У початок
Автогаз набирает высоту

Автогаз набирает высоту

Уже понятно, что 2013 год хорошо запомнится участникам рынка сжиженного газа. Затянувшийся из-за холодной весны старт сезона активного потребления газа не давал повода прогнозировать ренессанс рынка после провального 2012-го. Однако дальнейший ход событий дал надежду на изменение ситуации. При этом вопрос не только в объемах, но и в доходности бизнеса.

За две недели с небольшим (с 26 июля по 14 августа) в среднем по стране газ в рознице подскочил с 5,26 до 5,56 грн/л. На Донбассе литр газа подорожал на 55-65 коп., в Тернопольской, Закарпатской и Волынской областях – на 40-50 коп. За 5,80 грн/л средняя цена пропан-бутана перевалила в Донецкой, Ивано-Франковской, Луганской и Черновицкой областях, а также в АР Крым. Что стало причиной таких процессов?

Хороший сезон

Операторы указывают на целый ряд факторов. Во-первых, нынешний автомобильный сезон, несмотря на поздний старт, оказался бойким. Сначала на волне мощного снижения цен на газ в мире появилась возможность побаловать потребителей низкой ценой на АГЗС. Занырнув под цены на бензин, дешевый газ снова выстроил на СТО длинные очереди желающих установить ГБО. Соответственно, говорят участники рынка, это дало дополнительный стимул потреблению, предопределив хороший спрос на ресурс в опте.

Во-вторых, к середине июля в силу комплекса внешних и внутренних факторов начала ощущаться нехватка газа, что создало дополнительный стимул к росту. За полгода внутреннее производство газа упало на 17,3% за счет ухода с рынка «ЛИНИКа», а оставшиеся в строю производители восполнить эту потерю не могут.

Немного газа собственного производства забрала с рынка «Укртатнафта». По словам источников на заводе, в мае-июне Кременчугский НПЗ из-за привлекательной цены газа частично начал топить свои «первички» пропан-бутаном вместо метана.

Немаловажным фактором, который стал последним в ряду прочих и в результате подстегнул цены, трейдеры называют повышение стоимости налива газа на ГПЗ «Укргаздобычи» (30% в балансе страны).

«Я сначала не поверил тому, что увидел в бумагах, – рассказал руководитель одного из «облгазов». – Вчера цена налива тонны газа на Шебелинке была пару десятков гривен, а сегодня – тысяча».

Что там произошло «наверху», доподлинно неизвестно, но дополнительная тысяча гривен в себестоимости каждого третьего литра в стране не могла остаться незамеченной.

Импорт не поспел

Наибольший же вклад в ресурсный дискомфорт внесли зарубежные поставщики. Если в мае импортные поставки находились на уровне 35 тыс. т, то уже в июне – лишь 28 тыс. т.

Состав казахских трейдеров, до недавнего времени основных поставщиков импортного газа в Украину, с начала 2013 г. несколько изменился. Новое законодательство оставило за бортом рынка мелких перекупщиков и усилило роль производителей, а точнее – приближенных к ним трейдеров. Работать с казахами всегда было непросто, а такие перемены потребуют времени для выхода на прежние рельсы.

«Заводы часто сами принимают решение о направлении экспорта газа, а их политика зачастую непредсказуема, – говорит руководитель одной из трейдерских компаний, давно поставляющих газ в Украину. – Никто не знает, куда они продадут завтра».

Так, не успев нащупать крепкие связи в Украине, казахи в июне-июле нашли спрос в соседних странах Средней Азии. А тем временем нишу казахов на украинском рынке заняли белорусы, вышедшие в лидеры поставщиков газа в Украину по итогам первого полугодия.

Не особо привлекательной оказалась Украина и для россиян.

«Внутренний рынок автогаза по-прежнему не интересен из-за длительного таможенного оформления», – отметил источник в «Сибуре».

По его словам, российские трейдеры ждут решения ситуации вокруг «Карпатнефтехима». С таким крупным покупателем им интересней работать.

Россияне также не отмечают выросший спрос на российском внутреннем рынке. Этому поспособствовали возросший спрос со стороны населения, а также плановые и внеплановые ремонты на ряде российских ГПЗ. Говорят, что по той же причине недополучил ШФЛУ Речицкий ГПЗ (Беларусь).

«Речица очень плохо грузила в июле. Мало того, что меньше, чем запланировано, так еще и все в конце месяца», – рассказывает киевский трейдер.

По его информации, снабжение сырьем Речицы уже налажено, однако теперь появились неполадки у другого белорусского производителя газа – Мозырского НПЗ. Напомним, в начале августа там начался внеплановый ремонт установки каткрекинга, что повлекло за собой снижение выпуска бензинов и сжиженных газов.

Назад в 2011-й?

Динамика рынка автогаза в Украине за первое полугодие 2013 г. позволяет рассчитывать, что Украина наверстает упущенное в прошлом году и выйдет на уровень пикового 2011 г. Так, согласно уточненным данным, за 6 месяцев баланс рынка (автогаз+баллоны) вырос на 5% и составил почти 405 тыс. т. Это значит, что в случае сохранения темпов первого полугодия по итогам года можно ожидать потребление на уровне 850-860 тыс. т.

Но есть и риски. Главным из них является снижение продаж вследствие упомянутого роста цен. По словам операторов, пока снижения спроса не наблюдается.

«Август – разгар сезона, поэтому продажи не падают, хотя в условиях ценовой стабильности они должны были бы сейчас расти», – отметил в беседе с OilNews руководитель крупной киевской сети.

Директор «Украинской ассоциации сжиженного газа» Олег Широков прогнозирует, что в сложившихся условиях рост рынка не должен замедлиться.

«Цены на уровне 45-50% от цены бензина А-95 были более привлекательные, но рынок чувствовал себя нормально и соотношениях 60-65%», – предлагает отказаться от стереотипов руководитель УАСГ.

В обозримой перспективе трейдеры не прогнозируют роста розничных цен выше 6 грн/л.

«Если цена вырастет выше 6 грн, это перечеркнет развитие рынка, которое мы наблюдаем сегодня, но я не думаю, что в ближайшее время мы получим такую цену», – считает лидер полтавской «Надежды» Станислав Батраченко.

Кроме того, очевидно, что розничная маржа позволяет ритейлерам амортизировать часть повышения закупочной цены. С учетом нынешних цен на границе (порядка $700/т), себестоимость газа на АГЗС составляет 4,60-4,70 грн. Диапазон маржи 0,85-1 грн/л является достаточно комфортным, не говорят уже о том, что по возросшим ценам многие сети допродают запасы. Об удовлетворенности наценкой говорят и крайне щедрые дисконты, достигающие 35 коп./л.

Что касается дальнейших перспектив, то прогнозировать ее трейдеры не берутся. С большой долей уверенности можно ожидать нормализации ресурсного обеспечения, хотя несколько настораживает двухмесячный плановый ремонт Мозырского НПЗ. Сложнее с ценовой ситуацией, так как рынок стоит на пороге подготовки к началу отопительного сезона в Европе, что обычно толкает цены вверх. Не стоит сбрасывать со счетов и субъективные факторы, которые зачастую в Украине более значимы, чем внешние. 

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти