В начало
Время договариваться

Время договариваться

Март был отмечен серьезной активизацией российских нефтяников в Украине. Три крупнейших игрока – ТНК-ВР, «Лукойл» и «Татнефть» – тем или иным образом коммуницировали с новой украинской властью. Характерно, что интересы и бизнес у всех российских компаний здесь разный, а вот проблемы, похоже, имеют много общего.
«Лукойл»: долги наши тяжкие
Российский гигант один из тех, кто был особенно рад новой власти в Украине. Осенью с Вагитом Алекперовым здесь произошел невиданный случай – Юлия Тимошенко дважды не нашла времени его принять. Притом несмотря даже на то, что накануне премьерша общалась в Ялте с Владимиром Путиным, человеком которого в последнее время называют Вагита Юсуфовича. Для людей сведущих такое отношение много о чем говорит.
Сначала Алекперов был замечен на инаугурации нового президента, потом, говорят, был в составе принимающей стороны во время первого визита Януковича в Москву. А уже ближе к 20-ым числам марта приехал в Киев, где встретился с Николаем Азаровым, а позже якобы с Андреем Клюевым, а затем с президентом в Севастополе. О темах обсуждения, а тем более о результатах этих встреч не сообщается, но догадаться о них несложно.
Осенью прошлого года «Лукойл» был вынужден отказаться от традиционного пути поставок нефти на свой НПЗ в Одессе и перейти на более затратный маршрут через Беларусь и Броды. Компания заявила, что это несет повышение суммарного тарифа на $5-6/т и фактически речь идет об убытках (немудрено при невысокой глубине переработки в Одессе). «Транснефть» должна была предоставить «Лукойлу» сквозной тариф на Одессу, но в любом случае в компании отмечают дискомфорт от новых условий прокачки. Как бы там ни было, простояв месяц, завод запустился. Источники в «Лукойле» и в целом знание стиля этой компании позволяют предположить, что решение возобновить убыточную работу было продиктовано нежеланием попасть в негативный предвыборный переплет и быть обвиненным в дестабилизации ситуации некоторыми истеричными особами.
Проблемы с маршрутом отнюдь не единственные. Государство задолжало Одесскому НПЗ около $150 млн экспортного НДС. Скорее всего, это является основной озабоченностью «Лукойла», ведь сумма перевалила за месячный оборот предприятия.
Говорят, общение с властями у Алекперова прошло неплохо, во всяком случае по отъезду своего лидера компания заявила о запуске завода с 1 апреля (по официальной версии стоял на ремонте). «Решили подвести черту и работать», – многозначительно сообщил наш источник в «Лукойл-Украина».

ТНК-ВР: нам бы ваши проблемы

В марте Киев посетил исполнительный вице-президент по переработке и торговле ТНК-BP Дидье Бодранд, впервые представ перед журналистами вместе с командой украинских топов – Сергеем Лизуновым и Дидье Казимиро. Сигнал властям был передан, хотя вряд ли в сегодняшнем хаосе и на фоне проблем на мотив «жизнь или смерть» чаяния танкистов выглядят комично.
Например, «танкистов» волнует проблема качества, ведь на носу, – с 1 января 2011 г., переход на новые стандарты качества. Заявив об инвестициях в этом году $107 млн в завод для перехода на Евро-4 и деликатно обойдя тему «замороженного» регионалами законопроекта о стимулировании модернизации НПЗ, топ-менеджеры британско-российского холдинга заявили, что ждут и от государства верности ранее обозначенному курсу перехода на новое качество. Ну и на всякий случай добавили, что ТНК-BP будет инвестировать в Украину при наличии благоприятного инвестиционного климата, понятных правил игры на рынке.
При этом г-н Бодранд спокойно относится к стремлению властей контролировать нефтяной бизнес. Но попросил не забывать, что бизнес – это не форма благотворительности. Уровнем прибыльности в Украине топ-менеджеры компании недовольны. Говорят, что налоги, уплаченные с 2001 г. в украинский бюджет, на несколько порядков превысили прибыль.
Однако не все так плохо, о чем можно говорить с оглядкой на недавнюю сделку по приобретению сети «УТН-Восток» (118 АЗС), которая наверное стала крупнейшей в истории украинского ритейла – $240 млн. (Говорят, «Приват» забрал 500 АЗС «Альфа-Нафты» значительно дешевле и рассрочкой оплаты). Очевидно где-то в этих пределах оценил свою сеть и «Альянс» (155 АЗС), но в этом бизнесе Shell выкупила лишь половину. Но самое главное в том, что рынок наполняют слухи о том, что «танкисты» теперь присматриваются к новым объектам, в числе которых, прости господи, ОККО и WOG.
Беспокоят ТНК-ВР и так называемые аукционы по продаже украинской нефти. «Украинская нефть по качеству превосходит российскую и должна продаваться по премиальной цене», – считает Сергей Лизунов и отмечает, что на аукционах УМВБ это сырье продается значительно дешевле российской смеси Urals. По имеющимся данным, украинская нефть ТНК не нужна, компания больше озабочена выравниванием условий с основным конкурентом на рынке сбыта – «Укртатнафтой» (читай тем же «Приватом»). «Мы подавали свои предложения по этому вопросу властям в прошлом году. Теперь ждем результата», – дипломатично отметил С.Лизунов.
К «романтическим» сигналам от ТНК-ВР можно отнести усиливающийся в последнее время акцент на ухудшающееся состояние транспортной инфраструктуры. Тревожит нефтяников зачастую непонятная тарифная политика «Укрзализныци» и уж совсем не нравится состояние парка нефтебензиновых цистерн. Альтернативы же в виде трубопроводного транспорта нет, разрушена. Неизвестно, насколько серьезны намерения ТНК, но в компании заявляют о готовности вкладывать в реанимацию продуктопроводов. Встречного интереса со стороны государства пока не выявлено.
Одним словом, похоже, что у ТНК все неплохо. Вопреки стонам европейских нефтепереработчиков и акциям протестов работников НПЗ, не самый совершенный ЛИНИК показал в прошлом году 208 млн грн прибыли. (Для справки: «Укртатнафта» – 1,3 млрд грн убытка, но там другая история). Другое дело, что компании очевидно придется ждать, пока до ее уровня проблем подтянутся коллеги по отрасли, а это произойдет нескоро.

«Татнефть»: начать и кончить
По сравнению с глубиной проблем «Татнефти» вышеописанные можно воспринимать как женский роман. Здесь все просто: татар сначала физически выкинули с «Укртатнафты», а впоследствии с помощью неподкупных украинских судов и из числа акционеров. Перемена власти в Украине, конечно, наполняет оптимизмом штаб-квартиру в Альметьевске. С другой стороны, всем понятно, что выпутать «Укртатнафту» из паутины, которой ее опутал «Приват», будет ой как непросто.
Основной тезис, который описывает основную ставку татар, звучит примерно так: украли не собственность «Татнефти», а собственность Министерства земельных ресурсов Татарстана (28,8% акций «Укртатнафты»), иными словами – собственность Российской Федерации. А это, логично считают татары, выводит вопрос на иной уровень. Подтверждается это и тем, что во время недавних переговоров с Николаем Азаровым Владимир Путин отдельно выразил озабоченность атаками рейдеров на российскую собственность в Украине. Не могут не понимать в этом контексте уровня надвигающихся проблем и в «Привате». Может с этим связаны слухи о якобы появлении в Москве предложения по продаже 55% акций «Укртатнафты», консолидированных «Приватом»?
В любом случае сидеть сложа руки «Татнефть» не собирается и планомерно готовится к международным судам, в которых ответчиком будет выступать не «Укртатнафта» или «Приват», а государство Украина. Напомним, сумма иска на сегодня $2,5 млрд и может быть увеличена вдвое, говорят в Татарстане.
* * *
Как видим, у всех российских компаний в Украине одна проблема – «Приват». Болит всем по-разному, но болит – это точно. «Лукойл» пострадал от разворота Приднепровских нефтепроводов «Укртранснафтой» (контролируется «Приватом»). ТНК-ВР конкурирует с дешевой украинской нефтью и безакцизными компонентами бензинов, изготавливаемыми на той же «Укртатнафте». По «Татнефти» все понятно и так...
Интересно также и то, что если все российские компании в этом противостоянии добьются своего, с большой степенью уверенности можно будет говорить о крушении нефтяного бизнеса «Привата», во многом базирующегося на дырах в законодательстве и паразитировании на «чужих», в частности государственных активах. Есть перспектива стать таким, как все, а шансов выжить в равной конкурентной борьбе у «Привата» фактически нет.

 

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти