На любой европейской конференции по энергоносителям ключевым пунктом в развитии рынка моторных топлив является сжатый и сжиженный природный газ (ну и конечно электричество). В то же время в Украине рынок данного газомоторного топлива находится в глубоком кризисе. В конце 2017 года «метанщики» создали свою ассоциацию, поставив цель подсоединить Украину к общемировому мейнстриму. Мы поговорили с главой нового объединения Александром Ватажишиным о состоянии и перспективах метана. Как выяснилось, стагнация закрыла собой весьма интересные процессы развития в этой отрасли. При правильной постановке вопроса метан способен изменить украинский рынок нефтепродуктов не меньше, чем это уже сделал пропан-бутан.
Справка enkorr
Ассоциация природного газа для транспортных средств Украины была зарегистрирована в ноябре 2017 года. Цель объединения – популяризация природного газа в качестве моторного топлива. Членами ассоциации являются: «Фактор» (16 АГНКС), «Укргаз» (13), «Сангаз» (5), «Итера» (4), «Альтоп» (3), «АвтогазЗапад» (2), «Метан-Техносервис», «Интерстеллар» (по одной станции) и «АГНКС-Сервис» - компания, обслуживающая оборудование АГНКС.
enkorr: Александр, что заставило участников вашего рынка объединиться?
А. Ватажишин: Вопреки всем мировым трендам в Украине наблюдается стагнация рынка метана. В ЕС, Америке, Аргентине, Китае наблюдается настоящий «метановый» бум, строится много станций. Практически все мировые автопроизводители уже выпускают транспорт с газовыми установками. Природный газ признан наиболее перспективным энергоносителем на транспорте, который должен со временем заменить дизельное топливо. Ни LPG, ни биотопливо, а именно природный газ – сжатый (CNG) или сжиженный (LNG). Мы хотим, чтобы Украина шла в ногу с окружающим миром и развивала этот рынок, тем более для этого есть все условия.
enkorr: Каковы параметры рынка природного газа для транспорта?
А. Ватажишин: До войны у нас было 325 заправочных станций, из которых сегодня 70 находятся на оккупированных территориях. Для нашего рынка это очень большая потеря, в Крыму, Луганске и Донецке была большая концентрация метановых станций, вокруг которых сформировалась культура потребления этого энергоносителя. Основным потребителем был коммерческий транспорт, особенно на Донбассе – индустриально развитом регионе.
Из оставшихся 260 АГНКС порядка 80 станций принадлежит ДП «Укравтогаз» (входит в состав НАК «Нафтогаз Украины»), а остальные распределены между небольшими игроками.
Сеть АГНКС – небольшая сеть, что является одной из ключевых проблем с точки зрения потребителя. Заправиться дизтопливом или пропаном намного проще.
enkorr: В чем причина стагнации рынка метана, ведь в 90-х Украина была одной из самых газифицированных стран в мировом масштабе?
А. Ватажишин: Все дело в экономике. Газ всегда был очень доступным топливом и в этом заключалась его популярность. Перелом произошел в 2009 году, когда были подписаны газовые договора с Россией и цена газа буквально взлетела. Она оказалась выше стоимости пропан-бутана, да и по отношению к ДТ разрыв также резко уменьшился.
Вторая причина упадка – стареющий автопарк. Кто в Союзе был основным потребителем? ЗИЛы, ГАЗоны, которые естественным образом выбывают из эксплуатации. По статистике средний возраст автомобилей в Украине почти 19 лет, а в Евросоюзе порядка 8-9 лет. Наш парк на метане списывается и замещается дизельными машинами, которые приходят из Евросоюза по очень низкой цене. В ЕС с 2007 года приняты нормы по выбросам, идет постепенное обновление. Этот поток дизельных траков хлынул к нам. Разумеется, предприятия принимают решение покупать этот недорогой транспорт.
В итоге если в 2008-2009 годах АГНКС качали 28-30 млн. кубов в месяц, на сегодняшний день это около 14. Ежегодно мы теряем 10-15% продаж.
enkorr: Как вы собираетесь переломить эту тенденцию?
А. Ватажишин: О природном газе на транспорте в Украине вообще мало знают. Во-первых, отсутствует маркетинг, мало кто знает, что у Mercedes-Benz, Volkswagen, Volvo, Iveco и других автопроизводителей есть модели на метане. Мы даже провели эксперимент, разместили объявление на «АвтоРиа» (интернет-ресурс по продаже автомобилей – примечание enkorr) о продаже грузовика на метане и получили много откликов. Люди не знают, что есть такая альтернатива дизтопливу, бензину, пропан-бутану, и эта альтернатива гораздо выгодней. Цена метана в среднем 15 грн. за м. куб., что эквивалентно 1 л. бензина. Экономия 50%, а по сравнению с дизелем – 40%.
enkorr: Но дизтопливом можно заправиться на каждом шагу, чего не скажешь о метане, для использования которого также необходима установка.
А. Ватажишин: Если мы говорим о транспорте в городах, то там много АГНКС и не нужно, и, как правило, они уже есть. К тому же уже есть доступная технология создания заправочной станции на территории промпредприятий, которые в большинстве своем соединены с газопроводами. В целом строительство АГНКС гораздо проще, чем кажется.
enkorr: Сколько стоит построить АГНКС? Насколько это хлопотное дело с точки зрения получения разрешительной документации? Помнится, на определенном этапе подключение новых АГНКС к магистральному газопроводу было в принципе нерешаемым вопросом…
А. Ватажишин: Строительство станции в среднем занимает 8-18 месяцев с учетом проектирования и получения разрешительных документов. Без учета земельного участка стоимость колеблется от $150 тыс. до $1,5 млн. в зависимости от производительности объекта, площади АГНКС и наличия зон для дополнительных сервисов (магазина, кафе, мойки и т.д.). Проблемы с подключением больше нет.
Заметно облегчилось и строительство мультитопливных заправок. На одном островке можно ставить колонки для заправки и метаном, и бензином, и дизтопливом. Есть нормы, по которым это можно делать, принимая свои внутренние технические регламенты.
Есть уже и совсем новые решения – мобильные заправки, которые не требуют подключения к газопроводу. Концепция следующая: есть материнская станция, с которой при помощи газовоза снабжаются дочерние станции. По деньгам материнская станция обойдется в $0,5-1,5 млн, дочерние – до $150 тыс.
Таких объектов очень много в Италии. К слову, там на законодательном уровне запрещено строительство заправочных станций без модулей для реализации природного газа. Бурно развивается эта тема в Норвегии, только там газ сжижается или компримируется прям на месторождении, а дальше идет развозка по дочерним станциям в негазифицированных районах.
enkorr: Как вы хотите сделать метан более привлекательным?
А. Ватажишин: Прежде всего мы работаем над снижением цены. Все владельцы АГНКС всячески стараются уменьшить себестоимость газа, в частности за счет применения нового оборудования и модернизации заправочных станций. При себестоимости порядка 11 грн. за кубический метр цена реализации составляет 15 грн. Я считаю, что вполне реально снизиться до 13,50 грн. Это дополнительно улучшит экономию для потребителя.
Но своей основной задачей мы видим донесение до владельцев автопарков информации о том, что на рынке уже достаточно много «газовых» грузовиков из Европы, в том числе и бывших в употреблении, и стоят они сколько же, сколько и дизельные.
Мы также готовы доказать, что метановая установка «отобъется» через 15 тыс. км. Для грузового транспорта это максимум 5 месяцев работы.
enkorr: Звучит странно, что предприниматели, которые готовы за копейки на литре дизеля перегрызть горло владельцу АЗС, не знают о таких выгодных вариантах экономии топлива…
А. Ватажишин: Очень мало информации, ее вообще почти нет. Мы ставим себе задачу дать им эту информацию о транспорте, где его можно купить, где его можно обслужить. Уже практически все автодилеры готовы обслуживать свой транспорт на природном газе. Очень мощно работает в этом направлении Iveco, они, кстати, продали McDonald's первую машину на метане.
Понемногу процесс идет: очень много транспорта ездит на природном газе в Днепре, Кривом Роге, Запорожье, Полтаве, Житомире. Там же немало общественного и муниципального транспорта. Во Львове и в Киеве есть порядка десяти мерседесов-мусоровозов. Это экологический транспорт, собственники довольны, экономия на топливе до 50%.
enkorr: Какую роль играет на рынке крупнейший игрок НАК «Нафтогаз Украины»? Какова его позиция в деле популяризации метана?
А. Ватажишин: Мы общаемся. Разумеется, компания также заинтересована увеличить круг клиентов. Но есть проблема: к счастью участников рынка и, к сожалению, для общего дела «Укравтогаз» торгует очень дорого. Если у «частников» метан по 15 грн., то у госсети - 18,60 грн. Правда, с 1 мая они начали предоставлять индивидуальные скидки до 5 грн. на куб. м. Я понимаю, что таким образом они пытаются компенсировать падение реализации. Эти АГНКС старые, обладают огромной и избыточной мощностью, их нужно содержать. Но такая цена на стеле не способствует популяризации метана…
В ближнем зарубежье, в Польше и Молдове госоператоры очень активны на рынке и цена у них наоборот – самая низкая на рынке. Частникам приходится усиленно трудиться над себестоимостью. В Польше компании, торгующие природным газом для транспорта, получают скидку 20% на природный газ, соответственно могут продавать дешевле на колонке.
enkorr: Какие страны являются лидерами по использованию метана?
А. Ватажишин: В Европе безусловным лидером является Италия, где работает 1200 заправочных станций. В некоторых регионах этой страны 70% автопарка на природном газе, причем как легковые машины, так и грузовые.
Германия развивается по всем направлениям – метан, водород, электричество. Во Франции компания Engie установила АГНКС практически во всех небольших городах. В 2024 году в Париж будет запрещен въезд дизельного транспорта, только на метане, водороде и электро.
В Нидерландах используют как CNG, так и LNG. Там 20-30% транспорта уже на природном газе, кроме того, активно развивается использование газа на кораблях в связи с ожидающимся ужесточением требований к качеству мазута.
В Китае более 4000 пунктов заправок газом, при том как сжатым, так и сжиженным. Темпы развития ошеломительные!
А в мировом рейтинге лидерство безусловно за Аргентиной. Там развитие рынка началось давно и сегодня это 70 -80% от общего потребления моторных топлив.
Природный газ – это всемирный тренд и Украина, учитывая степень покрытия газопроводами, а также перспективу увеличения собственной газодобычи может существенно укрепить свою энергетическую безопасность. Для нас это крайне важно, учитывая, что дизельное топливо мы преимущественно импортируем.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти