У початок
Крым: год спустя

Крым: год спустя

18 марта – годовщина аннексии Крыма. Топливный рынок полуострова за это время значительно изменился. Крымским трейдерам пришлось подстраиваться к новым реалиям: компании перерегистрировались согласно требованиям российского законодательства, перешли на российскую валюту, освоили новые маршруты поставок. Некоторым участникам пришлось покинуть полуостров, а местные операторы укрепили свои позиции. Появились и новые игроки, видную роль в новой жизни крымского рынка сыграл Сергей Курченко.

Неопределенное падение

В прошлом году продажи нефтепродуктов на полуострове упали. Основной заработок крымских трейдеров приходится на летний период, однако прошлый туристический сезон был провальным даже по оценкам местных чиновников. В декабре министр курортов и туризма Крыма Елена Юрченко сообщила, что полуостров посетило 4 млн человек, тогда как годом ранее – 5,9 млн. При этом, если раньше 80% туристов ехали в Крым на поездах и автомобилях, то в 2014 г. туристы предпочитали самолет и паромную переправу.

Точных данных о розничных продажах топлива на полуострове нет. Украинская служба статистики перестала учитывать крымские АЗС в марте 2014 г. Крымстат опубликовал данные о розничных продажах нефтепродуктов без учета Севастополя и только за 11 месяцев. По подсчетам статистиков, розничные продажи топлива за январь-ноябрь 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 29,7% – до 160 тыс. т. Потребление бензина за 11 месяцев 2014 г снизилось на 35% – до 94 тыс. т. Более поздних данных нет, поскольку Крымстат перестал исследовать реализацию топлива через АЗС.

В розничных сетях материковой части Украины наблюдается схожая ситуация. По данным Министерства энергетики и угольной промышленности, потребление бензина в 2014 г. сократилось на 20,6%, реализация дизеля – на 11,6%. Продажи бензина в январе этого года установили новый антирекорд – 34% падения.

Ситуация со статистикой усугубляется налоговыми каникулами, которые ввели для трейдеров и уходом нескольких операторов с Крыма.  «До 1 января 2015 года у нас были налоговые каникулы, поэтому компании не были обязаны декларировать свои объемы [пролива – ON]», – анонимно рассказал OilNews менеджер крымской сети автозаправок. Он добавляет, что благодаря уходу и ослаблению «материковых» операторов, в этой мутной воде исключительно хорошо почувствовали себя местные сети.

Массовый исход

Аннексия Крыма ударила по крымскому бизнесу национальных украинских сетей. Главная проблема – прекращение собственных поставок, которые предопределяли былое преимущество как по цене, так и по качеству. В мае 22 автозаправки Shell прекратили работу на полуострове. Как сообщал директор по продажам и операционной деятельности сети АЗС Shell Александр Лисниченко, ООО «Альянс Холдинг» (оператор сети Shell в Украине) ведет переговоры об аренде или продаже АЗС юридическому лицу, зарегистрированному в Крыму. Крупнейшие украинские сети WOG и OKKO также приостановили деятельность на полуострове. Компании были бы не прочь продать крымские станции, но успехом эта идея не увенчалась. Доподлинно известно, что WOG предлагал «Роснефти» обмен своего крымского «куста» на станции россиян в Украине, но задумка погибла на первом же этапе. Дело в том, что сами российские ВИНКи не торопятся развивать бизнес на непризнанной территории, а «ЛУКОЙЛ» и вовсе поспешил выйти, опасаясь международных санкций. По словам участника рынка, знакомого с ситуацией, комплексами OKKO и WOG сейчас управляют аффилированные компании, зарегистрированные в соответствии с требованиями российского законодательства.

Хуже всех пришлось «Привату», для которого 2014 г. стал последним на полуострове. В сентябре прошлого года Государственный совет Крыма национализировал нефтебазу и 33 «приватовских» АЗС, работавших под брендами «Укрнафта», Sentosa Oil, ANP и «Авиас». В декабре эти комплексы были переданы «Крымскому топливному альянсу» с ядром в виде Феодосийской нефтебазы. Колонки возобновили работу под брендом «ГОСТ».

11 марта распоряжением Совета министров Крыма «Крымский топливный альянс» был реогранизован. Нефтебаза и «приватовские» станции вошли в состав «Черноморнефтегаза». «Целью принятия данного распоряжения является создание единой компании, осуществляющей добычу, переработку, хранение и реализацию топливных ресурсов», – сказано в пояснительной записке к проекту постановления крымских властей.

Напомним, в сентябре 2014 г. «Черноморнефтегаз» возглавил Сергей Бейм, владелец ТЭС – одной из крупнейших сетей АЗС. Вместе с «приватовскими» АЗС Бейм будет контролировать треть розничного рынка в Крыму.

Новые маршруты

В конце марта появилась проблема поставок нефтепродуктов с материковой Украины. Трейдеры сталкивались с отказом «Укрзализныци» отгружать вагоны в адрес крымских станций и перестали поставлять топливо на полуостров. Началось перераспределение оптовых маршрутов – сейчас в Крым  поступает только российское топливо. Нефтепродукты привозят танкерами в порты Феодосии и Керчи, поставками занимаются российские и крымские компании. Первой на оптовый рынок полуострова вышла «Южная топливная компания» из Ставрополя.

Основная проблема поставок заключается в недостаточном количестве танкеров. По словам участника рынка, топливо перевозит всего четыре танкера грузоподъемностью 6 тыс. т и один – 12 тыс. т. Однако рынку не хватает этих объемов. «Летом один танкер сломался и начался коллапс», – сообщил источник OilNews. Изначально игроки пытались привозить топливо в цистернах через Керченскую переправу. Однако ждать очередь на переправе долго и дорого, поскольку приоритет отдается легковому автотранспорту. Напомним, в прошлом году полуостров несколько раз сталкивался с дефицитом бензина: летом паром не справлялся с потоком туристов, а в сентябре из-за шторма в Керченском проливе в очереди на переправу застряли 30 ж/д вагонов и 30 автоцистерн с топливом. Этим воспользовались мелкие автозаправочные станции – в период дефицита цены поднимали на 1 грн – до 14,5 грн (в пересчете).

Существует мнение, что все оптовые поставки нефтепродуктов контролируют компании связанные с Сергеем Курченко, однако участники рынка опровергают эту информацию. Сам же Курченко на телефонные звонки не отвечает.

Переход на российские поставки и ценообразование способствовал уменьшению цен. Например, в декабре 2014 г. средняя цена литра бензина марки А-95 в Крыму составляла 11,82 грн, что на 30% меньше стоимости аналогичного топлива в Украине. Однако нельзя сказать, что на полуострове низкие цены на нефтепродукты. Сегодня средняя цена бензина марки А-95 в Крыму составляет 39,55 рублей за литр, что на 3-4 рубля больше чем в соседних регионах – Краснодарском Крае и Ростовской области. Такая разница сопоставима с маржой розничного трейдера, объясняет сотрудник крымской сети. «Маржа на литре бензина в 2014 г. составляла 3-4 рубля, на дизтопливе – около 4-4,5 рублей», – говорит он. Однако вряд ли крымчане, которые во все времена брали больше, отказались от своей привычки и при новых властях.

Загадочный «Нефтетрейдинг»

Самым ярким событием на рынке топливной розницы стало появление нового игрока – акционерного общества «Компания нефтетрейдинг», за которым сразу же обозначился Сергей Курченко. Сегодня компания объединяет активы крымских сетей «Лукойл» и «Современник». Новый игрок весной начал приобретать активы в Крыму.

Вокруг этих сделок множество слухов. По словам участников рынка, Курченко не покупал сеть «Современник» (34 АЗС) – он взял станции в аренду с правом выкупа. Однако сейчас собственник сети Леннур Сеттаров намерен вернуть контроль над заправками. OilNews удалось узнать подробности этой сделки.

«Сделка о покупке станций «Современника» закрыта еще в мае, однако ее оформили как аренду с последующим правом выкупа, поскольку на полуострове не работали реестры», – объясняет участник рынка, близкий к руководству «Компании нефтетрейдинг».

В мае 2014 г. новая сеть пополнилась крымскими станциями «Лукойла». Собеседник отмечает, несмотря на предрешенный выход из Крыма, «Лукойл» хорошо заработал на продаже своих заправочных комплексов. «13 автозаправок, нефтебаза и офис обошлись в $20 млн», – объясняет он. Президент «Лукойла» Вагит Алекперов в свою очередь сообщал, что сеть была продана по просьбе самопровозглашенного премьера Аксенова Крыма. «К нам обратилось руководство Крыма с просьбой продать заправки крымским операторам для развития малого и среднего бизнеса», – говорил он.

«Компания нефтетрейдинг» не остановилась на приобретении активов  «Лукойла» и «Современника». Ее портфель также пополнился одной АЗС «Параллели» и одной станцией частного предпринимателя.

Но Курченко не был бы самим собой, если бы не хотел большего. Достоверно известно, что переговоры о приобретении сети велись с двумя крымскими фаворитами – ТЭС и «АТАН». С последними все закончилось быстро, тогда как в разговоре с ТЭС прогресс достиг этапа внесения аванса $10 млн. По словам очевидцев, для этих деликатных переговоров и развития мелкооптового бизнеса в Крыму Курченко привлек Феликса Лунева – старого знакомого Бейма. Кстати, Лунев уже «строил» крымский рынок в свою бытность топ-менеджером ТНК в Украине. Однако в итоге рухнули и сделка, и планы в отношении опта. После назначения Сергея Бейма на «Черноморнефтегаз» он любезно вернул аванс Курченко, а по «оптовой» деятельности, говорят менеджеры из офиса Курченко в Москве, к Луневу осталось много вопросов. Только задать их никак не удается.

Что дальше?

Крымские трейдеры смотрят в будущее с оптимизмом. «Переход на российское законодательство не отразится на объемах продаж», – уверен менеджер крымской сети АЗС. Он отмечает, что внутренний спрос не уменьшится, поскольку российские цены намного ниже украинских при сохранившихся доходах населения. Дальнейшего передела рынка не прогнозируется. Как сообщили OilNews руководители крупнейших сетей АЗС Крыма, они не планируют расширяться и не ведут переговоры о покупке. «Мы купили все хорошие станции с выгодным положением, остальные – нам неинтересны», – говорит источник в «Нефтетрейдинге». Главное, чтоб не развалился сам «Нефтетрейдинг», Леннур Рефатович партнер непростой. Тем более, что, по слухам из Москвы, бизнес Курченко серьезно лихорадит.

Потребление нефтепродуктов в Крыму (2013 и 2014 гг.)

 

Бензин

ДТ

Сжиженный газ

Период

2013

2014

2013

2014

2013

2014

январь

8,04

8,48

3,55

4,02

0,8

0,89

февраль

9,3

8,12

4,67

4,69

0,84

1,03

март

9,83

7,86

4,7

4,2

0,97

1,12

апрель

11,05

6,38

5,33

4,03

1,01

0,99

май

13

4,52

5,87

2,83

1,18

0,95

июнь

14,46

7,05

6,74

4,36

1,48

1,25

июль

19,24

11,33

9,12

6,2

2,15

1,43

август

19,96

12,62

9,15

6,88

2,18

1,34

сентябрь

15,67

6,3

7,5

4,3

1,63

1,19

октябрь

12,79

11,69

6,37

5,92

1,32

1,25

ноябрь

10,9

9,54

5,6

5,88

1,16

1,4

Итого:

144,24

93,89

68,6

53,31

14,72

12,84

Источник: государственная служба статистики Крыма

Реализация нефтепродуктов в Крыму в 2013 г.

Сеть

Количество станций

Объем продаж (т)

Атан

80

17 840

ТЭС

68

46 270

ДЮН

67

12 399

Современник

34

3 556

Укрнафта

26

22 711

Альянс-Холдинг (Shell)

22

26 108

ANP

16

3 821

Лукойл-Украина

13

11 840

WOG

12

26 176

Галнафтогаз (ОККО)

9

16 380

Веста Сервис

9

4 363

Источник: «Консалтинговая группа А-95»

 

 

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти