БНК и рынок оценивают друг друга, «Приват» и Wexler радуют потребителей, Кричевский остался один дома, «аграрный» офшор может выжить, а в Ривном исчезло 43% АЗС.
Первый тендер БНК по терм-контрактам состоится 29 октября С августа белорусские НПЗ вновь стали крупнейшим источником поставок нефтепродуктов в Украину, сменив на этом посту интернациональную команду, которая на протяжении последних трех лет заполняла рынок российским дизтопливом по нефтепродуктопроводу «ПрикарпатЗападтранс». Подготовка к тендерам БНК на годовые терм-контракты — это всегда событие, а в свете вышеуказанных обстоятельств тем более. Для «сябров» ситуация складывается более чем благоприятно: в сентябре, когда рынок поначалу немного подсох, а затем начал активно наполняться по морю, потребность в белорусских контрактах стала очевидной как никогда. Говорит об этом и опрос, проведенный сайтом enkorr: более 45% участников голосования считают, что дифференциал в контрактах на дизтопливо на 2020 год может превысить $30/т. «Премию» в размере $15–20/т и $20–25/т прогнозируют соответственно 20% и 19% опрошенных. Лишь 16% респондентов полагают, что годовой дифференциал на дизтопливо ЗАО «Белорусская нефтяная компания» будет установлен на уровне $25–30/т. Напомню, что на 2019 год надбавка составляла $8–16/т. Деликатность ситуации придает тот факт, что белорусская сторона в преддверии начала действия пошлин на «трубопроводное» ДТ обещала украинской делегации в Минске не злоупотреблять своим новым положением — более чем 50%-ной долей рынка. Тогда речь шла о сохранении дифференциалов на уровне спотовых контрактов того времени или около $19–20/т. К чести белорусов, основная масса договоров на допобъемы в конце июля была заключена с надбавкой $16/т. Однако уже в сентябре рынок был готов давать $30/т. И спрос на белорусские объемы будет высоким. Все дело в том, что свободного ресурса у Минска не так много, как было в августе и сентябре. По расчетам, речь может идти о 250 тыс. т в месяц (3 млн т в год) и это если белорусы закроют весь иной экспорт ДТ. Тогда как Украина последние два месяца «осваивала» 310 тыс. т белорусского ДТ в месяц. С другой стороны, понемногу раскачиваются россияне: наращивает отгрузку Гомель, «Кантарел», ЗНГК и «Элемент Нафта» запустили канал поставок из Орска, готовится нарастить объемы «Лукойл»: по имеющимся данным, в октябре среднемесячные 15–20 тыс. т могут вырасти до 50–60 тыс. т. Идти в новый год с купленным на пике ажиотажа белорусским контрактом многие считают рискованным. Одним словом, в этом году белорусские тендеры будут особенно интересны. Ждем! |
Оптовый рынок ДТ: цены в портах опустились ниже 21 грн/л В сентябре порты приняли 120 тыс. т, а в октябре этот объем может превысить 150 тыс. т. Работа вошла в нормальное русло и ценовые гонки на Юге стали хорошим знаком нормализации ситуации на рынке в целом. При этом ежедневное охлаждение цен происходило на фоне роста внешних котировок, которые за неделю повысились на $10–25/т. Основные действующие лица — владелец Одесской нефтеперевалки «Приват», ставший уже крупнейшим импортером дизтоплива по морю, и Wexler, поставивший первый 30-тысячник в конце сентября и планирующий держать темп не ниже (а может и выше) в «Южном». На фоне противостояния «одесситов» как-то потерялась даже «Трейд Коммодити», безраздельно державшая рынок южных областей последние пару лет и продолжающая поставки в Николаев. Параллельно растет конкуренция на Севере: здесь к извечному спору между российским и белорусским ресурсом присоединился «Приват», правда, с тем же белорусским ресурсом с расконсервированной нефтебазы в Пролисках. Такой марафон к концу недели привел цены и наценки практически в их привычное состояние — к ретроспективным наценкам. При этом никуда не делся тот факт, что дифференциалы к мировым котировкам за август-сентябрь выросли. Назвать конкретную цифру, а точнее стоимость отказа от трубопроводных поставок можно будет по итогам октября, когда сезонный ажиотаж пойдет на спад. |
Евгений Кричевский возглавил трейдинг «Укртатнафты» Из предыдущей истории уже можно немало почерпнуть об активизации «Привата» после президентских выборов. Если вы уже забыли, то я напомню:
Это что до трейдинга. Но были и другие «активности». В частности, проведена «воспитательная работа» с «Трейд Коммодити» в Николаевском порту и в Днепре. Судя по тому, что «комоды» привезли уже два танкера, а пролежавшее под арестом почти четыре месяца моторное масло недавно освобождено, все закончилось хэппи-эндом и уроки усвоены. Видимо, новая конфигурация бизнеса стала тестом для команды «Привата». И, судя по всему, прошли его не все. Покинул команду и.о. предправления «Укртатнафты» Алексей Плакасов, остался, но с урезанными полномочиями Андрей Пинчук (заведовал заводскими продажами). Кричевский давно известен как лидер нефтяного трейдинга «Привата», но рядом с ним всегда был Михаил Киперман. Теперь он, по информации моих источников, всецело ушел в угольно-энергетическую тему (кто еще не в курсе, «Приват» с весны контролирует государственную энергогенерирующую компанию «Центрэнерго»). Уже сейчас команда Кричевского — вторая после белорусов по объемам бензина и ДТ. Непривычное место для «Привата», который привык быть первым. |
В Раду внесен законопроект о частичной отмене лицензирования операций по хранению топлива Буду краток: если этот законопроект обретет статус закона, то вся реформа СЭАРТ с уровнемерами и лицензиями отправится к коту под хвост. Аграрии — это внутренний офшор, в котором теряются большие тысячи тонн нефтепродуктов и которые хотела вывести на поверхность вся последовательность ужесточения контроля за оборотом топлива. В процессе утверждения несколькими важными нормами и так пришлось пожертвовать, лишь бы процесс не затормозился. В частности речь об отказе от обязательного условия получения лицензии в виде целевого назначения земли под АЗС или акта ввода в эксплуатацию. В результате лицензии сегодня получили многие «махровые» дырочники. Законопроект о «защите аграриев» внесли представители трех разных парламентских фракций, в связи с чем шансы на прохождение весьма велики. Между тем реформу топливного рынка поддерживает правительство, а значит все не так однозначно.
|
Количество закрытых АЗС в Ривненской области выросло до 136 Когда я прочитал эту новость, первым вопросом было: а сколько же в небольшой Ривненской области легальных АЗС, если закрыли 136? Оказалось, что по данным Госкомстата, в 2019 году их там максимум было 182. Таким образом доля нелегалов почти 43%! При этом лично я ранее не слышал, чтобы Ривне числилось среди неблагополучных регионов с точки зрения распространения незаконных АЗС. Здесь на слуху прежде всего Киевская область и Днепр. Я теперь по-новому посмотрел на расхожую оценку количества нелегалов на уровне 1500 АЗС. Ривне — отличный и пока единственный новый пример того, что с беспределом на топливном рынке можно бороться без кучи новых нормативных актов, лицензий, уровнемеров и т.д. Нужно просто за-хо-теть! Как могли бы просто захотеть налоговики в случае с авиакеросином (а не вводить новые громоздкие механизмы, увеличивающие себестоимость и стоящие немало времени и сил поставщикам). Скажу честно, после первых отчетов об успехах ривненских властей после визита Владимира Зеленского у меня был определенный скепсис. Казалось, что это очередная показуха. Но очевидцы говорят, что ситуация в области реально изменилась. Интересно будет глянуть, как теперь изменятся «проливы» легальных станций. В условиях растущей зрады и разочарований неожиданная перемога в периферийном Ривном. Уважаемые спичрайтеры Владимира Александровича, как сделать так, чтобы во время каждого регионального визита лидера тема нелегальных АЗС постоянно звучала? |
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти