У початок
«Розпрягайте, хлопці…»

«Розпрягайте, хлопці…»

Аннексия Крыма выводит на поверхность все новые и новые аспекты будущего функционирования полуострова в режиме «без Украины». Вода, электричество, газ — прежде всего эти темы на слуху. А как изменится рельеф топливного рынка? Без ресурса крымчане не останутся (чего стоит одно море и порты). Более того, вероятно, топливо там даже подешевеет. Основные потери понесет бизнес владельцев автозаправочных станций, который за эти две недели был буквально обанкрочен.

Для начала о стратегических объектах нефтегазовой отрасли на полуострове. К ним относятся прежде всего государственные «Черноморнефтегаз» и Феодосийская нефтебаза. О первой компании было сказано достаточно много и остается лишь добавить, что с Черноморским шельфом были связаны основные надежды на увеличение собственной добычи энергоресурсов для снижения зависимости от России.

Что касается Феодосийского предприятия по обеспечению нефтепродуктами (ФПОНП), то оно представляло собой своеобразный бронепоезд, который ожидает своего часа на запасном пути. О чем речь? Нефтебаза предназначена для морской перевалки нефтеналивных грузов и оставалась последним госактивом в этой отрасли. После кончины в 2003 г. «ЮКОСа» как основного клиента перевалки в последующие десять лет ФПОНП особо не блистало объемами. Поставки нефтепродуктов через северные границы из Беларуси, Литвы и России, а также с украинских НПЗ в силу логистических соображений были намного более выгодными.

Но… Подобные терминалы есть и должны быть у любого, кто печется о своей независимости и диверсификации. В Польше это Гданьск, в Литве — Бутинге. Феодосия спасала ситуацию на внутреннем рынке неоднократно, принимая с моря недостающие объемы топлива в кризисные периоды. Из свежих примеров — август-октябрь 2013 г., когда на ремонт остановился белорусский Мозырский НПЗ, обеспечивающий до 30% поставок. Именно увеличение импорта через Феодосию позволило пройти этот, казалось бы, апокалипсический период абсолютно спокойно. В 2013 г. через терминал с моря поступило чуть более 1 млн т нефтепродуктов, а это свыше 10% от всех поставок. При надобности мощностей Феодосии хватает, чтобы обеспечить всю страну топливом. В этом и состоял главный смысл существования нефтебазы.

Но были и проекты по более активному использованию терминала. В частности, в завершающей стадии реализации находилось строительство комплекса по перевалке вакуумного газойля. Стоимость проекта оценивается в $50 млн с перспективой перевалки более 1 млн т продукта. Основными инвесторами выступили казахские ресурсодержатели, ФПОНП в соглашении о совместной деятельности принадлежало 50%.

В теории новый статус перевалки не является непреодолимым препятствием на пути проекта и, как ни парадоксально, он будет по-прежнему выгоден Украине. Ведь грузы в порт предполагается везти по железной дороге, значит, есть возможность побороться за транзитный тариф. Другое дело, располагает ли нынешний крымский климат к реализации инвестпроектов? Нефтебазу захватили силовым образом, заблокированные нефтепродукты частных украинских компаний «аксеновцы» отдают как-то избирательно, вероятно, на основе того, кто больший откат предложит…

Что же касается стратегических последствий, то уход нефтебазы оккупантам не ставит Украину в безвыходное положение. Страна обладает еще более мощной нефтеперевалкой в Одессе, но с одним отличием — нефтеперевалочные мощности здесь частные, принадлежат группе «Приват». Есть также вариант создания мощностей для приемки нефтепродуктов в «Южном» на терминале государственной «Укртранснафты».

Со слезами на глазах…

Очевидно, что основным источником дизтоплива станет уже упомянутая Феодосия. Россия производит избыточные объемы ДТ, а потребность в бензине очевидно покроет Беларусь, направляя топливо транзитом через Украину. Остальные поставки окажутся неконкурентоспособными из-за российской системы экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Тем не менее опасности нехватки топлива не предвидится.

Если Крым станет полноценной российской территорией, то и цены на нефтепродукты должны стать российскими. Разница существенная. Если грубо, то если бензин А-95 в Украине стоит евро за литр, а в России — доллар. По дизтопливу разница не такая существенная, но также есть.

Однако все прелести интеграции наступят далеко не сразу. В России такой уровень цен обусловлен неконкурентным рынком и доминирующей ролью вертикально интегрированных нефтяных компаний, подверженных влиянию властей. В связи с этим в последние годы в России ускоренно начали вымирать независимые АЗС, которые вынуждены идти на поклон к ВИНКам за топливом, а потом конкурировать с ними же в рознице. Нетрудно догадаться, какую политику проводят нефтяные компании в данном случае.

Отличие Крыма в том, что там российские компании особо не представлены. Из более 420 АЗС «ЛУКОЙЛу» принадлежит 13 станций, 7 — «Роснефти», еще 24 объекта в собственности «Альянс-Холдинга» (СП Shell с российской «Группой Альянс»). Навязать свою ценовую политику «на пистолете» эффективно не получится (см. табл.).

В более отдаленной перспективе ситуация изменится. Первым ударом, который уже нанесен и который сомнет капитализацию крымских топливных ритейлеров, является неизбежное снижение транспортных и особенно туристических потоков. Не только курортный, но и топливный бизнес в Крыму живет за счет «сезона». Зимой большинство станций убыточны, так как продаж нет. Сейчас «зима» растянется еще на несколько месяцев и, вероятно, заставит закрыть бизнес несетевых местных операторов, на которых приходится более трети всех станций полуострова. Ослабевший бизнес всегда легче купить, а если еще подключить админресурс, то можно «отжать» и вовсе за копейки. Особенно если ты принадлежишь «материковой», а значит, «бендеровской» компании. Или, например, относишься к «антисемитским структурам» вроде группы «Приват» (42 АЗС на полуострове)…

Ну что можно поделать с заблокировавшим АЗС танком или БТРом? Вслед за этим хорошо апробированными в России методами ценовых «клещей» можно достаточно быстро заставить покинуть рынок большие местные сети АТАН и «ТЭС-Авто». Впрочем, последовательность может меняться, в отличие от результата — стоимость этого бизнеса уже упала и продолжит этот длинный путь. Пошел обратный отсчет жизни крымского топливного ритейла.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти