В начало

Топ-5 новостей недели от Сергея Куюна (26–30 августа)

Топ-новости недели от Сергея Куюна: афера с новым управляющим Херсонской перевалки, первые оптимистические заявления премьера Гончарука, обеспокоенность «Укртатнафты» прозрачностью тендеров УЗ и Минобороны, а также готовность рынка ДТ и СУГ к сентябрю.

АРМА без конкурса отдала управление Херсонской нефтеперевалкой неизвестной компании

После трех недель напряженных событий вокруг танкера «Мрия» эстафету подхватила Херсонская перевалка (как раз та, на которой в основном работал упомянутый танкер). С 2014 года перевалочный комплекс Сергея Курченко был передан на ответственное хранение и управление государственному «Предприятию по обеспечению нефтепродуктами». В конце июля следователь пошел в Одесский суд и передал перевалку АРМА – госагентству, которое должно разыскивать и эффективно управлять активами, заработанными коррупционным путем. Агентство поступило единственно правильным образом: вечером 23 августа, накануне Дня Независимости, АРМА передала управление объектом никому не известной конторе под названием «Вествайт Трейд». Без открытого конкурса, без оценки стоимости имущества и т.д. Но чудес не бывает и уже скоро станет ясно, кто стоит за этой операцией. Уверен, лица будут до боли знакомые. А вот в чем я не уверен, так это в том, что дерзкая афера останется незамеченной.

 

Баланс рынка ДТ в сентябре-октябре потребует возобновления поставок по нефтепродуктопроводу

Собственно, это прогнозировалось и ранее, а сейчас очертания стали более ясными. Хотя неизвестных и переменных остается много: это и возможности Гомеля, и реалистичность поставки 50 тыс. т от «Лукойла», и объем из Беларуси. Эта головоломка преимущественно интересует поставщиков по морю, которые по-прежнему остаются «запасными», довольствуясь крошками со стола поставщиков российских и белорусских нефтепродуктов.

 

Новый премьер объявил о планах борьбы с теневым рынком топлива

Итак, имеем новый Кабмин. Премьер Алексей Гончарук среди первых заявлений затронул и тему топливного рынка в контексте необходимости увеличения дорожного фонда. По словам главы Кабмина, «у нас очень много заправок, с которых бюджет ничего не получает. Эти деньги будут в Дорожном фонде». Не будем занудствовать и говорить о том, что заправки у нас акцизы не платят. Главное, что есть, пускай, пока и общее понимание необходимости усиления борьбы с теневым рынком. По моим данным, Гончарук акцентировал на этом внимание и во время закрытых встреч с бизнес-ассоциациями на прошлой неделе. Есть у нового премьера и понимание правильности реформирования системы контроля за оборотом нефтепродуктов с помощью СЭАРТ. Сегодня для многих это плохая новость, так как последние два месяца с момента старта большой реформы участники рынка парафинят ее на чем свет стоит. Но хорошая новость в том, что премьер уже анонсировал внесение изменений в законы, которые должны снять ошибки и недоработки, без которых, как правило, не обходится любая реформа. Так что, уважаемые бухгалтеры, ночующие в офисах, держитесь! Гончарук обещает заняться этим вопросом уже в сентябре.

Из этой же серии новостей – назначение Алексея Оржеля министром энергетики и экологии. Особых ожиданий пока нет и дело здесь даже не в малоизвестной личности нового министра. Дело в том, что само министерство в последние годы по сути перестало существовать для топливного рынка как таковое. В его фокусе электроэнергия и уголь, т.е. там, где регулирующая функция велика. А что взять с нашего рынка? Разве что проблемы… Они есть в каждом сегменте – добыче, транспорте, переработке, ритейле… Поэтому профессиональное и укомлектованное спецами министерство необходимо. Сам по себе министр ничего не изменит.

 

«Укртатнафта» считает закупки нефтепродуктов «Укрзализныцей» и Минобороны непрозрачными

Активизация группы «Приват» на топливном рынке – один из ключевых трендов с момента президентских выборов. Активный выход на оптовый рынок, блокирование Николаева, поставки газа и дизтоплива по морю… Важным элементом этой последовательности является заявка на участие в поставках госпотребителям – железной дороге и Минобороны. Необходимо признать, что переход на формульные торги не оправдал надежд – цены на этих торгах остаются максимальными на рынке. Минобороны также закупает по космической стоимости. Появление «Укртатнафты» внесло здоровый шорох в этом тихом омуте и уже привело к снижению цен и дифференциалов. Осталось лишь пожелать «Укртатнафте» внимательнее заполнять тендерную документацию;).

 

На рынке СУГ возникли признаки дефицита — опрос трейдеров

После событий в августе 2017 года, когда цена улетала в полтора раза и немало колонок пересохло, любые неувязки с ресурсом начинают неподдельно волновать рынок.

В середине августа на украинском рынке начал ощущаться дефицит ресурса, масштаб которого трудно определить из-за недостатка информации о реальном потреблении и уровне остатков. По нашим оценкам, повода для паники нет, возможно, есть лишь для некоторого беспокойства (для него он есть практически всегда). В августе скептики пророчили крупный недостаток ресурса (около 30 тыс. т), но по итогу он оказался намного ниже – 8-15 тыс. т. С одной стороны, он может быть покрыт в сентябре, но с другой – по этому сентябрю есть вопросы. Становится на ремонт Мозырский НПЗ, у трейдеров нет уверенности в поставках от «Роснефти»… Но в любом случае сценарий 2017 года представляется маловероятным: рынок укрупняется, опыт есть, а поэтому газ будет. Вопрос только в цене.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти