У початок

Топ-5 новостей недели от Сергея Куюна (7–11 октября)

БНК и рынок оценивают друг друга, «Приват» и Wexler радуют потребителей, Кричевский остался один дома, «аграрный» офшор может выжить, а в Ривном исчезло 43% АЗС.

Первый тендер БНК по терм-контрактам состоится 29 октября

С августа белорусские НПЗ вновь стали крупнейшим источником поставок нефтепродуктов в Украину, сменив на этом посту интернациональную команду, которая на протяжении последних трех лет заполняла рынок российским дизтопливом по нефтепродуктопроводу «ПрикарпатЗападтранс». Подготовка к тендерам БНК на годовые терм-контракты — это всегда событие, а в свете вышеуказанных обстоятельств тем более. Для «сябров» ситуация складывается более чем благоприятно: в сентябре, когда рынок поначалу немного подсох, а затем начал активно наполняться по морю, потребность в белорусских контрактах стала очевидной как никогда. Говорит об этом и опрос, проведенный сайтом enkorr: более 45% участников голосования считают, что дифференциал в контрактах на дизтопливо на 2020 год может превысить $30/т. «Премию» в размере $15–20/т и $20–25/т прогнозируют соответственно 20% и 19% опрошенных. Лишь 16% респондентов полагают, что годовой дифференциал на дизтопливо ЗАО «Белорусская нефтяная компания» будет установлен на уровне $25–30/т. Напомню, что на 2019 год надбавка составляла $8–16/т.

Деликатность ситуации придает тот факт, что белорусская сторона в преддверии начала действия пошлин на «трубопроводное» ДТ обещала украинской делегации в Минске не злоупотреблять своим новым положением — более чем 50%-ной долей рынка. Тогда речь шла о сохранении дифференциалов на уровне спотовых контрактов того времени или около $19–20/т. К чести белорусов, основная масса договоров на допобъемы в конце июля была заключена с надбавкой $16/т.

Однако уже в сентябре рынок был готов давать $30/т. И спрос на белорусские объемы будет высоким. Все дело в том, что свободного ресурса у Минска не так много, как было в августе и сентябре. По расчетам, речь может идти о 250 тыс. т в месяц (3 млн т в год) и это если белорусы закроют весь иной экспорт ДТ. Тогда как Украина последние два месяца «осваивала» 310 тыс. т белорусского ДТ в месяц.

С другой стороны, понемногу раскачиваются россияне: наращивает отгрузку Гомель, «Кантарел», ЗНГК и «Элемент Нафта» запустили канал поставок из Орска, готовится нарастить объемы «Лукойл»: по имеющимся данным, в октябре среднемесячные 15–20 тыс. т могут вырасти до 50–60 тыс. т. Идти в новый год с купленным на пике ажиотажа белорусским контрактом многие считают рискованным. Одним словом, в этом году белорусские тендеры будут особенно интересны. Ждем!

 

Оптовый рынок ДТ: цены в портах опустились ниже 21 грн/л

В сентябре порты приняли 120 тыс. т, а в октябре этот объем может превысить 150 тыс. т. Работа вошла в нормальное русло и ценовые гонки на Юге стали хорошим знаком нормализации ситуации на рынке в целом. При этом ежедневное охлаждение цен происходило на фоне роста внешних котировок, которые за неделю повысились на $10–25/т.

Основные действующие лица — владелец Одесской нефтеперевалки «Приват», ставший уже крупнейшим импортером дизтоплива по морю, и Wexler, поставивший первый 30-тысячник в конце сентября и планирующий держать темп не ниже (а может и выше) в «Южном». На фоне противостояния «одесситов» как-то потерялась даже «Трейд Коммодити», безраздельно державшая рынок южных областей последние пару лет и продолжающая поставки в Николаев.

Параллельно растет конкуренция на Севере: здесь к извечному спору между российским и белорусским ресурсом присоединился «Приват», правда, с тем же белорусским ресурсом с расконсервированной нефтебазы в Пролисках.

Такой марафон к концу недели привел цены и наценки практически в их привычное состояние — к ретроспективным наценкам. При этом никуда не делся тот факт, что дифференциалы к мировым котировкам за август-сентябрь выросли. Назвать конкретную цифру, а точнее стоимость отказа от трубопроводных поставок можно будет по итогам октября, когда сезонный ажиотаж пойдет на спад.

 

Евгений Кричевский возглавил трейдинг «Укртатнафты»

Из предыдущей истории уже можно немало почерпнуть об активизации «Привата» после президентских выборов. Если вы уже забыли, то я напомню:

  • Переработка на «Укртатнафте» растет;
  • «Приват» стал крупнейшим получателем ДТ по морю;
  • Группа ворвалась в оптовый сегмент дизтоплива с кременчугским, «морским» и даже белорусским объемом (такое мало кто мог себе представить);
  • Группа стала активнейшим игроком рынка сжиженного газа, непрерывно импортируя по морю;
  • «Укртатнафта» вышла на тендеры «Укрзализныци» и Минобороны.

Это что до трейдинга. Но были и другие «активности». В частности, проведена «воспитательная работа» с «Трейд Коммодити» в Николаевском порту и в Днепре. Судя по тому, что «комоды» привезли уже два танкера, а пролежавшее под арестом почти четыре месяца моторное масло недавно  освобождено, все закончилось хэппи-эндом и уроки усвоены.

Видимо, новая конфигурация бизнеса стала тестом для команды «Привата». И, судя по всему, прошли его не все. Покинул команду и.о. предправления «Укртатнафты» Алексей Плакасов, остался, но с урезанными полномочиями Андрей Пинчук (заведовал заводскими продажами). Кричевский давно известен как лидер нефтяного трейдинга «Привата», но рядом с ним всегда был Михаил Киперман. Теперь он, по информации моих источников, всецело ушел в угольно-энергетическую тему (кто еще не в курсе, «Приват» с весны контролирует государственную энергогенерирующую компанию «Центрэнерго»). Уже сейчас команда Кричевского — вторая после белорусов по объемам бензина и ДТ. Непривычное место для «Привата», который привык быть первым.

 

В Раду внесен законопроект о частичной отмене лицензирования операций по хранению топлива

Буду краток: если этот законопроект обретет статус закона, то вся реформа СЭАРТ с уровнемерами и лицензиями отправится к коту под хвост. Аграрии — это внутренний офшор, в котором теряются большие тысячи тонн нефтепродуктов и которые хотела вывести на поверхность вся последовательность ужесточения контроля за оборотом топлива. В процессе утверждения несколькими важными нормами и так пришлось пожертвовать, лишь бы процесс не затормозился. В частности речь об отказе от обязательного условия получения лицензии в виде целевого назначения земли под АЗС или акта ввода в эксплуатацию. В результате лицензии сегодня получили многие «махровые» дырочники.

Законопроект о «защите аграриев» внесли представители трех разных парламентских фракций, в связи с чем шансы на прохождение весьма велики. Между тем реформу топливного рынка поддерживает правительство, а значит все не так однозначно.

 

 

Количество закрытых АЗС в Ривненской области выросло до 136

Когда я прочитал эту новость, первым вопросом было: а сколько же в небольшой Ривненской области легальных АЗС, если закрыли 136? Оказалось, что по данным Госкомстата, в 2019 году их там максимум было 182. Таким образом доля нелегалов почти 43%! При этом лично я ранее не слышал, чтобы Ривне числилось среди неблагополучных регионов с точки зрения распространения незаконных АЗС. Здесь на слуху прежде всего Киевская область и Днепр. Я теперь по-новому посмотрел на расхожую оценку количества нелегалов на уровне 1500 АЗС.

Ривне — отличный и пока единственный новый пример того, что с беспределом на топливном рынке можно бороться без кучи новых нормативных актов, лицензий, уровнемеров и т.д. Нужно просто за-хо-теть! Как могли бы просто захотеть налоговики в случае с авиакеросином (а не вводить новые громоздкие механизмы, увеличивающие себестоимость и стоящие немало времени и сил поставщикам).

Скажу честно, после первых отчетов об успехах ривненских властей после визита Владимира Зеленского у меня был определенный скепсис. Казалось, что это очередная показуха. Но очевидцы говорят, что ситуация в области реально изменилась. Интересно будет глянуть, как теперь изменятся «проливы» легальных станций.

В условиях растущей зрады и разочарований неожиданная перемога в периферийном Ривном. Уважаемые спичрайтеры Владимира Александровича, как сделать так, чтобы во время каждого регионального визита лидера тема нелегальных АЗС постоянно звучала?

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти