После скачка потребления автогаза в 2014 г. стало понятно, что крупным сетям АЗС без собственной хранительной инфраструктуры не обойтись никак. Об этом говорили как экономические расчеты, так и критически низкий уровень большинства доступных к использованию хранилищ. Первым в Украине «сетевиком», инвестировавшим в собственную ГНС, стала ОККО. За год работы хранилище вышло на крейсерский оборот за счет собственного и привлеченного ресурса, став безоговорочным лидером западноукраинского рынка. Enkorr имел возможность проинспектировать объект лично.
Запрягали в «Галнафтогазе» очень долго: емкости были закуплены еще в начале 2014-го, и лишь спустя 3,5 года начались непосредственные строительные работы. Зато поехали быстро, и современный технологичный объект был возведен всего за полгода.
Ранее этот участок занимала давно неработающая нефтебаза. Сегодня от нее не осталось ничего, кроме админздания. Даже подъездные пути были переложены заново.
Безопасное качество и качественная безопасность
Известные своим щепетильным отношением к вопросам качества и безопасности «окковцы», сполна реализовали принципы работы компании на Золочевской ГНС. «Человеческий фактор сведен к минимуму, упор сделан на автоматику», — поясняет Степан Пелех, главный инженер нефтебазового хозяйства ОККО.
Всего ОККО реализовала на объекте семь ступеней защиты, в том числе уровнемеры в резервуарах, датчики нижнего и верхнего уровней, датчики давления, электромагнитные манометры, предохранительные клапаны и сигнализаторы загазованности. На ГНС также реализована система раннего выявления ЧС, она подключена к пульту частной компании.
За водоснабжение пожаротушительной системы отвечает насосная, оборудованная мощными насосами Grundfos. В схеме задействованы также небольшие буферные насосы, поэтому давление воды в системе всегда в рабочем режиме и подача на 9 лафетных стволов в случае необходимости осуществляется мгновенно. Кстати, на ГНС расположены как два подземных резервуара с водой по 300 куб. м каждый, так и открытый водоем. На всякий случай.
Лаборатория — предмет особой гордости ОККО. На сегодня это самый современный комплекс в Украине, на который было потрачено более 6 млн грн. Аналогичная лаборатория расположена на ГНС в Бородянке, где ОККО также хранит свой ресурс. Кроме входного контроля эти две точки осуществляют контроль качества автогаза в рознице.
Ужесточения требования к качеству тут не ждут, поэтому исследования каждой партии проводятся на 10 показателях. Жемчужина комплекса — хроматограф, определяющий фракционный состав с большой точностью. В процессе контроля качества также задействованы стенды для определения содержания воды и сероводорода, а также термостатическая баня для определения коррозийной стойкости по методу медной пластины. Руководитель центра топливных исследований ОККО Виктор Бутым говорит, что за год работы некондиционного газа на ГНС не приходило, однако все равно исследуется каждая партия. На базовый анализ уходит около часа, с анализом на содержание воды — до полутора.
Кстати, в лаборатории на ГНС не определяют серу. Этот вопрос решен радикально: весь газ перед попаданием в резервуары проходит через комплекс десульфуризации, состоящий из шести 4-кубовых резервуаров. «Такой сорбент загружается в несколько слоев и поглощает серу. По ней основные были отклонения от евростандарта и это самый вредный ингредиент автогаза. Мы точечно проверяем уже очищенный газ во львовской лаборатории — содержание снижается до 1-5 ppm», — говорит Степан Пелех, показывая в руке горсть бежевых шариков разного размера.
По последнему слову
Ж/д-эстакада принимает четыре вагоно-цистерны по 55–75 кубов и сливает их максимум за шесть часов. Столько же постов и на автомобильной эстакаде, которая используется как под налив, так и под слив. В выборе арматурного оборудования основной упор был сделан на продукцию немецкой FAS.
Ж/д- и автоэстакады оборудованы весами с погрешностью в 50 кг для ж/д- и 20 кг для автоцистерны.
В компрессорной, сердце ГНС, трудится пять насосов производства компании Corken — под каждый пост автомобильной эстакады, а также один резервный. Американские аппараты выдают 30 кубов в час, что позволяет максимально быстро оборачивать транспортные емкости — на обслуживание одной машины от въезда в ворота до выезда уходит час с небольшим.
Операторская напичкана всевозможной автоматикой. За работой всех систем ГНС в онлайне следит оператор. Впрочем, его функции ограничиваются наблюдением за показаниями бесконечного количества датчиков — почти все ключевые узлы управляются автоматически.
Всего в ГНС инвестировано $4,6 млн, что заметно ниже похожих проектов, реализованных в Украине. И это при том, что оснащение Золочевского хранилища качественно превосходит большинство конкурентов.
Перекроить карту
ОККО долгое время скиталась по ГНС облгазов и других трейдеров, теперь логистические цепочки стали куда более эффективными. Говоря о географии объекта, без преувеличения можно сказать, что лучшего места для флагмана западноукраинского региона было трудно найти. Золочев расположился четко по середине между Львовом и Тернополем, объединенных хорошей свежей трассой. Таким образом, в радиус автомобильной поставки попадает территория от Ужгорода до Житомира и от белорусской границы до румынской.
Отсюда всего 150 км от ГНС до польской границы. Чуть дальше — около 350 км — до Бреста, однако в системе координат автомобильных перевозок газа это уже давно не критическое расстояние. Например, сегодня один из источников наполнения станции — автомобильные поставки из Польши. Еще несколько лет назад такая логистическая схема казалась фантастической, а сегодня — работает вовсю.
Ввод в строй крупного инфраструктурного объекта обещает перекроить карту западноукраинского рынка. Во-первых, он шире открывает для ОККО двери в мелкий опт, компания уже осваивает это направление. А во-вторых, даже после раскачки опта мощности ГНС вполне хватит для привлечения на хранение стороннего ресурса. «Мы подсчитали, что 2000 куб. м — оптимальный объем с точки зрения затрат на тонну хранения. Учитывая ситуацию с хранением газа в регионе, привлечь объемы не составит труда», — говорит глава нефтебазового хозяйства ОККО Василий Киндий. По его словам, несколько компаний уже доверили свой ресурс Золочевской ГНС. Активизировать привлечение клиентов на хранение ОККО планирует в ближайшем будущем. Очевидно, это заставит «подсохнуть» соседей по рынку.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти