В начало

LPG Ukraine 2020: дневник конференции. День второй

Продолжается работа главного форума украинского рынка сжиженного газа LPG Ukraine 2020. Темами обсуждения второго дня будут вопросы качества, состояния розничного рынка, акцизов и пошлин.

Ожидается открытая дискуссионная панель о фискальном регулировании рынка с участием представителей депутатского корпуса — Андрея Геруса и Андрея Кота, коммерческого директора УГД Сергея Федоренко, руководителя Украинской ассоциации сжиженного газа Станислава Батраченко и главы GT Group Владислава Колодяжного.

Еnkorr ведет текстовую трансляцию конференции.

Дневник первого дня конференции тут.

Присоединяйтесь к официальному Telegram-каналу LPG Ukraine 2020. Здесь вы сможете получить информацию об организационных моментах, задать вопрос спикеру «не поднимая руки» и участвовать в обсуждениях.

16:10 «Я надеюсь, что мы эту дискуссию постепенно перенесем в парламентский комитет, где более предметно на цифрах и аргументах будем двигаться к какому-то решению», — подытожил «акцизный баттл» директор А-95 Сергей Куюн.

«Честно говоря, то, что происходит «самотеком», на мой взгляд, происходит не очень правильно. Еще раз, треугольник — нефтеперерабатывающая отрасль, потребитель и доходы бюджета — вот в нем нужно найти решение, которое всех устроит. Выражаю благодарность всем нашим спикерам и всем гостям, на этом мы заканчиваем сессионную программу 10 форума», — сказал Сергей Куюн.

16:00 Нефтегазовая ассоциация Украины поддержала идею двухэтапной корректировки ставок на бензин и автогаз, озвученную Сергеем Федоренко.

«Мы категорически поддерживаем необходимость двухэтапного перехода на сбалансированные ставки акцизного налога на бензин и на сжиженный газ: на бензин снижение, на сжиженный газ — повышение», — огласила позицию НАУ президент Неля Привалова.

«Те цифры, которые озвучил Сергей Федоренко, они поддержаны большинством членов Нефтегазовой ассоциации. Мы считаем это необходимым. По сжиженному газу как не диверсифицируй, все равно Украина будет максимально импортозависимой страной и обеспечить производство для такого объема потребления даже в долгосрочной перспективе не представляется возможным», — отметила она.

«Не видим возможным дальнейшее увеличение объемов потребления сжиженного газа и считаем критически необходимым приостановить этот рост, чтобы вектор пошел в сторону уменьшения», — подытожила Неля Привалова.

15:30 «Укргаздобыча» выступает за двухэтапное повышение ставок акцизного налога на СУГ и снижение на бензин с сохранением доходов государственного бюджета от уплаты акцизного налога.

«С сохранением объема средств, которые поступают в бюджет от акцизного налога, уменьшаем акциз на бензин и повышаем на газ», — обозначил свою позицию Сергей Федоренко, коммерческий директор УГД.

«Если акциз на бензин был бы условно 180 евро/тыс. л вместо текущих 213,5 евро/тыс. л, а на сжиженный газ 92 вместо нынешних 52 евро/тыс. т. При таких ставках акцизного налога, соотношение цены газа к бензину будет 50%. Это нормальное соотношение для развития рынка газа. Сейчас оно 43%, это приводит к тому, что газ развивается, а бензин умирает», — отметил С.Федоренко.

Такая корректировка акцизов при сохранении текущей ставки акциза на ДТ, доходы бюджета от акциза вырастут на 60 млн евро (в 2019 г. доходы от акциза составили 1,94 млрд евро).

Такая корректировка, по мнению С.Федоренко, могла бы быть первым этапом. Вторым этапом — выравнивание ставок акциза на бензин и СУГ до 145 евро/тыс. л.

«Выравнивание ставок акцизов на СУГ и бензин на 145 евро/тыс. л. Такие ставки акцизов приведут к соотношению газа к цене бензина 56–68%. Этого недостаточно для развития рынка, но рынок не упадет», — добавил С.Федоренко.

При ставках акцизов 145 евро/тыс. л на бензин  и газ и 139,5 евро/тыс. л на ДТ, поступления от акциза повысится на 180 млн евро.

15:10 Глава GT Group Владислав Колодяжный возразил аргументу Андрея Геруса. «Нужно говорить о том, что дороги разбиваются «перевесом», давайте учитывать этот факт. И будем учитывать, что грузовые автомобили не ездят на автогазе. Вот давайте посчитаем, грубо говоря, сколько платят по европейскому принципу. Кто больше загрязняет, тот больше платит, больше разгружает — больше платит. Давайте посчитаем, сколько на единицу веса, либо давления на дорожное покрытие, приходится акциза из того или иного продукта, и мы поймем, что налоговая нагрузка на сжиженный газ больше чем на дизельное топливо», — отметил Владислав Колодяжный.

15:00 Стартовал «акцизный баттл»!

Глава комитета Рады по ТЭК Андрей Герус обозначил свою позицию: ставка акциза на СУГ должна быть ниже, чем на бензин (213,5 евро/тыс. л), но выше текущего уровня (52 евро/тыс. л). «Где-то в этом промежутке между точкой А и точкой Б нужно найти правильное, справедливое и эффективное решение», — отметил Андрей Герус.

Его аргумент состоит в том, что акцизный налог является целевым налогом и в полном объеме направляется в дорожный фонд. Автомобили на сжиженном газе и бензине в одинаковой мере наносят ущерб дорожному покрытию, но при этом акциз на газ в 4 раза ниже чем на бензин, что, с его точки зрения, является несправедливым. «Если сжиженный газ и электромобили имеют некоторые льготы по уплате акцизного налога, через определенное время мы прийдем к ситуации, что дорожный фонд, в который поступают средства от акциза, столкнеться с дефицитом средств», — отметил А.Герус.

14:00 Наиболее агрессивную ценовую политику в розничной реализации газа ведут «Приват», UPG и «Авантаж», отметил Артем Куюн. Цены на стелах этих сетей в 2017–2019 гг. были существенно ниже среднерыночного показателя. Например у «Привата» — средняя по году цена на стеле была на 50 коп./л ниже средней по стране. У «Авантажа» — этот показатель достигал примерно 70 коп./л. А. Куюн подчеркнул, что речь идет о ценах на стелах и не учитывает скидки по программам лояльности.

В первый день конференции финансовый директор «Авантажа» Наталья Чирич отмечала, что отдельные сети, предоставляя скидку до 1–2 грн/л, в действительности реализуют газ в таком же ценовом диапазоне, что и ее компания.

«Практика повальной раздачи скидок ни к чему хорошему не приведет, — считает А.Куюн, — и это не только в плане отношений с антимонопольными органами. Цена на стеле остается достаточно серьезным индикативом для широкого круга потребителей».

В 2019 г. агрессивную ценовую политику начала вести сеть Glusco. Ее цены в 2019 г. были примерно на 30 коп./л ниже среднего уровня по стране.

13:40 Аналитик «А-95» Артем Куюн презентовал исследование по состоянию розничного рынка автогаза.

Крупнейшей сетью газовых модулей обладает группа «Приват» — 514 единиц. При этом в 2019 г. рост сети прекратился. «Практически заморозил программу наш гигант. Был проект на 600 модулей, его сделали — новых проектов нет», — отметил А.Куюн.

На вторую позицию вышла ОККО (275 ед.), опередив по количеству модулей WOG, который в прошлом году не открыл ни одного нового модуля. «Я так понимаю, компания ищет партнеров по расширению газовой сети», — предположил А.Куюн.

Крупнейший прирост сети в 2019 г. зафиксирован у Glusco, «Надежды» и «Амик».

«Мы видим, 100% газовое покрытие сети у «Авантажа», «Надежды», близится к этому показателю KLO. На галерке — «Амик» и группа «Приват»  — 32 и 34% соответственно», — отметил эксперт.

Лидерами по объему продаж в 2019 г. стали «Приват» (+11% роста), «БРСМ-Нафта» (+13%) и WOG (+11%).

Общий рост рынка составил порядка 12%, по оценкам «А-95».

«Приват» и «БРСМ» — это два монстра, огромные прокачки. В «БРСМ» под 20 тыс. в месяц, в «Привата» соответственно еще больше», — добавил А.Куюн.

13:00 «Участникам рынка нужно быть всегда готовыми к тому, что АМКУ следит за их деятельностью постоянно», — заявила бывший госуполномоченный АМКУ Агия Загребельская.

Она также рассказала, почему участники топливного рынка попадают под прицел АМКУ. Первый фактор — «совпадение мыслей» либо отказ от открытой ценовой конкуренции, второй —  установка и поддержка информационных табло АЗС похожих между собой розничных цен реализации топлива, третий — схожее повышение цен при розничной реализации.

Одним из ключевых аргументов АМКУ в расследованиях топливного рынка является обвинение в «схожих действиях». Она также сообщила, что на данный момент в Верховной Раде зарегистрирован законопроект об исключении этого понятия из антимонопольного законодательства.

12:40 Агия Загребельская, соучредитель «Лиги антитраста» и бывший государственный уполномоченный АМКУ, комментируя проблему регистрации ГБО, посоветовала участникам рынка направить коллективную жалобу в Антимонопольный комитет.

«Если это препятствует деятельности рынка, создает искусственные ограничения и отрицательно влияет на цену, нужно обращаться в Антимонопольный комитет. Я бы советовала подать коллективное заявление», — отметила А.Загребельская.

12:30 В Украине наблюдается резкое снижение количества перерегистраций автомобилей после ГБО, сообщил Степан Ашрафьян, глава Украинской газомоторной ассоциации, которая объединяет 90% поставщиков и импортеров ГБО. 

По его словам, количество регистраций автомобилей с ГБО за два последних месяца — в декабре 2019–январе 2020 г. составило 4531 ед., что на 50% меньше показателя только января 2019 г. (6728 авто).

Причина критического сокращения количества регистраций ГБО, по словам С.Ашрафьяна, состоит в том, что с февраля сервисные центры Министерства внутренних дел начали отказываться от приема документов о перерегистрации автомобилей с ГБО от аккредитованных лабораторий, принимая только «сертификацию» органов оценки соответствия, которых в Украине всего лишь 9.

11:20 Директор компании IdeaLab Ярослав Подгурский отметил существенный прогрес в вопросе качества автогаза за последние пять лет. По его словам, очень много сетей АЗС обзавелись собственными лабораториями и процесс их установки продолжается.

Ярослав Подгурский рассказал, в чем же преимущество собственной лаборатории.

«Лаборатории помогают решить проблемы с качеством сырья. Ведь различные поставщики не могут гарантировать качество поставляемого продукта. Своя лаборатория поможет сэкономить время, ведь в своей лаборатории можно быстро получить физико-химические характеристики ресурса и принять решение покупать его или нет», — рассказал эксперт, добавив, что иметь собственную лабораторию менее затратно, нежели заказывать анализ во внешних лабораториях или сюрвейеров.

11:10 Качество сжиженного газа, реализуемого на АЗС Киева и области, находится на неудовлетворительном уровне, сообщил директор ProfiGas Евгений Устименко. Его компания является крупнейшим импортером комплектов ГБО, имеет сеть СТО из 103 объектов. Ежегодный объем реализации комплектов ГБО составляет 60–70 тыс. ед.

ProfiGas в течение двух месяцев собирала статистику по воздействию сжиженного газа на элементы ГБО. Результаты показали, что даже газ, который реализуется в крупных премиальных сетях, ускоряет износ оборудования.

«Грязный» газ есть у всех абсолютно на сегодняшний день. Даже ресурс, который реализуют крупные премиальные сети, отрицательно воздействует на газобаллонное оборудование», — отметил Е.Устименко.

Главные проблемы касаются содержания в ресурсе агрессивных примесей, которые провоцируют коррозийные процессы, закупоривание фильтров, форсунок и других элементов ГБО.

Устименко привел несколько примеров массового выхода из строя некоторых элементов ГБО. Например в 2013 г. обострилась проблема быстрого износа медных трубок, по которым газ из баллона перекачивался в двигатель.

«В 2013 г. начали поступать жалобы на протечки трубок. Агрессивные примеси (содержащие серу) вступали в реакцию с медной трубкой, ускоряя ее износ. В тот же год медная трубка полностью ушла с рынка, 8 лет все установщики применяют термопластиковую трубку, которая не поддается такому воздействию», — отметил Устименко.

При этом, по его словам, такая проблема не свойственна для соседних с Украиной стран. «В России продается 50% термопластиковых трубок, 50% медных, такая ж ситуация в Польше», — отметил глава ProfiGas.

В 2015 г., по словам Устименко, массово поступали жалобы на вздутие мембранных редукторов.

10:30 Эксперт рассказал о  требованиях в сфере качества автогаза, которые возникнут после введения нового технического регламента (ТР). По его словам, новый ТР запрещает использовать коммунально-бытовой газ для заправки автотранспортных средств и предполагает добровольную оценку соответствия по ДСТУ.

«Только аккредитованные испытательные лаборатории могут проводить испытания в правовом поле», — отметил Александр Лютый.

Принятие технического регламента СУГ, по мнению независимого эксперта, может изменить направления импортных поставок автогаза, а также увеличит потребность в современных ГНС, перерабатывающих предприятиях, которые могут улучшить качество LPG.

10:20 «На сегодня проект технического регламента СУГ с проработанными замечаниями всех министерств и Государственной регуляторной службы находится на подписи у первого заместителя Минэкоэнерго. Следующий этап — направление финального проекта в секретариат Кабинета Министров», — рассказал независимый эксперт Александр Лютый, добавив, что прогнозировать сроки подписания документа достаточно сложно.

Он напомнил, что после подписания документ должен вступить в силу через 6 месяцев.

10:10 «Мы начинаем второй день с интересной темы — качества газа. Впервые эти вопросы на конференциях LPG Ukraine поднимались лет пять назад. Но тогда это были отдельные вкрапления, которые носили некий футуристический характер. Сегодня же эта тема является насущной, она беспокоит людей не просто в теории, она действительно оказывает влияние на бизнес», — открыл первый блок конференции модератор Артем Куюн.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти