На волне баснословной розничной маржи в конце 2014-начале 2015 гг. и в период моратория на проверки малого бизнеса Киев и другие регионы с крупным потреблением сжиженного газа наводнили сотни новых АГЗС. Все бы ничего – развитая розничная сеть на руку рынку газа, однако, только если все происходит в рамках закона. А с этим у хаотично растущих заправок явно не все в порядке. OilNews неоднократно освещал эту тему: вопиющие нарушения при размещении, отсутствие кассовой дисциплины, некомпетентный персонал – все это можно заметить почти на каждом углу спальных районов столицы. За шаг до достижения критического уровня к решению проблемы подключились местные власти - Киевсовет создал временную контрольную комиссию (ВКК) для проверки деятельности столичных АЗС и АГЗС. Результат депутатской инспекции половины столичных районов – 80% из 250 АГЗС стоят без надлежащих разрешений, а большинство из них вообще без каких-либо документов. OilNews пообщался с инициатором этих проектов и главой созданной комиссии, депутатом Киевсовета Виталием Даниленко. Активист обещает приложить все усилия, чтобы обуздать «дырочников». И хотя методы борьбы пока не совсем ясны, первые демонтажи моноблоков-нарушителей анонсированы в самом ближайшем будущем.
Скажите, кто был инициатором этой программы проверки АГЗС и кто в ней принимает участие?
В. Даниленко: Проверку инициировал я, а участвует ряд депутатов из разных фракций (Киевсовета-ON). На сессии был сделан промежуточный доклад о работе нашей группы. На сегодня уже провели инвентаризацию объектов в половине районов Киева (5 из 10-ON). Этих газовых бочек, как мы их называем, потому что другого названия к этим объектам применить нельзя: они не сертифицированы, нет никаких документов, которые хоть как-то позволяют им заниматься этой деятельность. Все незаконно подключены к коммуникациям. Не говоря уже об оформлении земельных участков.
Но что все-таки послужило поводом для старта этой инвентаризации?
В. Даниленко: Сперва я увидел в «ютубе» как на одной заправок взорвалась газовая бочка. Причина неясна, там расследование проходит. Но из инсайдерских источников в милиции, которые расследуют инцидент, узнали, что это был централизованный поджог или взрыв. Мы начали разбираться в ситуации и выяснили, что взрываются эти бочки и без стороннего вмешательства, из-за нарушения техники безопасности. Я начал «ногами» обхаживать объекты, общаться с заправщиками. Они понятия не имеют о каких-либо курсах для специалистов, о сертификатах. Это объекты 5-й категории сложности и для работы на них необходимо проводить спецобучение персонала. Вот и последствия.
Но основная мотивация – эти заправки наносят вред. Испорченный автомобиль – это полбеды, но могут ведь пострадать и люди. У нас есть объекты, которые стоят во дворах, возле леса.
Мы только что проезжали мимо АГЗП, которая стоит под высоковольтной линией электропередач. В пятидесяти метрах от нее под той же линией второй пункт уже установлен…
В. Даниленко: Это в Голосеевском районе, на Саперно-Слободской? Да, знаю. Это тоже личные наблюдения, которые меня и подвигли подойти к решению вопроса о создании депутатской временной контрольной комиссии с определенными полномочиями. Основная задача: сформировать некоторый объем объектов, которые могут войти в генеральную схему размещения. То есть безопасных объектов. Прежде всего, безопасных для населения.
Это и АЗС, и АГЗС?
В. Даниленко: Да, все вместе.
Вы сказали, что уже провели инвентаризацию объектов половины районов Киева. Каким образом она проходит?
В. Даниленко: В ручном режиме. Я и мои помощники ездим, мониторим объекты, фотографируем, привязываем к местности, дислокации, запрашиваем в Киевземе документы, подтверждающие владение земельным участком (в 95% случаев они отсутствуют), в Архитектуре (Департамент градостроительства и архитектуры КГГА – ON) смотрим схему подземных коммуникаций, определяем, на чем стоят объекты (80% стоят на магистралях газа высокого давления, электросетях высокого напряжения, на коллекторах, то есть в красных линиях). Уже не говорю о неправильных заездах и выездах, что создает аварийную ситуацию. Могу смело говорить – 80% этих объектов в пяти районах находятся в зоне опасности.
А в количественном выражении есть цифры по пяти районам?
В. Даниленко: Примерно 200 объектов. Это минимум. Это те, которым запрещено работать. Я думал, что отдельные модули представляют опасность, но мы определили, что и некоторые АГЗП, которые стоят на АЗС, находятся в «красных линиях»: на сетях, за пределами земучастков, которые были оформлены на заправки. Есть газовые бочки на АЗС, стоящие возле леса – если загорается, то потушить невозможно, пока весь газ не сгорит. Есть портативные газовые заправки на скважинах. Все МЧСники, которые приходят к нам на совещание, говорят: «Да, если что, будет взрыв». Все это понимают. МЧС (ГосЧС) знает количество заправок, пытается ставить их на учет по категориям взрыво- и огнеопасных объектов. Но никто их не контролирует. Ни прокуратура, ни милиция.
А Госгорпромнадзор?
В. Даниленко: Да, они тоже приходят к нам на совещание. Мы сейчас собираем информацию от всех. Работа нашей комиссии до сегодняшнего дня была построена следующим образом: мы берем один отдельный объект, смотрим. Киевзем говорит «земли нет». Архитектура говорит: стоит на сетях, под ЛЭП. Госгорпромнадзор отвечает, есть сертификаты или нет. У МЧС просто спрашиваем: «Вы потушите ее или не сможете в случае чего?». Они знают об объекте, но ничего не предпринимают. На АГЗС нет элементарных резервуаров для мгновенного пожаротушения. Если машина, например, загорелась. Элементарные ящики с песком – их нет.
То есть пока что все эти органы бессильны?
В. Даниленко: Когда наша временная контрольная комиссия заработает с полномочиями, мы будем определять, какие объекты демонтировать. Разработаем систему демонтажа, определим, кто это будет делать, заключим договоры.
А сейчас у вас полномочия есть?
В. Даниленко: Они будут. (16 апреля решением Киевсовета была создана временная контрольная комиссия для проверки деятельности АЗС (АГЗС), которую возглавил В. Даниленко – ON)
С какой стороны планируете заходить: нарушение земельного законодательства или налогового?
В. Даниленко: Элементарная штука – взрывоопасность этих объектов. Мы в состоянии войны находимся, а в городе тем временем 400 бочек с газом, это бомбы замедленного действия. По неподтвержденной информации, когда был взрыв на «БРСМ», ее таки взорвали…
Вы о заправке на Заболотного?
В. Даниленко: Да, и в Киевской области. Они заложили взрывчатое вещество под газовый баллон. Не в резервуар с бензином, а именно под газовую емкость, понимая, что он сдетонирует, и будет одномоментный взрыв.
В Переяславе взорвался подвал. Там констатировали нарушение норм эксплуатации.
В. Даниленко: Вот, опять же, нарушение норм эксплуатации. Газовые резервуары находятся на больших заправках (АЗК – ON). По инженерным нормам они должны быть на расстоянии 50 м, а они стоят в 20-30 м. Есть объекты, опять же, в Голосеевском районе, ул. Касьяна, если не ошибаюсь. Там 30 м до остановки общественного транспорта. В Днепровском районе есть бочка, которая стоит на парковке внутри двора. Вокруг три жилых дома!
Как будет проходить демонтаж?
В. Даниленко: Это будет решать комиссия. Она будет рекомендательную функцию нести. Есть решение Киевсовета о создании генеральной схемы размещения автозаправочных комплексов, в том числе газозаправочных, которое определит безопасные зоны нахождения. Тем, которые в зоне опасности, будем рекомендовать переместиться в зоны безопасные с точки зрения подземных коммуникациий и населения.
И все-таки, на каком основании сегодня можно эти объекты закрыть?
В. Даниленко: На основании того, что существует потенциальная опасность для населения. Сравнимая с такой же опасностью, как и угроза террористического акта при закладывании бомб в местах скопления людей. Остановка общественного транспорта, например, – это место большого скопления людей.
А с юридической точки зрения? Увезти эти «ларьки» не трудно, но перед этим нужно слить газ с бочек, и тут возникнет проблема – владельцы сразу подают в суд.
В. Даниленко: Как только они подадут в суд, как только напишут заявление в милицию, – они «вскроются». И мы подаем на следующий день уже на них в суд. А газ берем на ответственное хранение. И тот субъект предпринимательской деятельности, который подает на нас в суд, он тут же ставит себе приговор: он осуществлял незаконную деятельность, которая к тому же опасна для жизни населения.
Но разбирательство в судах может длиться очень долго…
В. Даниленко: Не было менеджера проекта. Проблема есть, вроде все об этом знают, но все молчат. Менеджера, который систематизирует все опасные объекты. Я готов им стать.
Какие-то реальные подвижки уже есть?
В. Даниленко: Первое уголовное производство уже открыто. Под этим ЛЭП, что вы видели, модуль установили недавно. Я туда недавно трижды выезжал. И они не останавливают строительство, так понимаю, с кем-то договорились. Первое уголовное дело – и рынок начнет стабилизироваться. Скажу больше. Мы решаем задачу не просто убрать их или добавить. А решаем задачу систематизации, чтобы их работа стала прозрачной. Они будут платить налог на землю. Будет возможность с ними коммуницировать на предмет качества топлива и пр.
Через неделю под этой ЛЭП запарботала новая АГЗС Evrogaz. Фото из Фейсбука Виталия Даниленко |
Во время проверок устанавливали, торгуют ли они через кассу? От этого зависит уплачивается ли розничный акциз (5% ) в местный бюджет.
В. Даниленко: Да, город недобирает 5% местного налога. Это достаточно большие деньги. Нужна системность подхода. Бесконечно долго «крышевание» не будет происходить. Если нет правового поля общения городской власти с этими «заправщиками», то мы никогда не добьемся безопасности и качества. Фискальную дисциплину проверить невозможно – просто не с кем говорить. Вот, в Голосеевском районе ночью загорелась заправка. МВД говорит: «Да, загорелась. Но криминального производства нет. Никто заявление не писал». Привезли бочку, она загорелась. И никто не пишет заявление. Это ничейная, получается? О каких налогах можно говорить, если никто даже заявление в милицию не пишет. Приезжай и спокойно забирай эту бочку с газом, она ведь никому не принадлежит. Со следующей недели мы демонтируем несколько объектов.
Вы анализировали нарушителей на предмет приведения их в правовые рамки?
В. Даниленко: При разработке Генеральной схемы будут созданы зоны локации. Назовем их «круги». Человек стоит фактически в середине круга. Он получает зону. И может сместиться в ту или иную сторону. Пускай приезжает, оформляет земельный участок, сессия Киевсовета поддерживает, и он работает. Но половина без шансов, я думаю.
Какой следующий шаг в рамках борьбы с «дырочниками»?
В. Даниленко: В течение месяца мы уберем самые одиозные. Это процентов 15-20. И следующее – разработка генеральной схемы по тем заявкам, которые будут поданы. У нас объектов 30, которые безопасны. Есть в генеральной схеме места – переходите туда.
Сам демонтаж как будет проходить?
В. Даниленко: Силовики будут помогать, добровольные дружины помогут. Справимся.
Объекты, с которыми вы боретесь, сегодня продают от 1 до 5 кубометров газа в сутки и это только начало сезона. Не опасаетесь ли вы волны возмущения со стороны потребителей сжиженного газа в случае ухода с рынка «дырочников»?
В. Даниленко: Люди найдут, где заправляться. Если пролив два куба, а он стоит под ЛЭП, то его надо демонтировать. Через дорогу стоит нормальная заправка, у которой вместо двух будет четыре кубометра пролива. Потребитель не пострадает.
Есть ли какой-либо диалог с той стороной?
В. Даниленко: Они прячутся, никакого диалога нет. Мы общались только с Ассоциацией (Украинской ассоциацией сжиженного газа – ON). Они были дважды у нас на комиссии. И выходят на связь большие операторы, назовем их легальными, – WOG, ОККО и т.д. Они обеспокоены этим вопросом. Но, опять же, соблюдение всех регламентов и правил по многим их объектам также вызывает вопросы.
Сегодня ситуация на этом рынке напоминает то, что было с бензиновыми заправками 15 лет назад – везде стояли блочные АЗС, их было очень много. Но затем мы пришли к тому, что появилось определенное количество крупных брендов, которые сейчас работают на рынке. Мы же первые в Киеве, кто задумался на этапе, когда еще не наступил полный хаос. Вот когда перевалит количество газовых бочек за 500, тогда уже будет беспредел, как с МАФами. Нам просто физически будет трудно их демонтировать. Если сегодня мы можем работать одним краном-эвакуатором, то тогда их нужно будет штук пять. Это затраты города.
Та сторона утверждает, что все это делается с одной целью – организовать новый сбор с них. Мол, все это коррупционная задумка, хотят потормошить, чтобы собрать денег.
В. Даниленко: Я лично никаких предложений по деньгам никому не давал. Если они общаются с аферистами, которых в Киеве много, то это их проблемы. Мы достаточно открыты. Я не вижу проблемы, чтобы прийти и проконсультироваться. Пусть приходят и приносят данные о своих 10 или 20 объектов (есть и по 50). И мы все подготовим, все красные линии расчертим, Архитектура даст свои предварительные заключения. И им скажем: «Из этих 50-ти двадцать – без шансов. Тридцать – чуть переместить». А если хотят еще и эти 20, то пускай заключают договоры и ищут места. Мы, город, понимаем, что в том месте будет заправка. Мы будем брать земельный налог и 5%-ный сбор.
В рамках разработки схемы будут ли изменения для бензиновых АЗС? С ними работаете?
В. Даниленко: Их достаточно много и все в той или иной степени оформлены. И у нас есть понимание, где в городе можно еще 20 объектов разместить. Локации предложить. Пожалуйста, через аукцион покупайте землю. Мы сейчас переводим эти аукционы на коммунальное предприятие. Или в субаренду передадим на условиях инвестконкурса. Варианты есть. Люди переживают из-за того, что долго это все было непрозрачно в стране.
Бензиновые заправки на предмет уплаты розничного акциза проверяли?
В. Даниленко: По Киеву будем давать протокольное поручение через мэра чтобы дали информацию о проливах. На сессии будет принято решение. Мы понимаем, сколько они продают. И пусть ГФС даст свою информацию. Сравним все цифры, и спросим, почему вот так?
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти