему поставка дизтоплвиа аграриям – большой сектор сбыта для трейдеров. При правильном подходе, газ для отопления может стать чем-то сродни этому», – говорит А. Куюн.
Операторы также отмечают, что поставка газа для автономных систем способна выровнять сезонный спрос на ресурс.
Представители УАСГ, накануне конференции вернувшиеся из рабочей поездки в Польшу, призвали участников рынка объединить усилия для изменения ряда норм, которые сдерживают развитие этого направления. Заместитель генерального директора компании «Надежда» Станислав Батраченко был весел и краток: «На автономном газоснабжении можно и нужно зарабатывать. Я хотел набросать итоги поездки в презентации, но потом глянул и понял, что это очень хороший бизнес-план, поэтому делиться, простите, не буду».
Слушатели-газовики сигнал приняли: «Как показывает опыт, если «Надежда» задает тон какой-то теме, а потом уходит в молчаливое подполье, значит, там есть хороший заработок».
При этом С. Батреченко не скрывает: для эффективного применения сжиженного газа в отоплении еще нужно провести очень много бумажной работы, привлекая к ней чиновников разных уровней. Понимают это и сами чиновники. Впрочем, скорость преобразований может значительно повыситься после нынешней зимы. Как сказал начальник юрдепартамента Минэнергоугля Сергей Насвищук, «нам просто нужно один раз замерзнуть, чтобы многое переоценить».
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти