В начало
«НаКарантине» с Сергеем Федоренко. Краткое содержание

«НаКарантине» с Сергеем Федоренко. Краткое содержание

Замглавы дивизиона «Нефть» НАК «Нафтогаз Украины» и директор по коммерческим вопросам АО «Укргаздобыча» стал гостем online-проекта enkorr «НаКарантине». Топ-менеджер рассказал,  как компания работает в условиях карантина, как COVID-19 повлиял на сокращение переработки и о развитии бренда Shebel. Enkorr публикует текстовую выжимку из беседы с Сергеем Федоренко. Полная версия программы доступна на YouTube-канале enkorr.

Об организации работы на карантине 

Вся группа компаний «Нафтогаз» находится в жестком карантинном режиме. Работает антикризисный штаб, который контролирует каждый день на всех ее предприятиях все моменты, начиная от количества заболевших ОРВИ до количества масок, термометров и людей,  находящихся в офисе. Сейчас количество людей в офисах минимизировано, осталось на рабочих местах порядка 8–10%. Все остальные переведены на дистанционную работу. Теоретически, если бы не нужно было подписывать документы, можно было бы всем работать удаленно. 

О работе в дивизионе

Приблизительно с прошлого апреля в компании происходит процесс трансформации. Компания разделила логику и физику движения на дивизионы, где корпоративные бизнесы поделены на газовые и нефтяные. С недавнего времени это газовый upstream и продажи газа, интегрированный нефтяной бизнес и все технические сервисы и функции объединены в отдельный дивизион. Плюс есть интегрированные корпфункции — юридические, HR и безопасность. Они условно являются поддерживающими сервис-функциями, с которыми мы также вертикально общаемся по внутренним договорам. 

«Укргаздобыча», как крупнейшая комплексная добывающая компания, была также подчинена такой логике дивизиона. Условно я с департаментом коммерческой деятельности и с филиалом по переработке вошли в дивизион «Нефть», где  с другими компаниями-подразделениями, например, «Укртранснафтой», «Укравтогазом», «Укрспецтрансгазом» находим синергию нашей совместной деятельности. 

Для этого была зарегистрирована компания «Нефтегаз Оил Трейдинг»  Все сотрудники департамента коммерческой деятельности относятся к дивизиону «Нефть», то есть они занимаются закупкой, продажей и трейдингом нефтепродуктов и продуктов нефтехимии — их около 20 человек. 

Юридически я работаю в «Укргаздобыче», но при этом основные решения, которые касаются моей деятельности, согласовываются с главой дивизиона. Поэтому окончательное слово по моим сделкам и работе за главой дивизиона «Нефть» Николаем Гавриленко. 

О стратегии развития компании

Есть утвержденный бизнес-план дивизиона в рамках группы, который имеет стратегические инициативы. Он согласован с правлением и с набсоветом. В рамках этого плана мы продвигаем проекты, среди них — развитие функций трейдинга, дальнейшая модернизация и создание новых объектов переработки, а также создание синергии с разными бизнесами.

У нас три основных проекта по строительству мощностей для СУГ — Христище, Солоха и Машевка. По трейдингу — работа с терм-контрактами и  госпредприятиями. Мы выходим на их тендеры, показываем правлению, какую дополнительную маржу мы приносим, например, по тем же терм-контрактам Шебеля. Также есть задача получить определенную долю рынка при импорте и есть финансовый план получить определенный объем грязной и чистой прибыли в рамках дивизиона. 

О тендерах

Мы заходим в те красивые и правильные вещи, где есть  объективно адекватная конкуренция. Например, есть рамочный договор «Укрзализныци» на 200 тыс. т дизтоплива. Мы по этому тендеру предквалифицированная компания, мы будем участвовать в этих торгах, минимально рискуя. При этом риск остается, потому что есть две вещи — декадная формульная цена (меньшее зло) и основное зло — непрогнозированный период выгрузки и подача разнарядки. Если бы это был просто правильный терм-контракт, который разыгрывается, или же хотя бы ежемесячные торги, которые планируются, где написано, сейчас разыгрывается 20 тыс. т, например, по четыре лота и ты должен просто равномерно выгрузить по 5 тыс. т и отправить их на УЗ. 

Мы готовы повышать градус конкуренции на таких торгах. Чем больше участников — тем выше уровень конкуренции. Основная задача заказчика изменять стратегию для того, чтобы повышать или наоборот понижать цену при закупке.

О розничной марже 

Мы торгуем в 10%  нижней цены, достаточно дисконтируем, у нас есть внутренняя логика и документ, который нам делает коридор, исходя из наших оптовых цен, он  показывает, какую маржу мы можем зарабатывать. Мы с этим документом идем онлайн и  видим конкуренцию. 

В нынешних условиях срабатывает такая логика — кто первый «упадет» в цене и быстрее продаст топливо, которое завтра может быть дешевле.

Про импорт СУГ

Есть проект, есть договор (с Тенгизшевройлом. — Прим.). Мы физически не стартанули. Поставки, особенно на апрель, учитывая все конъюнктуру и падение проливов, пока отложены. На март мы тоже все это предвидели, и притормозили этот проект. 

О проливах  

Когда только был введен карантин, проливы у нас увеличились на 15%, поскольку люди, не понимая, что будет дальше, начали затариваться. Потом проливы провалились на эти же 15%. Но сейчас пролив у нас стабилен, где-то сопоставим со средними проливами первой половины марта. Что будет дальше? Я не знаю. Все прогнозы по поводу уменьшения пролива на 40–50% имеют право на жизнь. Мы все видим, какие ограничения введены, надеюсь, что это ненадолго. Поэтому, у кого есть деньги и свободные емкости — это возможность как раз покупать. Мы в принципе этим и занимаемся. 

О необходимости повышения акциза на СУГ и снижения на бензин 

Сейчас у нас кризисная ситуация и заправки могут себе позволить продавать СУГ по 9,50 грн/л. В стоимости бензина сейчас на стеле более 74% — это налоги. И если бы налоги были меньше, можно было бы сразу увидеть бензин ниже 20 грн/л. Можно было бы его продавать и по 17 грн/л.  

Прогноз розничных цен 

Бензины и ДТ могут подешеветь еще на 2 грн/л в случае стабильности цен на нефть и курса валют. Если будет стабильным курс в пределах 27–27,5 грн/долл., а также будут благоприятные макроэкономические показатели (кредит от МВФ, понимание с карантином, перезапуск экономики), то я думаю, что на заправках есть потенциал для дальнейшего снижения. «Притормозить» снижение цен может рост затрат сетей АЗС в связи с падением уровня потребления.

О реализации топлива под брендом Shebel

Мы ввели внутренний контроль, где с помощью Inspectorat и собственных лабораторий проверяем качество топлива. Мы контролируем своих партнеров, чтобы понимать, что там льется. Мы не предупреждаем наших партнеров, приезжаем и отбираем топливо на четырех-пяти разных заправках и исследуем его. Этим мы начали заниматься с начала года. 

Недавно мы проверили «Автотранс» и «Востокгаз». Они нас порадовали. Для нас тоже очень волнительно узнать, насколько мы можем доверять своим партнерам. Как оказалось, можем.

Также начали получать заявки от других сетей на использование бренда Shebel. Сейчас формируем немножко другой продукт, кроме поставки топлива и указания бренда на АЗС, более комплексный.

Начинаем хорошо фильтровать сети, желающие продавать топливо под нашей торговой маркой. Поскольку к нам начали обращаться такие компании, которые традиционно «лили» топливо с мини-НПЗ. Мы сейчас проверяем, хотим ли  с той или иной сетью работать.

Сейчас экстренно пересматриваем все наши планы, потому что борды в городе и вся наружная реклама в период карантина не сильно актуальна, все ушли в онлайн. Товарный маркетинг мы тоже поддерживаем онлайн.

О снижении переработки 

На апрель мы обрезали программу переработки, уменьшили на 30%. Мы посчитали, что при падении цен на нефть и еще более скором падении цен на бензин и ДТ, нам не выгодно было перерабатывать, поэтому часть ресурса мы уже начали складировать на хранение. 

Из-за остановки мировой экономики в связи с пандемией COVID-19 и развала сделки ОПЕК+, произошел перекос в марже переработки, когда тонна нефти как сырья начала стоить дороже 70% продуктов, которые из нее получаются — мазута, ВГО, бензина и прочего. Дороже нефти стояло только ДТ, из-за продолжения перевозок автомобильным транспортом и продолжения судоходства, но и этот бастион тоже начал сдавать.

Мы заранее уведомили своих контрагентов о введении ограничений на отгрузки по терм-контрактам на ДТ.

Мы проводим постоянную оценку прибыльности переработки, как только выровняется соотношение цены сырья и продукции, то мы сможем увеличить объемы процессинга.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти