Основной стимул оптовым ценам по-прежнему придают европейские котировки, которые применительно к нефти в последнее время тяготеют к $80/барр. За первую декаду марта цены выросли на срочном рынке на $17-43 на А-95 (до $743-776/барр.) и на $14-15/барр. на ДТ (до $649-675/барр.). Есть и внутренние факторы: по данным участников рынка, активизировались аграрии, интересующиеся низкооктановым бензином и дизтопливом. Слова трейдеров подтверждают и сами фермеры, вынужденные пока приобретать топливо бензовозными, а то и более мелкими партиями. «Фермеры начали приезжать за топливом с канистрами и ведрами. Они понимают, что дальше будет только дороже», – говорят в днепропетровской компании «Полюс».
Перспектива роста и оживший спрос послужили стимулом для увеличения присутствия на рынке контрабанды и фальсификата. Как обычно, наиболее подвержены этой напасти восточные области. По словам местных трейдеров, например, в Харьковской области при среднем уровне стоимости «заводского» ДТ в 5,65-5,75 грн/л встречаются предложения дизтоплива неизвестного происхождения по 4,6-4,7 грн/л.
Кому за 9 000
Весна странным образом подействовала на «Укртатнафту»: в первой декаде этот производитель отметился как снижением, так и повышением цен на отдельные марки. Однако в результате победил рост, ключевая позиция – А-95 – достигла 10 марта отметки в 9 200 грн/т.
Разнонаправленно себя вели цены на кременчугский низкооктан и ДТ. Первая позиция, говорят трейдеры, дорожала под влиянием вышеупомянутого спроса и ставшего уже хроническим дефицита этой экзотической марки. В свою очередь, причины удешевления ДТ долго искать не приходится, достаточно было взглянуть на данные о запасах продукта на заводе (29,5 тыс. т на 9 марта).
«ТНК-ВР Коммерс» шла в фарватере «Укртатнафты», произведя повышение в два этапа, суммарно добавив 230-340 грн/т (А-92 и А-95 по 8 460-8 600 грн/т и 8 610-86 60 грн/т соответственно, ДТ – 6 740-6 880 грн/т в зависимости от региона поставки). Необходимо отметить плавный выход завода из внепланового ремонта, который заставил некоторых слабонервных поволноваться в конце февраля. По словам трейдеров, начавшись 1 марта, к четвертому числу отгрузки возобновились в прежнем режиме. В то же время участники рынка сообщили, что ТНК-ВР собирается в скором времени остановить завод на плановый ремонт, в связи с чем предприятие будет накапливать ресурсы, ограничивая отгрузки на рынок. В пресс-службе «ТНК-ВР Коммерс» сообщили, что на заводе практически каждый месяц проводятся разного рода работы и «раздувать панику из-за этого не стоит». Ответить на все накопившиеся вопросы в компании пообещали на пресс-конференции 18 марта.
Импортные объемы также дорожали, но плавно, набрав за неделю 50-140 грн/т (бензин) и 100-120 грн/т (ДТ). По словам одного из опрошенных импортеров, спрос на ДТ подстегнул ремонт в Лисичанске. «В начале марта рынок оживился, полторы тысячи тонн российского ДТ в Новограде-Волынском раскупили буквально за несколько часов», – сказал оператор, отметив хороший спрос и на низкосернистый белорусский продукт.
Напоследок нельзя не отметить увеличение количества предложений качественного высокооктанового бензина из Румынии, Литвы и Польши, которые одновременно расширили географию своего присутствия в предложениях поставщиков.
Прогноз
Сегодня оптовый рынок не ждет снижения цен, несмотря на профицит по ряду ключевых позиций. Над внутренним рынком все сильнее довлеет внешняя конъюнктура. С другой стороны, и большого роста фактор насыщения не позволяет прогнозировать. Участники рынка говорят, что можно ожидать увеличения ценового разброса до 50-100 грн/т на все марки, как импортного, так и украинского производства.
Мелкооптовые операторы ожидают небольшого подорожания ДТ, в пределах 3-7 коп./л
Розничные операторы соблюдают завидное спокойствие – цены на украинских заправках остаются неизменными уже пять недель. Несмотря на рост в опте, нарушение завидной ценовой стабильности в розничном звене кажется маловероятным. Все дело в том, что цены уткнулись в психологическую отметку 8 грн/л (точнее 7,98-7,99), и делать шаг в неизвестность далее никто не хочет. Помимо психологического фактора есть опасения, а точнее убежденность по поводу того, что крупнейший игрок – «Приват» – через эту отметку не переступит. «Пока мы не видим предпосылок для роста», – комментирует маркетолог «Галнафтогаза».
Однако необходимо отметить, что установленный в Кременчуге уровень цены на «пятый» повторяет прошлогодний максимум, зафиксированный в прошлом году (начало сентября). Это позволяет говорить о том, что сегодня игра идет на весьма высоких этажах и любое дальнейшее движение опта вверх может быстро отодвинуть все психологические «забобоны» розничников.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти