У початок
Стенограмма интернет-конференции с совладельцем KLO Игорем Чернявским

Стенограмма интернет-конференции с совладельцем KLO Игорем Чернявским

Модератор: «Консалтинговая группа А-95» и профильный портал OilNews запустили проект интернет-пресс-конференций, в рамках которых участники рынка смогут вступить в диалог с личностями, имеющими вес в топливной сфере. Сегодня у нас в гостях совладелец сети АЗС KLO Игорь Чернявский. KLO – одна из первых «брендовых» сетей Киева, а сегодня – последняя из независимых сетей столичного региона, конкурирующая с национальными и международными операторами. О месте KLO, планах и перспективах и будем говорить с господином Чернявским.

Игорь, KLO известна инновационными подходами к ведению бизнеса. Одно из последних веяний – создание инфраструктуры по заправке электромобилей. Какие перспективы у этого направления на АЗС?

Игорь Чернявский: Первый раз я загорелся этой идеей лет восемь назад. И года четыре назад я поставил на ней крест, как неперспективной для украинского рынка. Причин несколько. В стране 15 тарифов на электричество, и, например, заправляться в отдаленном селе по ночному тарифу очень выгодно. Но уже заправляться по коммерческому дневному тарифу в Киеве обойдется раз в 10 дороже. Есть ряд других сдерживающих факторов. Любой автомобиль с электромотором дороже своих бензиновых или дизельных одноклассников. Например, бензиновый автомобиль стоит €20 тыс., одноклассник-электромобиль – €40-60 тыс. Прибавляем сюда проценты по банковскому кредиту и видим, что задача не имеет решения. Идем дальше, «объем бака» 16 кВт, если возьмем электричество по 3 грн кВт, получаем порядка 50 грн. За эти же деньги мы условно можем залить около 5 л дизтоплива, и в любую погоду малолитражка с потреблением 3 л/100 км пройдет до 200 км. С электромобилем история другая, при температуре -30 оС, он весь заряд истратит на обогрев и даже из гаража не выедет. А в Украине зимний период года очень холодный, и с этим приходится мириться.

Модератор: Давайте рассмотрим более приземленные темы. Вопрос от читателя: с чем связан летний откат к ценам «Привата», тогда как раньше KLO торговала в премиальном сегменте?

Игорь Чернявский: Все путают произошедшее и называют каким-то «откатом» к ценам «Привата». Мы просто четко диверсифицировали у себя цены на разные классы 95-х бензинов. Постарались их все разделить по качеству – Евро-4, Евро-5, брендированные, и тот же био-95-й. Все они заняли паритетное отношение к ценам конкурентов. То есть, если у WOG есть только премиальные сорта топлива, то наравне с ними у нас есть своя линейка. Если «Приват» торгует своим бензином дешевле, то и мы ставим аналогичные цены.

Модератор: И как это отразилось на положении компании на рынке?

Игорь Чернявский: Нормально, мы со всеми конкурируем и смогли нарастить продажи.

Модератор: В любом случае независимым операторам сложнее конкурировать с национальными сетями. Другие бюджеты на маркетинг, рекламу, развитие.

Игорь Чернявский: Задачу можно перевернуть. Национальным операторам нужно закрывать и доходный, и убыточный сегменты рынка. А KLO сидит немножко в других условиях. В целом, у нас один выход: торговать по рынку, плюс внедрять инновации и проекты, которые нет у других сетей.

Модератор: Следующий вопрос читателей касается вашей линейки топлив. У KLO три вида 95-х бензинов. Как они между собой распределяются?

Игорь Чернявский: В общей корзине топлив мы продаем около 50% бензина А-95. А конкретно разделение внутри 95-й марки… Как потребитель голосует – так они и делятся.

Модератор: Где KLO покупает 95-й бензин украинского стандарта?

Игорь Чернявский: Берем у Кременчуга бензовозными партиями.

Модератор: Давайте рассмотрим тему альтернативных топлив. KLO – новатор этого сегмента среди украинских сетей. Какие результаты этого проекта?

Игорь Чернявский: На сегодняшний день этот бензин продается на 25 АЗС. Все реконструируемые и новые АЗС запускаем с альтернативным бензином, а также добавляем в ассортимент действующих комплексов. Мы этот проект оцениваем как успешный. Если ценовой спред по сравнению с обычным бензином будет сохранятся 2 тыс. грн на тонне, то проект и дальше будет привлекателен. В масштабах рынка продажи альтернативного топлива пока что развиваются у KLO и «БРСМ-Нафта». По качественным характеристикам – это отличное топливо. Наши испытания показали индукционный период 360 дней, это фантастика. Не все бензины с украинских заводов идут с такими показателями.

Другой вопрос – адаптированность автомобиля. Сказать, что такой бензин подходит всем – кривить душой. Но многие автомобили, например, французских марок пригодны для биобензинов, вплоть для работы на топливе с 80% биоэтанола.

Модератор: Игорь, с экономической точки зрения – выгодно покупать альтернативный бензин? Многие специалисты отмечают, что расход на таком топливе на 10% выше. Кроме этого, какого качества продается продукт?

Игорь Чернявский: Это фактически бензин Евро-5, где минимум серы и бензола. Если сравнивать калорийность, то у альтернативного бензина она выше. Расход, действительно, в среднем может быть на 5% выше. Бывает у кого-то на 6%, у кого-то – на 4%. Мы протестировали альтернативное топливо на 15 машинах. Расхода в 10% не было и близко. Экономия в деньгах получается: по сравнению с украинским бензином – порядка 5%, если сравнивать с Ventus – экономия будет еще больше, в пределах 15%.

Модератор: Продолжая тему альтернативных топлив. Какие перспективы у сжиженного газа, который в принципе прекратил рост?

Игорь Чернявский: Развитие рынка сжиженного газа всегда увязывается в спреде между ценой на бензин и газ. Переоборудование происходит, когда спред газа к бензину – 50/50. Но как только спред сужается, автомобилисты не хотят вкладываться в установку ГБО. Сегодня при цене газа 6,50 грн/л спред в пределах 60/40. Переоборудование делать практически не выгодно и на газе ездят те, кто установил ГБО раньше. Не суть важно, какое топливо заливают в машину, по объемам потребления изменений не будет. Автомобиль с бензиновым двигателем и газовой установкой будет ездить либо на одном топливе, либо на другом, а дизель – только на одном.  Поэтому рынок не уперся, произошло перераспределение в пользу других видов топлива.

Модератор: В целом с газом интересная ситуация. В августе он стоил 4,70-4,80 грн/л. На сегодня имеем 6,50 грн/л. И здесь хочу задать следующий вопрос от нашего читателя Антона: Вы приверженец низких цен на газ, или высоких?

Игорь Чернявский: Я приверженец рыночной цены. Какая она складывается.

Модератор: Или высокой маржи?

Игорь Чернявский: На газ должна быть такая же маржа, как на бензин, может даже чуть-чуть выше, потому что это очень сложный продукт в логистике, хранении, доставке.

Модератор: Вопрос, который недавно взбудоражил всех – это многомилионный штраф АМКУ в отношении «КЛО-Карта». Читатель спрашивает: Что делать в такой ситуации?

Игорь Чернявский: Что тут сказать – человек перешел в неположенном месте улицу, его приговорили к расстрелу. В АМКУ решили убить «КЛО-Карта» и убили. Они ее будут банкротить, пусть банкротят. За 200 тыс. грн оборота получили вот такую «конфетку».

Модератор: Следующий вопрос касается проектов KLO. Терминалы самообслуживания. Тема неоднозначная, у кого терминалов нет, говорят, что это невыгодно, кто установил, наоборот, в восторге. Как у вас развивается этот проект?

Игорь Чернявский: Несколько терминалов работают. Лично я вижу их будущее на холодных АЗС. Все остальное – это бессмысленная железка, которая стоит €20 тыс.

Модератор: По вашему мнению, какие перспективы у «холодных» заправок в Украине?

Игорь Чернявский: Могут прижиться при условии оптимизации законодательной базы. Предположим, цена оформления документов на обычную заправку «икс», и на «холодную» - такой же «икс», а значит, сегодня смысла в ней нет.

Модератор: Заправки на воде тоже неоправданно дорогие. Как развивается этот проект?

Игорь Чернявский: Начнем с того, что это имиджевый проект. Для Киева было бы достаточно двух заправок на воде, их уже шесть. Просто есть определенное количество наших клиентов, которые летом пересаживаются на суда.

Модератор: Читатели спрашивают: что вы думаете о компании ВЕТЭК? Вот KLO пострадала, когда они у вас увели одного из топов.

Игорь Чернявский: Это как-то перекручено. Что значит – увели? Он, что баран, что его увели? Если он хотел идти работать в ВЕТЭК – пусть работает. Успехов ему.

Модератор: Как в целом оцениваете работу ВЕТЭК?

Игорь Чернявский: Я с ними практически не сталкиваюсь. Поэтому мне очень трудно оценивать их работу. Пускай за ВЕТЭК говорит сам ВЕТЭК. Ну как я могу оценивать работу оператора? На рынке я его не вижу, его нет вокруг наших заправок.

Модератор: Вы покупаете у них топливо как у оптового оператора.

Игорь Чернявский: Особо с ними не сталкивался.

Модератор: Следующий вопрос тоже несколько провокационный. Спрашивает Роман: Сколько стоит ваша компания?

Игорь Чернявский: Дал бы ему бутылку водки, если бы он мне на этот вопрос ответил. Вопрос риторический. Столько стоит, сколько за нее готов кто-то заплатить.

Модератор: Постоянно циркулируют слухи: «KLO продается, KLO продается. Опять ведут переговоры». Хорошо, это слухи. Мы к ним привыкли. Но вот, действительно, есть интерес к сети?

Игорь Чернявский: Интерес к сети есть всегда. Вопрос не в интересе, а в методиках и надобности. Когда эти вещи сойдутся мы, может, и будем о чем-то разговаривать. Но разговаривать беспрецедентно – смешно.

Модератор: Следующий вопрос от Марины. Заправка уже давно перестала быть местом для заправки автомобиля, и АЗС KLO тому подтверждение. Что нового и привлекательного с точки зрения сервиса вы планируете внедрять, ведь ваши заправки находятся в Киевском регионе, где публика особенно требовательная?

Игорь Чернявский: Мы развиваем сеть общепита – «Борщи». Они будут добавлены еще на некоторые объекты, которые пойдут под реконструкцию. Наверное, будем расширять ассортимент пристанционных магазинов в продуктовую группу, что на сегодняшний день непривычно для заправок. Также по возможности будем ставить «холодные» мойки. Мы после многих анализов пришли к выводу, что на сегодня стационарная мойка – штука невостребованная.

Модератор: Кстати, насчет требовательности Киевского региона. Бытует мнение, которое находит подтверждение, что в Киеве одним из ключевых приоритетов при выборе АЗС является цена, в регионах наоборот – основной выбор в пользу качества. Каково ваше мнение?

Игорь Чернявский: Возможно, это определенная эволюция. Например, если взять Германию, где все понимают, что любая АЗС продает качественный бензин. Они уже просто эволюционировали. А мы еще, наверное, на первой стадии. В целом судить про Украину сложно. Про Киев, очевидно, люди знают, куда едут и понимают, какой там продукт.

Модератор: Спрашивает Марина: Скажите, на ваш взгляд, топливный бизнес в Украине сложнее, чем какой-либо другой, например, гостиничный?

Игорь Чернявский: Я не думаю, что сложнее, или легче. Просто топливный бизнес чуть больше получается. Хотя снова-таки – комплексный вопрос. Если гостиница no name и не завоевала своего потребителя, то она по году сталкивается с разной заполняемостью. Но если смотреть бизнес-климат, налоговую нагрузку, я думаю, все то же самое.

Модератор: Возвращаясь к теме биоэтанола. Наш редакционный вопрос о «проблеме 2014», и обязательном добавлении биоэтанола в бензины со следующего года.

Игорь Чернявский: Все идет к тому, что закон действовать не начнет.

Модератор: Это второй вопрос. По вашему мнению – основные ТОП-3 проблемы по внедрению этой, в принципе, прогрессивной идеи?

Игорь Чернявский: Абсолютно прогрессивная программа. Потому что говорить о том, что у нас нет биоэтанола, нам его не хватит, поэтому давайте мы все отменим – это значит, что никто не будет вкладывать в этот бизнес деньги, пока эта норма не введется, как обязательная. Если она введется как обязательная, полгода мы немножко пострадаем, а через два-три года этого биоэтанола появится ровно столько, сколько надо для рынка. И это будет обычный продукт, который здесь же будет выращиваться, и здесь же будет давать доходы. Условно, если мы нефть добывать не можем, то эту штуку мы «добывать» можем.

Модератор: Какие еще очевидные проблемы вы видите?

Игорь Чернявский: Акцизный сбор с 5% – его платить или не платить? Если платить, то эта история с 5% совершенно не нужна. Возьмем то, что на топлива с более 30% неуглеводородных компонентов акциз в целом не платится, и в этом их выгода. Все остальные «проблемы» надуманны.

Модератор: Вы говорите: если сейчас отменить переход на 5% – пропадут стимулы. А разве вам не нужен дополнительный биоэтанол для развития продаж альтернативного топлива?

Игорь Чернявский: Нам хватает.

Модератор: Вам хватает, а другим? Мы видим, что цена биоэтанола очень высокая, примерно на 40%, чем в Европе. Что, в свою очередь, говорит об очень большом спросе.

Игорь Чернявский: Нет, как говорится: «Вы путаетесь в показаниях». В этом году урожай сахарной свеклы в два раза ниже, чем в прошлом. А что было в прошлом году – профицит сахара, и люди не могли его продать даже по себестоимости. Потому что правительство регулировало цены. В результате в прошлом году сахарная патока, являющаяся сырьем для производства биоэтанола, стоила 400 грн/т, тогда как в этом цена подскочила до 1 500 грн/т. А если нужен сам биоэтанол – импортируй.

Модератор: …и заплати за него акциз?

Игорь Чернявский: Акциз на него начисляется условно, это 38-я группа. Не вижу проблем. Я завозил, и Коломойский завозил.

Модератор: Ок, у нас вопросов больше нет. Предлагаю журналистам от «Интерфакс-Украина» задать свои вопросы.

«Интерфакс-Украина»: В первую очередь интересует ситуация с АМКУ. Я правильно понимаю, что будете в суде оспаривать решение о наложении штрафа?

Игорь Чернявский: Забудьте о нем, не было никакого штрафа. Есть фирма, которая уже разорилась, вот и все.

«Интерфакс-Украина»: Может, вам удастся как-то отстреляться…

Игорь Чернявский: У нас в стране «отстреляться» – это означает раздать взятки.

«Интерфакс-Украина»: Второй вопрос, он стандартный: какие у вас планы по развитию сети?

Игорь Чернявский: Киев и Киевская область, мы планируем еще построить по пять заправок. А сроки я называть не буду, потому что это никогда не спрогнозируешь.

«Интерфакс-Украина»: Уже затрагивалась тема о ВЕТЭК. Вы уже сталкивались с их одесским бензином, какой он по качеству?

Игорь Чернявский: Еще не могу сказать, лично не проверял. Но тоже, вы спрашиваете про качество. Дело в том, что любой некондиционный бензин дорабатывается. Представьте, вы купили бензин. Он пришел из Мажейкяя с несоответствием. Выставлять требования Мажейкяю?. Это путь в никуда. Ты попал бы на кучу «бабла», в конце концов им, может быть, что-то бы доказал. В итоге все попали бы, и на этом дело закончилось.

Модератор: Что тогда делать в такой ситуации?

Игорь Чернявский: Сделать из него ГОСТовский бензин, добавить в него то, что они забыли добавить.

«Интерфакс-Украина»: Уточняющий вопрос по добавлению 5%. Если программа начнет действовать, как будете реализовывать закон?

Игорь Чернявский: У нас все уже для этого есть – 25-тысячная нефтебаза, где установлено необходимое оборудование.

Модератор: Как вы добавите, ведь нет базового бензина? Биоэтанол нельзя добавлять в товарный бензин.

Игорь Чернявский: Почему вы так считаете?

Модератор: Будет превышение по ряду параметров. По кислороду, по давлению насыщенных паров.

Игорь Чернявский: По кислороду – согласен, по давлению насыщенных паров – ничего не будет. Октановое число чуть возрастет.

Модератор: Уже не формат.

Игорь Чернявский: Добавляется смесь, то есть не надо чистый КМПА добавлять. А чтобы в продукте было 5% КМПА. ГОСТы есть же, есть те же ТУ.

Модератор: Проблема в том, что нет стандарта для этого бензина.

Игорь Чернявский: Заплати в МАСМу 200 тыс. грн, и он у тебя.

Модератор: Но ведь должен быть один для всех.

Наиболее яркие фрагменты интернет-конференции доступны в разделе «Видео».

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти