Все важнейшие аспекты работы рынка нефтепродуктов сегодня напрямую связаны с деятельностью крупнейшего игрока – группы «Приват». Любое неповиновение или действие, идущее вразрез с линией днепропетровской группы, тут же караются. Хочешь понизить цены? – Получишь не на 30 копеек ниже соседних станций группы, а на всю гривну. (Сегодня так «тренируют» несколько частных заправок в Запорожской области). Решил завезти конденсат на переработку в Шебелинку? – Получи блокаду аукционов на протяжении месяца.
Переваливал топливо в порту, а теперь не выходит? – Надо дополнительно поделиться с владельцем перевалки. (Подробности можно узнать в «Ромпетрол Украина»). Создал хорошую сеть и решил продать «на сторону»? – Сначала предложи хозяину рынка по сходной цене, а если цена не устраивает – готовься к рейдерской атаке или к визиту силовиков в офис (так было с «УТН-Восток»). Качал транзитом нефть в Одессу или на Одесский НПЗ? – Извините, «приватовской» «Укртатнафте» нефть с моря нужнее, так что ищите другие пути поставок. Ваши НПЗ и заправки работают эффективнее, несмотря ни на что? – Значит, конкурируйте с дешевой украинской нефтью с аукционов и с кременчугскими компонентами бензинов КБ-92 и КБ-95… Решили построить заправку в Днепропетровске?... Этот список еще можно продолжать…
В этой связи участники рынка и работники отрасли внимательно следят за формированием новой правительственной команды, с которой связывают надежды по наведению порядка на рынке в частности и в стране в целом. Самое главное, что интересы отрасли и правительства сегодня совпадают как никогда. Рынку нужны равные условия работы, государству – деньги, т.е. налоги и надлежащие дивиденды в госкомпаниях. И здесь, хочется того кому-то или нет, придется столкнуться с «Приватом». Могущество днепропетровской группы базируется на потенциале крупнейших предприятий нефтегазовой отрасли – «Укрнафты», «Укртранснафты» и «Укртатнафты». Генерируемые этими полностью или наполовину государственными компаниями потоки сегодня распределяются, скажем так, не очень справедливо. Примерно так, как в мультике про вершки и корешки. Успех Кабмина будет во многом зависеть от того, насколько быстро государство вернет себе контроль над этими приватизированными без денег предприятиями и наведет порядок в части их налогообложения и распределения прибыли. Таким образом, работа, а точнее сказать – война, предстоит крайне серьезная и ожесточенная (вряд ли кто-то сомневается, что «Приват» добровольно вернет все законным хозяевам). В авангарде отраслевых процессов принято видеть профильные министерства. Какие шансы у Министерства топлива и энергетики в новом составе добиться успехов в столь нелегком деле? При детальном рассмотрении кадрового состава «родного» ведомства напрашивается вывод, что особого рвения от ключевых специалистов ждать не следует.
Чья опора?
Наше внимание сосредоточено, прежде всего, на чиновниках, которые традиционно ведают нефтяным и нефтеперерабатывающим секторами, а также регулированием рынка нефтепродуктов. Это, во-первых, – «нефтегазовый» заместитель министра топлива и энергетики, во-вторых, – директор департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности. Последний, по обыкновению, занимает пост секретаря Экспертно-аналитической группы по вопросам рынка нефтепродуктов (ЭАГ).
По данным OilNews, «нефтяным» замминистра останется Игорь Кирюшин, сохранивший свой пост в новом составе Минтопа. Особой новостью это не стало, так как за назначения Кирюшина обычно хлопочет фракция коммунистов в Верховной Раде. Она, как известно, стала важной частью новообразованной парламентской коалиции и получила ряд мест в новом правительстве (в частности, пост министра экономики). Как видим, отстояли свои позиции коммунисты и в Минтопэнерго, тем более что известно о хороших отношениях Юрия Бойко с лидером коммунистов Петром Симоненко.
К сожалению, пока Игорь Кирюшин остается большим разочарованием для участников рынка, так как не оправдал надежд на появление в составе команды Юрия Продана, электроэнергетика по профессии и призванию, чиновника с богатым нефтяным прошлым.
И. Кирюшин являлся совладельцем компании «Шелтон» – одного из динозавров украинского топливного рынка на этапе его становления в 1990-х гг. наряду с такими именами, как «АТЭК-95» (Александр Третьяков) и «Славутич» (Григорий Суркис и Богдан Губский). Компания занималась как переработкой давальческой нефти, так и импортом нефтепродуктов, владела нефтебазами и АЗС. К слову сказать, огромная нефтебаза под Киевом «Шелтон-БУПОН» была продана «Привату». До прихода в Минтопэнерго Игорь Владимирович пару лет возглавлял «Укртранснафту», откуда был буквально вынесен своими партнерами по продаже нефтебазы летом 2009 г. и впоследствии оказался в министерстве. Однако накопленный опыт работы в отрасли Кирюшин либо не смог, либо не захотел показать. Замминистра мало говорил (как правило, мимо темы), больше слушал и, надо полагать, больше занимался делом.
Настораживало в частности то, что все немногочисленные инициативы профильного замминистра, по странному стечению обстоятельств, совпадали с чаяниями группы «Приват». Незабываемым оказалось одно из осенних заседаний экспертно-аналитической группы, на котором Игорь Владимирович откровенно утомил присутствующих настойчивыми просьбами утвердить ходатайство перед Кабмином по поводу разрешения западноукраинским заводам производить сернистое ДТ. «Куда ни придешь, везде эти «приватовские» казачки!» – бросил в сердцах один из членов ЭАГ, выходя с того памятного совещания.
Весьма рьяно взялся Кирюшин и за депутатский запрос не посторонней, как говорилось выше, фракции коммунистов по поводу якобы имеющих место массовых злоупотреблений менеджмента феодосийской нефтебазы (последний госактив в области морской перевалки нефтеналивных грузов). Интересно, что из семи членов министерской комиссии, направленной минувшей осенью на объект для проверки, четверо оказались сотрудниками «приватовской» «Укртранснафты», а еще двое – работниками «Нафтогаза Украины», которых любезно выделил другой «независимый» человек, заместитель главы НАКа Валентин Франчук (партнер Игоря Палицы). И лишь один, Леонид Ершов, представлял непосредственно министерство, пускай и находится в подчинении Кирюшина. «Гостей» по тому депутатскому запросу нефтебаза принимает до сих пор, хотя «министерская» рабочая группа была вынуждена уехать несолоно хлебавши, несмотря на столь «незаангажированный» состав.
Живо интересовался Игорь Владимирович и прохождением подготовки к принятию постановления по изменению порядка проведения нефтяных аукционов, на которых «Приват» за последние пару лет заработал больше $1 млрд, скупая украинскую нефть за полцены. К счастью, новый порядок ответственное за процесс Минэкономики успело согласовать до назначения Кирюшина заместителем министра.
Стоит ли удивляться, что прохладно отнеслось министерство и к возмущению рынка по поводу начала выпуска КБ в Кременчуге. На каком-то этапе Юрий Продан взял инициативу в свои руки, однако забот у главы министра хватает, а помощники особого рвения в этих вопросах не проявляли.
И уж совсем никто не удивился, когда все узнали о тайном проведении собрания акционеров «Укртатнафты» в феврале. И это притом, что Минтопэнерго своего согласия на участие представителей «Нафтогаза» в собрании не давало, на что существует отдельный приказ еще Юрия Бойко в бытность министром в 2006-2008 гг. Министр не скрывал растерянности, услышав новости о собрании. Ничего не мог прокомментировать и «профильный» заместитель. Может, все дело в том, что в первой версии состава набсовета «Укртатнафты», просочившейся в прессу еще в начале февраля, значился Игорь Кирюшин. Однако впоследствии представителем Минтопа стал Олег Бугаев (к своему большому удивлению). Впрочем, люди сведущие говорят, могло быть подготовлено несколько протоколов собрания, и Кирюшин вполне мог в них фигурировать.
На крючке у «Привата»
Вряд ли нужно ожидать особой прыти в продуктивном направлении и от третьего номера в нефтяной иерархии министерства. Речь о Константине Бородине, который, как ранее сообщал OilNews, уже водрузил свои члены в кресло директора нефтегазового департамента Минтопэнерго на ул. Коминтерна.
Здесь все еще проще. Дело в том, что начиная с середины прошлого года основным клиентом Бородина, как специалиста по работе с масс-медиа, был «Приват», в лице «Укртатнафты». Опыт PR-специалиста сначала был востребован для участия в рейдерской атаке на «УТН-Восток», когда «Приват» едва не парализовал эту сеть, а впоследствии – для попыток срыва сделки по продаже этой сети ТНК-ВР. В память о тех напряженных днях партнер Бородина по UPECO Николай Чернецкий, которого тот отправил «на передовую», получил уголовное дело за вымогательство взятки у руководства «УТН-Восток».
Под конец года, когда нефтяная общественность перешла в активное наступление на «Приват» с целью изменения порядка проведения нефтяных аукционов и запрета выпуска КБ-92 и КБ-95, Константин Васильевич выступил с той стороны. Еще свежи в памяти воспоминания о той кампании, безусловными хитами которой стали статьи и интернет-баннеры про нефтяной картель, монополию шести крупнейших сетей и надвигающийся страшный суд над ней. Особенно запомнился
фильм на УТ-1 с нынешним министром и директором департамента в главных ролях в качестве разоблачителей заговора. Запомнились в этом шедевре телеискусства и глава «Шелл Ритейл Украина» Вильям Козик, и заместитель коммерческого директора столичной сети «КЛО» Олег Левченко, которые явно не подозревали, в каком контексте по итогу окажутся. В январе возглавляемая другим партнером Бородина Дмитрием Зубаревым фирма «УкрТекИмпексКомуникейшнс» (УТИК) отчиталась перед «Укртатнафтой» о выполнении работ на сумму 342,2 тыс. грн.
Всего же, по данным OilNews, за свои труды по запуску в СМИ страшилок о рынке нефтепродуктов компании Бородина – UPECO («Укрпетролконсалтинг») и упомянутая «УТИК» – с июля 2009 г. получили около 850 тыс. грн. «Укртатнафта» и сегодня является генеральным спонсором издаваемого UPECO журнала НефтеРынок. Разумеется, в этом журнале вы не прочтете ни о КБ, ни о суммарном убытке завода за последние два года в размере более 2 млрд грн, ни о подпольных февральских собраниях акционеров в Кременчуге, закончившихся фактическим переходом крупнейшего украинского НПЗ в руки «Привата».
Как видим, из нынешнего директора нефтегазового департамента Минтопа боец за интересы рынка тоже никакой. Здесь сражаются за другие интересы.
А будет ли война?
Вопрос, надо сказать, отнюдь не решенный. Назначение Юрия Бойко куратором «энергетического» направления было ожидаемым, заслуженным и, наверное, безальтернативным. Однако всем понятно, что министр – игрок самодостаточный, и какую позицию он займет по некоторым вопросам, это еще предстоит узнать. Например, уже отчетливо просматривается напряженность в вопросе «Укртатнафты», где Юрий Анатольевич, очевидно, будет играть свою игру. А играть придется против «Привата» и «Татнефти», за которой виднеются контуры премьер-министра Азарова и вице-премьера Клюева. Скорее всего, сторону россиян займет и Виктор Янукович, потому что ему, как говорится, с ними еще работать. Троим в этой лодке будет тесновато, конфликт неизбежен. Но нельзя исключать вариант, что Бойко и его партнер Дмитрий Фирташ в этом противостоянии будут вынуждены объединиться с «Приватом», тем более опыт совместной работы имеется, и немалый. Пока по рынку ходят разговоры, что «приватовцев» в Кременчуге до июля трогать не будут, мол, должны рассчитаться с Фирташем по старым долгам. Многое станет ясно в ближайшее время. Например, уволят ли «приватовцев» из структур «Нафтогаза Украины», речь об упомянутом зампредседателя В. Франчуке и А. Лазорко, возглавляющем «Укртранснафту».
Посмотрим, может, никакой войны с днепропетровцами Минтоп вести и не будет. В противном случае велика вероятность поражения, которых Юрий Анатольевич не любит. Кадровый состав министерства откровенно удручает, эти впечатления усилило назначение на днях заместителем министра бывшего министра экономики Макухи. Похоже, Юрий Анатольевич пока попросту недооценивает серьезность стоящих перед министерством вызовов. Изменить что-либо с такими «бойцами» будет тяжело, если, конечно, стоит такая задача – навести порядок.
Сергей Дубов
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти