В условиях, когда глобальный энергетический переход идет полным ходом, немногие реально существующие секторы чистой энергетики развиваются быстрее, чем мировой рынок электромобилей (EV). Однако в краткосрочной перспективе это мало отражается на бизнесе крупных нефтяных компаний (Big Oil), пишет oilprice.
Десять лет назад по всему миру было продано в общей сложности 130 тыс. EV. Сегодня почти такое же количество продается всего за неделю. В прошлом году продажи батарейных электромобилей и подключаемых гибридных автомобилей увеличились более чем вдвое и достигли 6,6 млн ед.. Согласно отчету Международного энергетического агентства (МЭА), продажи EV составили в 2021 г. 8,6% мирового рынка легковых автомобилей по сравнению с 2,5% в 2019 г..
Как и ожидалось, Tesla Inc. остается самой успешной компанией на электромобильном рынке. В прошлом калифорнийская компания сумела продать 936 тыс. EV. Из них 352 тыс. ед. на территории США, 321 тыс. в Китае, 170 тыс. на европейском рынке и 93 тыс. — в других странах. Суммарные продажи электромобилей в США в 2021 г. составили 487 560 ед., что на 89% больше по сравнению с 257 872 ед., проданными в 2020 г..
Занявшему второе место Volkswagen AG удалось продать 762 тыс. электромобилей. Китайская BYD продала 598 тыс. EV, General Motors отгрузила 517 тыс. ед., а концерн Stellantis N.V. реализовал 343 тыс. электромобилей.
Несмотря на то, что Tesla остается ведущим производителем электромобилей в мире с долей мирового рынка в 14,2% и 65,8% в США, конкуренты быстро приближаются к лидеру EV-рынка. Bank of America прогнозирует, что доля Tesla в продажах электромобилей в США упадет с 78% в 2018 г. до примерно 20% в 2024 г., в то время как IHS Markit считает, что к 2027 г. у Tesla останется менее 15% продаж на внутреннем рынке.
Однако такое массовое сокращение доли рынка будет связано не со слабостью Tesla, а со взрывным ростом предложения. Ожидается, что в 2025 г. на американском рынке будет доступно 146 электрических моделей по сравнению с 24-мя в 2020 г..
Ударят ли батареи по нефти
Очевидно, что инвесторы в нефтегазовую отрасль с трепетом воспримут последние откровения, учитывая, что электромобили считаются заклятым врагом сектора ископаемого топлива. В последнем отчете по электромобилям говорится, что переход от двигателей внутреннего сгорания (ДВС) к электроприводу происходит быстрее, чем ожидалось. Возможно, из-за того, что к электромобильной гонке присоединилось множество автогигантов, делавших ставку на «нефтяные» ДВС.
За последние несколько лет производство электромобилей резко возросло благодаря увлечению ESG (экологическое и социально ответственное корпоративное управление, — ek) и переходу на возобновляемые источники энергии (ВИЭ).
В прошлом году Акшат Рати из Bloomberg News заявил, что «каждый F-150 Lightning навсегда снижает спрос на нефть на более чем 50 барр./сут.». Ford F-150 Lightning — это электрический вариант легендарного полноразмерного пикапа F-150.
Но насколько опасна электромобильная революция для сектора ископаемого топлива?
Отчет IHS Markit показывает, что в 2020 г. легкие подключаемые гибриды, водородные электромобили, а также электрические городские автобусы и 2-колесные транспортные средства в совокупности снизили мировое потребление нефти на 370 тыс. барр./сут. (б/с). И эта цифра, по прогнозам, вырастет до 1,5 млн б/с к 2025 г., что составляет около 1,4% от прогнозируемого уровня общего мирового спроса на нефть.
Электрификация транспортных средств в США является важной частью борьбы с изменением климата, учитывая, что на транспортный сектор приходится 21% от общего объема выбросов парниковых газов. Сектор электромобилей движется вперед полным ходом, но ему приходится конкурировать с индустрией ДВС, имеющей более чем вековую историю.
Bloomberg New Energy Finance (BNEF) прогнозирует, что к 2030 г. электромобили будут составлять примерно 8% мирового парка, а к 2040 г. — около 31%. При этом продажи электромобилей достигнут 60% всех продаж новых автомобилей.
«Электромобили могут съесть традиционную долю рынка жидкого топлива, но на данный момент это в основном проблема развитой экономики или богатой страны», — пошутил по этому поводу Дин Форман, главный экономист Американского института нефти (API).
По оценкам BNEF, спрос на дорожное топливо достигнет пика в 2027 г., но потребуется еще десятилетие, чтобы влияние достижений электромобильного рынка стало ощутимым. В лучшем случае к 2050-ым годам спрос на ископаемое дорожное топливо упадет ниже уровня, который в последний раз наблюдался в начале 1970-ых гг.. В этом случае выбросы, связанные с нефтью, снизятся до 3,4 гигатонн CO2 к 2050 г. по сравнению с почти 6,5 Гт в 2019 г..
Тем не менее, сектор электромобилей может в конечном итоге нанести ущерб нефтяному сектору в долгосрочной перспективе, поскольку BNEF прогнозирует, что к 2050 г. спрос на нефть на электромобилях и автомобилях на топливных элементах заменит 21 млн барр./сут..
Как сообщал enkorr, акции одного из ведущих производителей EV-батарей — LG Energy Solution Ltd — в конце января подорожали на 66%.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти