Собрания акционеров «Укрнафты», прошедшего 25 февраля, на рынке ждали еще с прошлого года. Интерес подогревали многочисленные заявления правительства, менеджмента предприятия и просто слухи, сулившие крупнейшему нефтедобывающему предприятию Украины если не «новую жизнь», то, по крайней мере, серьезные изменения в работе. Среди них – размещение акций «Укрнафты» на западной бирже, интеграция с «Укртатнафтой» и «Днепроазотом», а также требование премьер-министра Николая Азарова сменить руководство компании и нарастить добычу нефти и газа.
Разрешение АМКУ по поводу «Днепроазота» было ключевым признаком того, что собрание состоится, но четкой уверенности не было вплоть до 24 числа, когда пресс-секретарь Минэнергоугля начал приглашать журналистов на брифинг Юрия Бойко по итогам собрания. Впрочем, как уже можно судить, принятые решения стали лишь формальностью и к глубинным переменам в крупнейшей нефтедобывающей компании страны не привели.
Упущенные возможности
За закрытыми дверьми правительство и «Приват» оперативно «пробежались» по вопросам повестки дня, утвердив ряд решений. Среди важного – акционеры направили на развитие компании 265,45 млн грн нераспределенной прибыли за 2009 г., а также приняли решение о выплате дивидендов по итогам деятельности компании в 2010 г. в общем размере 793 млн грн (при чистой прибыли за 2,65 млрд грн).
Центральным событием дня стала смена руководства «Укрнафты». Новым топ-менеджером нефтяной компании, анонсированным Минэнергоугля как «иностранец» и «европеец», стал выходец из Бельгии Питер Ванхеке. Опытный инвестиционный банкир не говорит по-русски или украински, однако имеет опыт работы во всемирно известных инвестиционных и консалтинговых компаниях – Dresdner Kleinwort (Германия), Lazard Freres (Франция), Wasserstein Perella & Co. (Великобритания), Boston Consulting Group (США). До назначения на должность главы «Укрнафты» П.Ванхеке на протяжении пяти лет работал в инвестиционной группе «Ренессанс Капитал»: сначала в московском офисе компании, а с января 2008 года – в Киеве.
На упомянутом брифинге по итогам собрания Юрий Бойко сообщил, что кандидатуру руководителя подыскало кадровое агентство, а правительство и «частные акционеры» лишь согласовали ее. Тем не менее, пресса чуть ли не единогласно окрестила г-на Ванхеке человеком «Привата». Дело в том, что гендиректором «Ренессанс Капитала» в Украине является Григорий Гуртовой, отметившийся в истории со сменой собственников авиакомпании «Аэросвит». В ней он был явным сподвижником и едва ли не остается партнером в «крылатом» активе Игоря Коломойского.
«Очевидно, что кандидатура нового главы «Укрнафты» предложена «Приватом», но говорить о его близости к ФПГ было бы преувеличением. П.Ванхеке имеет хорошую репутацию, достаточно финансово состоятелен, поэтому может сохранять независмость, – отмечает источник OilNews в инвестиционных кругах. – Хотя еще неизвестно, что ему могут нарисовать или уже нарисовали».
Не исключено, П.Ванхеке сконцентрируется на привычной для себя работе – реализации долгосрочных инвестиционных проектов. В частности, опыт инвестбанкира пригодится в подготовке «Укрнафты» к выходу на IPO, для чего, учитывая нынешнее состояние компании, потребуется не один год. Очевидно, на финансиста также будет возложена работа по слиянию добывающей компании с «Укртатнафтой», если дело дойдет до соответствующего решения. Согласно недавним заявлениям, «Нафтогаз Украины» пока окончательно не определился относительно обоих мега-проектов, но «Приват» со своей стороны уже начал подготовку к ним – об этом свидетельствует скупка группой акций «Укрнафты» по завышенным ценам.
Реальные вопросы
Пока П.Ванхеке будет работать над перспективами, оперативное управление финансами компании, по информации источников OilNews, возьмет на себя первый заместитель главы правления, который будет назначен в ближайшее время, как и другие члены правления, что уже анонсировал министр. В целом это логично, так как сложно представить западного управленца, который считает себя главой нефтяной компании и которому при этом нужно объяснить, зачем надо покупать зерно или ферросплавы с карбамидами у структур «Привата», да еще и с дальнейшим экспортом. Учитывая «прозрачность» деятельности «Укрнафты», можно предположить, что объяснять придется очень многое, и без перемен, а точнее коррекции интересов «Привата», в деятельности компании не обойдется. В любом случае крутить расчетным счетом «Укрнафты», как ранее, уже, вероятно, не получится. Г-н Ванхеке будет задавать вопросы, а догадываясь о спектре реализуемых там схем, – много вопросов.
Учитывая, что из 11 членов наблюдательного совета «Укрнафты» шестеро представляют группу «Приват» или имеют непосредственное отношение к ней (Игорь Коломойский, Геннадий Боголюбов, Михаил Киперман, Геннадий Корбан, Тимур Новиков, Валентин Франчук), можно констатировать, что смена руководства «Укрнафты», которого так требовал премьер-министр Николай Азаров, состоялась лишь на бумаге. В свойственном стиле, Минэнергоугля в очередной раз пошло по пути малопонятных договоренностей и фактически уступок «Привату», хотя, глядя на производственные и прочие показатели, имело полное право ставить вопрос о переменах в компании более радикально. Напомним, что с 2003 г., когда Игорь Палица открыл эру правления в «Укрнафте» частных акционеров, добыча нефти с конденсатом снизилась с 2,89 до 2,48 млн т (на 14,2%), природного газа – с 3,27 до 2,44 млрд м3 (25,4%). В то же время объемы бурения сократились почти в 4 раза – со 185 до 48,6 тыс. м.
Ну а то, что творилось в течение последних двух лет на аукционах по продаже добываемой компанией нефти, в результате чего из «Укрнафты» фактически было выведено более $1 млрд, кроме как грабежом эксперты не называют. Правда, причины такой мягкости отраслевого ведомства можно углядеть, если вспомнить, что в 2010 г. оно фактически было участником этой аукционной схемы опустошения «Укрнафты». Аукционный комитет, наполовину состоящий из представителей Минэнергоугля и подведомственных ему компаний, устанавливал на украинскую нефть цены без учета НДС, тем самым дав возможность «Привату» скупать сырье на 20% дешевле, чем на рынке. Ни на секунду не сомневаясь в абсолютном понимании специалистами Минэнерго этого нюанса, такую «аукционную слепоту» приходится объяснять лишь прямым интересом чиновников в существовании распродажи национальных богатств. Стоило ли удивляться такому пассивному отстаиванию государственных интересов на собрании акционеров «Укрнафты»?
Исходя из скупых комментариев руководства Минэнергоугля, реального рецепта по выведению «Укрнафты» из кризиса у него нет. На упомянутом брифинге Юрий Бойко сообщил, что в этом вопросе полагается на профессионализм главы правления и западных менеджеров, которые будут назначены в производственные департаменты… «Думаю, что новый руководитель представит свою программу в ближайшее время, я могу сказать только, что будут привлечены дополнительные лицензии и более современное оборудование. Государство также будет принимать участие в рассмотрении этих вопросов вместе с частными акционерами… То есть, будет общая программа, которая позволит, по нашим оценкам, существенно увеличить добычу нефти», – сказал министр. Когда же министра попросили уточнить, насколько существенно, он повторил: «Это покажет программа».
Вполне может быть, что чиновников и их партнеров по «Укрнафте» сейчас больше волнуют другие, более традиционные вопросы. В частности есть отчетливое ощущение попыток придушить едва наладившийся процесс аукционной продажи украинской нефти. Благодаря поправкам в закон «О бюджете на 2010 г.» и в закон «О нефти и газе», наконец-то удалось выписать формулу стартовых цен на торгах, в результате чего январский и февральский аукционы впервые за два года показали реальную цену сырья «Укрнафты». (По имеющимся данным, над этим работали лоббисты как со стороны «ТНК-ВР Коммерс», неоднократно критиковавшие аукционы, так и со стороны розничных сетей, которым демпинг «Привата» благодаря дешевой нефти порядком надоел).
Однако закономерной бы в этом случае радости или заявлений по этому поводу от чиновников не последовало. Скорее наоборот, появились признаки обеспокоенности и желания что-то изменить. Член аукционного комитета, директор департамента нефтяной газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнергоугля Константин Бородин как-то проговорился, что ведомство подготовило свои предложения в порядок проведения нефтяных торгов. Устремления министерства, очевидно, воплотились в пункт «усовершенствование механизма формирования стартовой цены на нефть и газовый конденсат украинского происхождения на аукционах», который содержится в правительственном плане мер по стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов (подробно об этом документе OilNews расскажет в ближайшее время). Подробности «усовершенствований» неизвестны, но согласно упомянутому документу должны были быть разработаны до 1 февраля.
Самый очевидный способ увести украинскую нефть с открытых торгов заключается во вновь возникшем на повестке дня вопросе о создании ВИНК с «Укртатнафтой». В этом случае добываемую «Укрнафтой» нефть можно признать «необходимой для технологических нужд» и снять с торгов. В точности по аналогии с тем, как давно сняла свой конденсат «Укргаздобыча», направляя его для переработки в Шебелинке. В этой вертикальной интеграции всегда можно «утопить» реальные цены, а, в крайнем случае, объяснить низкую цену нефти созданием какого-нибудь стабилизационного фонда нефтепродуктов (очень уж нравится эта тема Бойко) или мерами по сдерживанию цен на топливо.
К слову, проект с «Днепроазотом» – наглядный пример такой «оптимизации», только применимо к добываемому «Укрнафтой» природному газу. В прессе можно прочитать, что таким образом, мол, «Приват» обеспечит сырьем свой «Днепроазот». Однако все же главной целью столь странного проекта по аренде «Укрнафтой» этого предприятия является отказ от передачи газа «Нафтогазу» по низким ценам. В этой связи с газом не все так однозначно, как с нефтью, для реализации которой лучше нынешнего механизма продаж трудно что-то придумать.
События развиваются быстро, пропорционально тому, как резко подорожавшая украинская нефть сжимает маржу «Привата» в Кременчуге и на колонках. Не очень рады такой прозрачности торгов и чиновники, которые, очевидно, лишились источника прошлогоднего дохода. Значит, поиск решений «по развитию «Укрнафты» будет продолжен.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти