У початок
Поставим на «старую клячу»?

Поставим на «старую клячу»?

Повестка дня открытого заседания ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины», прошедшего 17 февраля, зеркально отображала накалившуюся до предела обстановку в топливном сегменте. В нее были включены самые проблемные, неоднозначные вопросы, лихорадящие отрасль на протяжении вот уже нескольких месяцев.

Насколько высоко подняты ставки, говорил представительский состав участников заседания. Еще за полчаса до открытия на место проведения мероприятия – в гостиницу «Интерконтиненталь» – прибыл совладелец группы компаний «Континиум» (владеет заправочной сетью WOG) Игорь Еремеев, не большой любитель публичных мероприятий, впрочем, как и большинство представителей рынка нефтепродуктов. Перекинувшись несколькими словами с коллегами, он углубился в свой iPad, чтобы подготовиться к заседанию.
Здесь же можно было заметить и еще одного завсегдатая журнальных рейтингов – президента «Концерна Галнафтогаз» Виталия Антонова. Будучи основными конкурентами в премиальном сегменте розничного рынка нефтепродуктов, В. Антонов и И. Еремеев в этот день выступали по одну сторону баррикад и даже разместились за «круглым столом» рядом.
– Мы много лет строили этот бизнес, завоевывали доверие потребителей. И что же теперь – просто закрыть его? – лаконично пояснил свое участие в заседании В. Антонов.
Авторитетности собранию добавлял генеральный директор «ЛУКОЙЛ-Украина» Фейруз Исаев. Эта компания, как известно, выступает в двойственном амплуа: с одной стороны, «ЛУКОЙЛ» – владелец НПЗ в Одессе, а с другой стороны, из-за созданных «Укртранснафтой» проблем с маршрутами поставок нефти и деятельности «Ливелы», выступает импортером нефтепродуктов. Кроме того, одной из видных украинских сетей не чужды темы рентабельности этого бизнеса, актуальные в эти дни как никогда. Учитывая столько граней, Фейруз Абдулович занял позицию стороннего наблюдателя за развернувшейся дискуссией.
Под прицелами десятков теле- и фотокамер президент ассоциации Леонид Косянчук дал старт заседанию, рассказав об итогах работы объединения, которому в эти дни исполняется ровно один год. Руководитель отметил, что времени на «раскачку» у него не было: вскоре после регистрации организация включилась в борьбу с намерением Минтопэнерго лицензировать АЗС, c безналоговым импортом, c переносом стандартов Евро-4 и Евро-5 и, наконец, c введением пошлин на поставку импортного топлива. При этом никто не отменял будничные вопросы функционирования объединения, как то диалог с АМКУ, МЧС и другими уважаемыми ведомствами.
Последний вопрос вместе с ценовой ситуацией на рынке стали главными темами прошедшего собрания ассоциации, что, впрочем, можно было предсказать, исходя из состава участников мероприятия – для заправочных сетей, делающих ставку на качественное импортное топливо (а это и ОККО, и WOG, и Shell, и те же «КЛО», «Параллель», GFC и т.д.), закрытие границ с одновременным сдерживанием цен будет знаменовать «закат» бизнеса.
– В прошлом году из-за «Ливелы» розничные сети были вынуждены работать с минимальной прибылью, а некоторые и вовсе в убыток. Была надежда, что ситуация изменится с началом нового года, но становится только хуже, – отметил Л. Косянчук.
Полную картину происходящего представил в блестящей презентации начальник отдела маркетинга «Концерна Галнафтогаз» Васыль Дмытрив. В очень доступной форме он рассказал участникам рынка и журналистам о ключевых тенденциях рынка и возможных сценариях.
Главным на сегодня является определение объективной стоимости топлива. Ответ на этот вопрос специалист дал на основе сопоставления роста закупочных и розничных цен, начиная с августа 2010 г. Если с августа 2010 г. по февраль 2011 г. бензин А-95 в опте подорожал на 1,36 грн/л, то в рознице – всего на 1,15 грн/л. С учетом акциза и экологического сбора, по расчетам Дмытрива, объективная цена бензина А-95 при уровне цены нефть $100/барр. должна составлять 9,67 грн/л, дизельного топлива – 8,94 грн/л.
Как и предыдущий докладчик, особое внимание представитель «Галнафтогаза» уделил возможному введению пошлин на импорт топлива. В этом случае, по его словам, «пятый» подорожает почти до 11 грн/л, а качественное топливо из Европы и вовсе может стать дефицитом.
– Пошлины поставят на колени независимые сети, которые не имеют доступа к перерабатывающим мощностям. Первыми будут вынуждены «уйти» мелкие сети, которые будут испытывать нехватку оборотных средств. Велика вероятность, что они будут поглощены нефтеперерабатывающими компаниями», – сделал неутешительный прогноз львовский специалист.
Во время презентации своего коллеги И. Еремеев периодически делал свои ремарки по теме, дополняя тот или иной вопрос. Когда докладчик закончил, бизнесмен первым взял микрофон в свои руки. Совладелец «Континиума» говорил громко, напористо – как в былые времена в Верховной Раде.
– Идет откровенная дезинформация правительства экспертно-аналитической группой и Минэнергоугля. Сейчас импортеров хотят обвинить в завышении цен, под этим предлогом ввести импортные пошлины и монополизировать рынок. Мне интересно, кто возьмет на себя ответственность за такой саботаж? – задал бизнесмен, очевидно, риторический вопрос.
Он напомнил: сдерживание цен на АЗС происходит из-за того, что «по чьему-то неизвестному указанию» при расчете объективной стоимости топлива ЭАГ учитывает прежнюю ставку акцизного сбора, действовавшую до начала года. Такая ситуация, отметил совладелец «Континиума», грозит сокращением поставок дизельного топлива из-за границы, тогда как украинские НПЗ могут и не справиться с возникшей «дырой» в топливном балансе.
– Мы такую ситуацию проходили в 2005 г. Тогда ДТ было по 4 грн/л, а Юлия Тимошенко сказала – хочу по 2 грн/л. Вскоре его вообще не стало! – вспомнил И. Еремеев. – Через 20 дней начнется посевная кампания в Крыму. Боюсь, что может возникнуть такая же ситуация.
Бизнесмен предложил направить обращение правительству, в котором известить его о возникшей угрозе, чтобы «если случайно не будет хватать нефтепродуктов,  Антимонопольный комитет не выполнял функцию полицейского жандарма и не шантажировал тем, что кто-то устроил заговор».
– Заговор есть! – апеллировал ему Л. Косянчук. – Но заговор между нефтепереработчиками и правительством. Через свои каналы к нам попал проект меморандума о партнерстве, который предлагает подписать Минэнерго, якобы для стабилизации ситуации на рынке.
С этими словами глава ассоциации продемонстрировал документ на нескольких страницах, в котором говорится, что НПЗ гарантируют проведение модернизации и увеличение объемов переработки нефти лишь в случае введения пошлин на импорт топлива в оговоренных ранее размерах (на бензины – €130/т, на ДТ – €80/т, иные нефтепродукты – €40/т). Другого варианта развития событий в документе не предусмотрено, на основании чего Л. Косянчук назвал проект меморандума «ультиматумом» со стороны переработчиков.
 – Парадокс в том, что в 2010 г. и раньше, когда отдельные НПЗ останавливались на ремонты, другие заводы почему-то не замещали данные объемы, не наращивали объемы переработки. Может, просто не могут? – включился в обсуждение вице-президент по коммерческим вопросам «Концерна Галнафтогаз» Юрий Кучабский. – И еще: если заводы готовы сдерживать цены, что мешает им делать это сейчас?
Участники заседания подчеркнули, что не против покупать топливо украинских НПЗ, но для этого должны быть выполнены три условия, из которых на сегодня не удовлетворяется ни одно. Во-первых, это качество, во-вторых, гарантированный объем, в-третьих – понятное ценообразование.
В частности, по словам И. Еремеева, за последние время украинские заводы настолько подняли отпускные цены, что сегодня, если привезти топливо с НПЗ на заправочную станцию, то его цена будет выше максимальной на рынке. По данному факту бизнесмен даже предложил журналистам провести собственное расследование, добавив, что даже дорогое топливо заводы отпускают не всегда и не всем.
– На сегодняшний день украинские нефтепродукты реализуются на спотовом рынке. Менеджер едет на завод и договаривается о какой-то цене. Далее все зависит от завода: захочет продать тебе топливо – продаст, не захочет – не продаст, – продолжил директор столичной сети «КЛО» Игорь Чернявский.
Лучшим выходом из сложившейся ситуации топ-менеджер считает организацию в Украине биржевых торгов для реализации нефтепродуктов. Глава дочернего предприятия «Белорусская нефтяная компания» в Украине (кстати, принятого на заседании в состав ассоциации) Николай Василевич высказал готовность оказать всяческое содействие в этом вопросе. Тем более что белорусский топ-менеджер стоял у истоков организации электронных торгов по реализации нефтепродуктов в Беларуси.
На заседании также выступили специально приглашенные гости – заместитель председателя Профессионального союза таксистов Украины Дмитрий Подскребаев и президент Комитета защиты потребителей нефтепродуктов Андрей Пасишник. Первый акцентировал внимание на том, что введение пошлин и дальнейшее повышение цен приведут к значительному подорожанию услуг перевозчиков. Второй остановился на вопросах, связанных с качеством топлива.
– Уже сейчас Киев и ряд других городов буквально заливает некачественное топливо. Последние инициативы правительства могут еще более ухудшить ситуацию, – сказал А. Пасишник.
Данная тема оказалась особо близка Виталию Антонову – он отметил, что «производимое украинскими НПЗ топливо – это прямое отравление украинцев тяжелыми металлами», а с началом импорта нефтепродуктов из Европы в нашей стране замедлилась динамика заболеваний украинцев канцерогенными заболеваниями.
– Наше большое достижение – появление на рынке топлива Евро-4 и Евро-5, которое понемногу начало вытеснять менее качественные нефтепродукты. Сегодня же «старое» пытается вернуть себе утраченные позиции, – отметил он.
Для разрядки ситуации (а также и для лучшей иллюстрации сказанного) президент «Галнафтогаза» рассказал анекдот о старой, хромой лошади, которая попросила поставить на нее в тотализаторе. Посетитель скачек подумал: «А чем черт не шутит, бывает же чудо!» – и поставил. Когда же кляча, пробежав два круга, упала без сил, мужчина подошел к лошади и спросил, почему она его подвела. Та ответила: «Ну не шмогла я, не шмогла!»
– Сейчас НПЗ ищут поддержку правительства, обещая и низкие цены, и модернизацию, и качество. Но в условиях отсутствия конкуренции «чуда» может не произойти, и по прошествии какого-то времени заводы скажут: не шмогли…
По окончанию заседания, получив «доступ к телу», журналисты еще долго расспрашивали операторов рынка по наиболее важным темам. Дискуссия плавно перешла в кулуары, где каждый мог получить ответ на свой вопрос. Николай Василевич старательно объяснял систему формирования цены на нефтепродукты в его стране, дабы развенчать миф о демпинге со стороны белорусских производителей. Директор компании «Параллель» Дмитрий Кулик поведал о сокращении объемов реализации фирменного топлива из-за повышения цен. Виталий Антонов сообщил, что «Галнафтогаз» временно приостановил рассмотрение потенциальных объектов для покупки.
Во время общения кто из участников заседания ненароком спросил, а почему не пригласили представителей НПЗ? На что организаторы сообщили, что пытались «вытянуть» на открытый диалог заводчан ранее, но попытки не увенчались успехом. Не вышло это и у журналистов. В частности, на «круглый стол» в газету «Бизнес» в январе пришли только импортеры и эксперты, хотя переработчики до последнего обещали появиться. Остававшиеся в зале представители сетей АЗС поддержали разговор, отметив, что готовы встретиться и обсудить важнейшие для рынка вопросы в любое время и в любом формате, было бы желание у владельцев НПЗ… Пока что можно говорить о том, что путь кулуарных договоренностей с коррупционным оттенком им ближе и понятней.

 

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти