Конкуренция между крупнейшими поставщиками нефтепродуктов на украинский рынок в 2022 году значительно усилится за счет возобновления поставок по нефтепродуктопроводу «ПрикарпатЗападтранс», а также увеличения производства на Кременчугском НПЗ «Укртатнафта». Об этом заявил директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн во время онлайн-выступления на международной отраслевой конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница».
По словам Сергея Куюна, 2021 год стал очень успешным для белорусских экспортеров, прежде всего благодаря остановке в феврале импорта дизельного топлива по нефтепродуктопроводу «ПрикарпатЗападтранс».
«Россия и Беларусь как сообщающиеся сосуды. В прошлом году главным образом российский дизель компенсировал провал в импорте из Беларуси в связи с нехваткой нефти, а в этом произошла зеркальная ситуация», — заявил Сергей Куюн.
По его данным, за 8 месяцев 2021 года поставки ДТ из Беларуси выросли на 37,5% (на 475 тыс. т), тогда как из России упали на 33% (на 556 тыс. т).
В 2022 году ситуация может качнуться в обратном направлении, в частности велика вероятность возобновления работы нефтепродуктопровода, который находится в управлении госкомпании «Укртранснафта».
«Содержание нефтепродуктопровода требует больших затрат, и компания будет делать все возможное, чтобы возобновить его работу. В свою очередь, для этого необходимо отменить 4%-ную пошлину, которая сегодня составляет около $30/т и которая не позволяет конкурировать с теми же белорусскими поставками», — считает Куюн. Он также отметил, что несмотря на заявляемую техническую готовность «Укртранснафты» обеспечить прокачки, пока существует неопределенность с ресурсодержателем. Он напомнил, что в 2017-2019 годах магистраль прокачивала до 200 тыс. т дизтоплива в месяц.
Вторым источником дополнительных поставок ресурса на рынок является завод «Укртатнафта».
«В августе завод произвел тестовый выход на текущую максимальную мощность в объеме 14 тыс. т в сутки, или около 5 млн т в год. Сегодня на заводе засыпают два новых катализатора и проводят комплекс мероприятий, который позволит нарастить переработку до 15-16 тыс. т в сутки, или 5,5-5,8 млн т в год», — рассказал директор «А-95».
Если это произойдет, предприятие даст на рынок дополнительно по 1 млн т бензина и дизельного топлива по сравнению с уровнем загрузки в 2021 году, в течение которого ожидается переработка 3,2 млн т.
По словам Куюна, загрузка Кременчуга во многом будет зависть от результатов рассмотрения вопроса о корректировке ставок акцизного сбора на бензин и сжиженный газ, а также темпов сокращения теневого рынка.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти