У початок
Граница терпения

Граница терпения

Во взаимоотношениях топливных компаний и государственных органов появляется все больше «тонких моментов». OilNews уже рассказывал о действиях отдельных чиновников Госпотребстандарта и налоговой, создающих искусственные препятствия для легального бизнеса. А с начала 2011 г. новые проблемы возникли еще и на границе – при оформлении импортных нефтепродуктов.

По инсайдерским данным, только в январе-феврале в адрес руководства территориальных органов Государственной таможенной службы и ее центрального офиса были направлены письма по меньшей мере от трех компаний, в которых они сообщают о возникших трудностях с растаможиванием товара – затягивании сроков оформления топлива и необходимости декларировать топливо по завышенной стоимости.
Так, в распоряжение OilNews попало обращение одной из компаний, работающих на юге Украины (название не сообщаем по ее просьбе), к главе Гостаможни Игорю Калетнику, в котором изложена лишь одна из историй «злоключений» на украинской границе. В частности, рассказывается о проблемах, с которыми пришлось столкнуться трейдеру при поставке партии бензина из Европы.
В своей жалобе компания, прежде всего, обратила внимание на крайне долгие сроки рассмотрения деклараций. Притом что терйдер подал документы на растаможку в середине января, проблема решилась лишь в начале следующего месяца. Не объясняя причин, таможенники просто-напросто не выдали отрывные талоны информационных листов к декларациям.
«До конца прошлого года растаможка проводилась в течение двух-трех часов. Теперь всем компаниям известно, что на оформление топлива придется потратить от двух-трех дней до недели», – подтверждает руководитель одной из крупных сетей АЗС, также пожелавший остаться инкогнито.
Впрочем, процедура может затянуться на еще более долгий срок, если компания растамаживает нефтепродукты не по месту регистрации. Например, компания «Х» территориально находится в Херсонской области. Если этот трейдер хочет завезти нефтепродукты через другую область, ему необходимо получить в «своей» таможне открепительное удостоверение. Практика показывает, что таможенники не всегда спешат выдавать такие документы.
«Данная процедура весьма непонятна. Нет четко установленных сроков, в которые должно быть предоставлено открепление. В итоге, будет ли предоставлено такое удостоверение и в какой срок, часто зависит только от желания или настроения того или иного начальника», – отмечает собеседник OilNews.
Стоит ли говорить, что каждый лишний день простоя топлива на границе оборачивается для нефтетрейдеров многотысячными убытками вследствие дополнительных затрат на хранение, «вымывания» оборотных средств и штрафных санкций за возврат вагонов-цистерн. Директор департамента логистики компании «Параллель» Николай Лаушкин также отмечает, что из-за возникающих проблем на границе срываются договоренности с контрагентами, что в свою очередь негативно отражается на репутации компании как ответственного делового партнера.
Импортеры несут дополнительные убытки на границе и по еще одной причине. Представители опрошенных OilNews компаний в один голос твердят о том, что с конца прошлого года таможенники нередко отказываются оформлять топливо, пока компания не «подправит» изначально заявленную в декларации стоимость топлива на более высокую. Понятно, что импортерам приходится платить куда большие таможенные сборы с завозимой продукции.
Например, в упомянутом случае с поставками топлива из Европы стоимость продукции была определена компанией на основании среднего значения трех последних, опубликованных перед днем определения цены высших котировок из издания Platts «European Marketscan». То есть, таким же способом, как и на протяжении предыдущих пяти лет работы трейдера на топливном рынке Украины. Тем не менее, на этот раз таможенники сообщили компании, что стоимость нефтепродуктов будет пересмотрена. На «выходе» компания получила цифру, на 20% превышающую изначально заявленную.
О подобных случаях рассказывают и другие поставщики. «Например, мы завозили бензин А-95 из Румынии. Таможня посчитала, что его цена должна быть такой же, как при поставках «ЛУКОЙЛа» с его румынского НПЗ. Однако дело в том, что мы затратили на транспортировку $25/т, а российская компания – $70/т. Так почему же мы должны платить налоги с одинаковой стоимости?» – вопрошает представить одной из крупных компаний, пожелавший остаться неназванным.
Вследствие такой ценовой «уравниловки» трейдерам нередко приходится указывать стоимость продукции на $100/т выше объективной. Несложно посчитать, что при поставке одного танкера бензина объемом 20 тыс. т потери от такого завышения таможенной стоимости могут составлять до $400 тыс.
Что же обусловило появление на границе таких проблем? Участники рынка называют как минимум две причины. Первая и основополагающая – это реорганизация Энергетической региональной таможни в декабре 2010 г., в результате которой были ликвидированы ее таможенные посты, а функции по оформлению нефтепродуктов, поступающих автомобильным, железнодорожным или морским транспортом, – переданы территориальным органам Гостаможни.
«В результате таких преобразований структура Энергетической таможни разрушена, а новая эффективная схема работы налажена не была. И те, кто вчера оформлял импорт одежды и продуктов, сегодня взялись за нефтепродукты, не понимая специфики поставок топлива», – рассказывает один из пострадавших на границе.
Вскоре после реорганизации Гостаможня предприняла и второй шаг, а именно, издала письмо №11/4-10.27/180-ЕП от 06.01.2011 г. «Об усилении контроля таможенного оформления нефти и нефтепродуктов». В соответствии с ним «для полноты обеспечения поступления средств в госбюджет» в процедуре оформления грузов появился еще один контролирующий орган – Департамент аналитической работы управления рисками и аудита.
По словам директора департамента логистики компании «Параллель» Николая Лаушкина, именно этот департамент не всегда согласовывает заявленную компанией таможенную стоимость товара, в то время как компания предоставляет для ее подтверждения все необходимые документы.
В разговорах «не под запись» трейдеры говорят о том, что появление нового звена при таможенном оформлении топлива может быть связано с невыполнением Гостаможней планов по отчислениям в госбюджет. Как уже сообщал OilNews, в 2010 г. ведомство направило в казну 85,5 млрд грн вместо запланированных 91 млрд грн. При этом значительных средств ведомство недосчиталось именно по статье «нефтепродукты» – вследствие работы ДП «Ливела».
«Очевидно, сейчас таможня хочет исправиться в глазах президента, а также снизить риски вследствие возможного возобновления деятельности «льготника», – отмечает руководитель одной из крупных компаний.
Кроме того, трейдеры свидетельствуют, что новая, «проблемная» система оформления нефтепродуктов создает почву для коррупции. Посудите сами, что выгоднее компаниям: платить различные штрафы и неустойки, портить отношения с партнерами, спорить с не всегда адекватными чиновниками или же обратиться за неофициальной «помощью» к кому-либо из них? А они всегда рады помочь.

 

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти