У початок
Виталий Даниленко: 80% АГЗП в Киеве размещены с нарушениями

Виталий Даниленко: 80% АГЗП в Киеве размещены с нарушениями

На волне баснословной розничной маржи в конце 2014-начале 2015 гг. и в период моратория на проверки малого бизнеса Киев и другие регионы с крупным потреблением сжиженного газа наводнили сотни новых АГЗС. Все бы ничего – развитая розничная сеть на руку рынку газа, однако, только если все происходит в рамках закона. А с этим у хаотично растущих заправок явно не все в порядке. OilNews неоднократно освещал эту тему: вопиющие нарушения при размещении, отсутствие кассовой дисциплины, некомпетентный персонал – все это можно заметить почти на каждом углу спальных районов столицы. За шаг до достижения критического уровня к решению проблемы подключились местные власти - Киевсовет создал временную контрольную комиссию (ВКК) для проверки деятельности столичных АЗС и АГЗС. Результат депутатской инспекции половины столичных районов – 80% из 250 АГЗС стоят без надлежащих разрешений, а большинство из них вообще без каких-либо документов. OilNews пообщался с инициатором этих проектов и главой созданной комиссии, депутатом Киевсовета Виталием Даниленко. Активист обещает приложить все усилия, чтобы обуздать «дырочников». И хотя методы борьбы пока не совсем ясны, первые демонтажи моноблоков-нарушителей анонсированы в самом ближайшем будущем.

Скажите, кто был инициатором этой программы проверки АГЗС и кто в ней принимает участие?

В. Даниленко: Проверку инициировал я, а участвует ряд депутатов из разных фракций (Киевсовета-ON). На сессии был сделан промежуточный доклад о работе нашей группы. На сегодня уже провели инвентаризацию объектов в половине районов Киева (5 из 10-ON). Этих газовых бочек, как мы их называем, потому что другого названия к этим объектам применить нельзя: они не сертифицированы, нет никаких документов, которые хоть как-то позволяют им заниматься этой деятельность. Все незаконно подключены к коммуникациям. Не говоря уже об оформлении земельных участков.

Но что все-таки послужило поводом для старта этой инвентаризации?

В. Даниленко: Сперва я увидел в «ютубе» как на одной заправок взорвалась газовая бочка. Причина неясна, там расследование проходит. Но из инсайдерских источников в милиции, которые расследуют инцидент, узнали, что это был централизованный поджог или взрыв. Мы начали разбираться в ситуации и выяснили, что взрываются эти бочки и без стороннего вмешательства, из-за нарушения техники безопасности. Я начал «ногами» обхаживать объекты, общаться с заправщиками. Они понятия не имеют о каких-либо курсах для специалистов, о сертификатах. Это объекты 5-й категории сложности и для работы на них необходимо проводить спецобучение персонала. Вот и последствия.

Но основная мотивация – эти заправки наносят вред. Испорченный автомобиль – это полбеды, но могут ведь пострадать и люди. У нас есть объекты, которые стоят во дворах, возле леса.

Мы только что проезжали мимо АГЗП, которая стоит под высоковольтной линией электропередач. В пятидесяти метрах от нее под той же линией второй пункт уже установлен…

В. Даниленко: Это в Голосеевском районе, на Саперно-Слободской? Да, знаю. Это тоже личные наблюдения, которые меня и подвигли подойти к решению вопроса о создании депутатской временной контрольной комиссии с определенными полномочиями. Основная задача: сформировать некоторый объем объектов, которые могут войти в генеральную схему размещения. То есть безопасных объектов. Прежде всего, безопасных для населения.

Это и АЗС, и АГЗС?

В. Даниленко: Да, все вместе.

Вы сказали, что уже провели инвентаризацию объектов половины районов Киева. Каким образом она проходит?

В. Даниленко: В ручном режиме. Я и мои помощники ездим, мониторим объекты, фотографируем, привязываем к местности, дислокации, запрашиваем в Киевземе документы, подтверждающие владение земельным участком (в 95% случаев они отсутствуют), в Архитектуре (Департамент градостроительства и архитектуры КГГА – ON) смотрим схему подземных коммуникаций, определяем, на чем стоят объекты (80% стоят на магистралях газа высокого давления, электросетях высокого напряжения, на коллекторах, то есть в красных линиях). Уже не говорю о неправильных заездах и выездах, что создает аварийную ситуацию. Могу смело говорить – 80% этих объектов в пяти районах находятся в зоне опасности.

А в количественном выражении есть цифры по пяти районам?

В. Даниленко: Примерно 200 объектов. Это минимум. Это те, которым запрещено работать. Я думал, что отдельные модули представляют опасность, но мы определили, что и некоторые АГЗП, которые стоят на АЗС, находятся в «красных линиях»: на сетях, за пределами земучастков, которые были оформлены на заправки. Есть газовые бочки на АЗС, стоящие возле леса – если загорается, то потушить невозможно, пока весь газ не сгорит. Есть портативные газовые заправки на скважинах. Все МЧСники, которые приходят к нам на совещание, говорят: «Да, если что, будет взрыв». Все это понимают. МЧС (ГосЧС) знает количество заправок, пытается ставить их на учет по категориям взрыво- и огнеопасных объектов. Но никто их не контролирует. Ни прокуратура, ни милиция.

А Госгорпромнадзор?

В. Даниленко: Да, они тоже приходят к нам на совещание. Мы сейчас собираем информацию от всех. Работа нашей комиссии до сегодняшнего дня была построена следующим образом: мы берем один отдельный объект, смотрим. Киевзем говорит «земли нет». Архитектура говорит: стоит на сетях, под ЛЭП. Госгорпромнадзор отвечает, есть сертификаты или нет. У МЧС просто спрашиваем: «Вы потушите ее или не сможете в случае чего?». Они знают об объекте, но ничего не предпринимают. На АГЗС нет элементарных резервуаров для мгновенного пожаротушения. Если машина, например, загорелась. Элементарные ящики с песком – их нет.

То есть пока что все эти органы бессильны?

В. Даниленко: Когда наша временная контрольная комиссия заработает с полномочиями, мы будем определять, какие объекты демонтировать. Разработаем систему демонтажа, определим, кто это будет делать, заключим договоры.

А сейчас у вас полномочия есть?

В. Даниленко: Они будут. (16 апреля решением Киевсовета была создана временная контрольная комиссия для проверки деятельности АЗС (АГЗС), которую возглавил В. Даниленко – ON)

С какой стороны планируете заходить: нарушение земельного законодательства или налогового?

В. Даниленко: Элементарная штука – взрывоопасность этих объектов. Мы в состоянии войны находимся, а в городе тем временем 400 бочек с газом, это бомбы замедленного действия. По неподтвержденной информации, когда был взрыв на «БРСМ», ее таки взорвали…

Вы о заправке на Заболотного?

В. Даниленко: Да, и в Киевской области. Они заложили взрывчатое вещество под газовый баллон. Не в резервуар с бензином, а именно под газовую емкость, понимая, что он сдетонирует, и будет одномоментный взрыв.

В Переяславе взорвался подвал. Там констатировали нарушение норм эксплуатации.

В. Даниленко: Вот, опять же, нарушение норм эксплуатации. Газовые резервуары находятся на больших заправках (АЗК – ON). По инженерным нормам они должны быть на расстоянии 50 м, а они стоят в 20-30 м. Есть объекты, опять же, в Голосеевском районе, ул. Касьяна, если не ошибаюсь. Там 30 м до остановки общественного транспорта. В Днепровском районе есть бочка, которая стоит на парковке внутри двора. Вокруг три жилых дома!

Как будет проходить демонтаж?

В. Даниленко: Это будет решать комиссия. Она будет рекомендательную функцию нести. Есть решение Киевсовета о создании генеральной схемы размещения автозаправочных комплексов, в том числе газозаправочных, которое определит безопасные зоны нахождения. Тем, которые в зоне опасности, будем рекомендовать переместиться в зоны безопасные с точки зрения подземных коммуникациий и населения.

И все-таки, на каком основании сегодня можно эти объекты закрыть?

В. Даниленко: На основании того, что существует потенциальная опасность для населения. Сравнимая с такой же опасностью, как и угроза террористического акта при закладывании бомб в местах скопления людей. Остановка общественного транспорта, например, – это место большого скопления людей.

А с юридической точки зрения? Увезти эти «ларьки» не трудно, но перед этим нужно слить газ с бочек, и тут возникнет проблема – владельцы сразу подают в суд.

В. Даниленко: Как только они подадут в суд, как только напишут заявление в милицию, – они «вскроются». И мы подаем на следующий день уже на них в суд. А газ берем на ответственное хранение. И тот субъект предпринимательской деятельности, который подает на нас в суд, он тут же ставит себе приговор: он осуществлял незаконную деятельность, которая к тому же опасна для жизни населения.

Но разбирательство в судах может длиться очень долго…

В. Даниленко: Не было менеджера проекта. Проблема есть, вроде все об этом знают, но все молчат. Менеджера, который систематизирует все опасные объекты. Я готов им стать.

Какие-то реальные подвижки уже есть?

В. Даниленко: Первое уголовное производство уже открыто. Под этим ЛЭП, что вы видели, модуль установили недавно. Я туда недавно трижды выезжал. И они не останавливают строительство, так понимаю, с кем-то договорились. Первое уголовное дело – и рынок начнет стабилизироваться. Скажу больше. Мы решаем задачу не просто убрать их или добавить. А решаем задачу систематизации, чтобы их работа стала прозрачной. Они будут платить налог на землю. Будет возможность с ними коммуницировать на предмет качества топлива и пр.

Через неделю под этой ЛЭП запарботала новая АГЗС Evrogaz. Фото из Фейсбука Виталия Даниленко

Во время проверок устанавливали, торгуют ли они через кассу? От этого зависит уплачивается ли розничный акциз (5% ) в местный бюджет.

В. Даниленко: Да, город недобирает 5% местного налога. Это достаточно большие деньги. Нужна системность подхода. Бесконечно долго «крышевание» не будет происходить. Если нет правового поля общения городской власти с этими «заправщиками», то мы никогда не добьемся безопасности и качества. Фискальную дисциплину проверить невозможно – просто не с кем говорить. Вот, в Голосеевском районе ночью загорелась заправка. МВД говорит: «Да, загорелась. Но криминального производства нет. Никто заявление не писал». Привезли бочку, она загорелась. И никто не пишет заявление. Это ничейная, получается? О каких налогах можно говорить, если никто даже заявление в милицию не пишет. Приезжай и спокойно забирай эту бочку с газом, она ведь никому не принадлежит. Со следующей недели мы демонтируем несколько объектов.

Вы анализировали нарушителей на предмет приведения их в правовые рамки?

В. Даниленко: При разработке Генеральной схемы будут созданы зоны локации. Назовем их «круги». Человек стоит фактически в середине круга. Он получает зону. И может сместиться в ту или иную сторону. Пускай приезжает, оформляет земельный участок, сессия Киевсовета поддерживает, и он работает. Но половина без шансов, я думаю.

Какой следующий шаг в рамках борьбы с «дырочниками»?

В. Даниленко: В течение месяца мы уберем самые одиозные. Это процентов 15-20. И следующее – разработка генеральной схемы по тем заявкам, которые будут поданы. У нас объектов 30, которые безопасны. Есть в генеральной схеме места – переходите туда.

Сам демонтаж как будет проходить?

В. Даниленко: Силовики будут помогать, добровольные дружины помогут. Справимся.

Объекты, с которыми вы боретесь, сегодня продают от 1 до 5 кубометров газа в сутки и это только начало сезона. Не опасаетесь ли вы волны возмущения со стороны потребителей сжиженного газа в случае ухода с рынка «дырочников»?

В. Даниленко: Люди найдут, где заправляться. Если пролив два куба, а он стоит под ЛЭП, то его надо демонтировать. Через дорогу стоит нормальная заправка, у которой вместо двух будет четыре кубометра пролива. Потребитель не пострадает.

Есть ли какой-либо диалог с той стороной?

В. Даниленко: Они прячутся, никакого диалога нет. Мы общались только с Ассоциацией (Украинской ассоциацией сжиженного газа – ON). Они были дважды у нас на комиссии. И выходят на связь большие операторы, назовем их легальными, – WOG, ОККО и т.д. Они обеспокоены этим вопросом. Но, опять же, соблюдение всех регламентов и правил по многим их объектам также вызывает вопросы.

Сегодня ситуация на этом рынке напоминает то, что было с бензиновыми заправками 15 лет назад – везде стояли блочные АЗС, их было очень много. Но затем мы пришли к тому, что появилось определенное количество крупных брендов, которые сейчас работают на рынке. Мы же первые в Киеве, кто задумался на этапе, когда еще не наступил полный хаос. Вот когда перевалит количество газовых бочек за 500, тогда уже будет беспредел, как с МАФами. Нам просто физически будет трудно их демонтировать. Если сегодня мы можем работать одним краном-эвакуатором, то тогда их нужно будет штук пять. Это затраты города.

Та сторона утверждает, что все это делается с одной целью – организовать новый сбор с них. Мол, все это коррупционная задумка, хотят потормошить, чтобы собрать денег.

В. Даниленко: Я лично никаких предложений по деньгам никому не давал. Если они общаются с аферистами, которых в Киеве много, то это их проблемы. Мы достаточно открыты. Я не вижу проблемы, чтобы прийти и проконсультироваться. Пусть приходят и приносят данные о своих 10 или 20 объектов (есть и по 50). И мы все подготовим, все красные линии расчертим, Архитектура даст свои предварительные заключения. И им скажем: «Из этих 50-ти двадцать – без шансов. Тридцать – чуть переместить». А если хотят еще и эти 20, то пускай заключают договоры и ищут места. Мы, город, понимаем, что в том месте будет заправка. Мы будем брать земельный налог и 5%-ный сбор.

В рамках разработки схемы будут ли изменения для бензиновых АЗС? С ними работаете?

В. Даниленко: Их достаточно много и все в той или иной степени оформлены. И у нас есть понимание, где в городе можно еще 20 объектов разместить. Локации предложить. Пожалуйста, через аукцион покупайте землю. Мы сейчас переводим эти аукционы на коммунальное предприятие. Или в субаренду передадим на условиях инвестконкурса. Варианты есть. Люди переживают из-за того, что долго это все было непрозрачно в стране.

Бензиновые заправки на предмет уплаты розничного акциза проверяли?

В. Даниленко: По Киеву будем давать протокольное поручение через мэра чтобы дали информацию о проливах. На сессии будет принято решение. Мы понимаем, сколько они продают. И пусть ГФС даст свою информацию. Сравним все цифры, и спросим, почему вот так?

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти