У початок
Пропан за тридевять морей

Пропан за тридевять морей

- Артем Куюн, аналитик «Консалтинговой группы А-95»

Главный тренд последних лет — трансформация бензина в сжиженный газ. Вот уже года три, как этому процессу пророчат завершение, но в 2019 году потребление сжиженного газа вновь увеличилось на 11% и превысило 2 млн тонн. Очередной рекорд вывел Украину в лидеры мирового рейтинга почитателей этого интересного энергоресурса. При этом автоматически обострился вопрос стабильного и безопасного обеспечения, которое пока опирается преимущественно на Россию со всеми вытекающими отсюда рисками. Варианты есть, притом настолько интересные, насколько и призрачные.

Made in USA

Глобальная трансформация спроса на энергоресурсы стимулирует занимательные перемены в сфере поставок сжиженного углеводородного газа (СУГ, LPG). Пять лет назад на эту сцену вышли Соединенные Штаты, заставив поверить в то, что еще недавно казалось фантастикой. Американская сланцевая революция выбросила на рынок огромное количество пропана, а трейдеры создали мощности для его перевалки на море и транспортировки за океан. (Характерно, что сами Штаты СУГ не потребляют.)

По данным агентства Thomson Reuters, экспорт из США вырос в 2019 году на 18,8%, или до 41 млн тонн (более 20 емкостей рынка Украины). Торговые войны и другие политические процессы изменили географию этой экспансии: американцам пришлось перенаправить колоссальный объем с китайского рынка в Европу. Общий рост поставок в страны Старого Света за год составил 31%.

В Европе американский газ прогнозируемо вступил в борьбу с российским, изрядно потеснив его позиции. Но и россияне не сидят сложа руки. Крупнейший российский производитель LPG компания «Сибур» в 2019 году запустила крупный нефтехимический комплекс. Производство будет забирать на переработку около 1,8 млн тонн пропан-бутана в год, а это треть всего российского экспорта. Выбирая между направлениями, по которым придется сократить экспорт, россияне урезали поставки на дальние рынки, сохранив контроль над ближним зарубежьем, в частности над рынком Польши.

Почему это важно для Украины? Цены на польско-белорусской границе — главный бенчмарк для рынка Восточной Европы, эта котировка регулирует, в частности, цену на основной объем российского и белорусского газа, поставляемого в Украину. Но главное, что индекс оказывает определяющее влияние на поток газа из альтернативных источников, в первую очередь из региона АRА (топливный хаб Амстердам—Роттердам—Антверпен) в Польшу. А там и до Украины недалеко…

Опыт Польши в целом очень важен и интересен для Украины. Во-первых, развитие украинского рынка движется в общих чертах по польскому пути. Во-вторых, РФ играет решающую роль в снабжении и ценообразовании обоих рынков. А в-третьих, польские трейдеры все активнее участвуют в наполнении газом Украины.

источник фото: MarineTraffic

Дорога к морю

Сокращения поставок российского газа в Польше ждали давно, и местные трейдеры готовились к этому, прорабатывая альтернативные источники. Ресурсы ожидаемо нашли на море, где все активнее стал появляться тот самый американский газ. Заокеанский ресурс начали принимать в Гданьске. Правда, пока польские порты не могут разгружать большие танкеры, в которых газ приходит в Европу из США: груз сначала разливают в «лодки» помельче. Например, в 2019 году одной из таких баз перевалки стал шведский порт Карлсхамн. Шведов также коснулось сокращение поставок компанией «Сибур», и они также нашли ему замену в Америке.

На конец 2022 года на северо-западе Польши планируется запуск крупного комплекса по переработке СУГ, для его загрузки потребуется увеличить импорт почти на треть. В рамках проекта предполагается строительство терминала, способного принимать крупные суда напрямую, ведь удельная стоимость транспортировки в больших танкерах в разы ниже. Это значит, что перейти на ресурс, альтернативный российскому, будет еще проще.

Создание мощного канала поставок «морского» газа в Польше в перспективе может быть интересно и Украине.

«Сегодня никто не держит объемы под Украину, спрос открывается ситуативно. Если рынок созреет для долгосрочной работы, можно покупать дополнительные объемы с моря», — говорит крупный польский трейдер.

В ожидании «погоды»

Минувший год ознаменовался знаковым событием — в одесский порт прибыла партия автогаза американского производства. Характерная деталь: газ пришел не напрямую, а был перегружен на Кипре в небольшую «лодку». Как и Польша, мы пока не имеем терминалов для приема больших танкеров.

Между тем Украине терминал для резервного снабжения с моря крайне необходим. Доля российского газа в балансе рынка — 33%, также от России зависит транзит казахского газа в Украину, а это еще 15% рынка. В случае чего оперативно заместить выпавшие объемы будет нечем.

С другой стороны, крепкие позиции российского газа в Украине и Польше объясняются просто — минимальной ценой. Любая, даже самая близкая альтернатива: а) намного дороже, б) зачастую это тот же российский газ, но с наценкой перекупщиков.

Последние пару лет рынок время от времени моделирует жизнь без России. К таким мыслям в последний раз подтолкнули действия российских властей в мае 2019 года, когда были остановлены не только поставки российского газа, но и транзит казахского в Украину. Тогда казахским трейдерам пришлось получать в Минэкономразвития РФ спецразрешения на транзит газа в Украину, а к согласованию документов были привлечены правительства обеих стран. Эти проволочки сбили график отгрузок из Казахстана, а компании помельче так и не получили разрешения.

Заместить поставки российского газа Украина может достаточно безболезненно. В последние годы разница в цене газа с моря и ресурса на восточной границе Украины составляла около 100–150 долл./тонна, а в 2019-м этот показатель снизился до 30 долл. в среднем по году. То есть ресурс с моря если и будет дороже, то ненамного. Другое дело, что возможности по его приемке до сих пор очень ограничены. Реальные мощности по обработке СУГ в Одессе и Черноморске составляют около 40–45 тыс. тонн в месяц. Чтобы перекрыть российские 70 тыс. тонн, придется поднапрячься казахам, белорусам и полякам.

источник фото: spservice.org.ua

Если же, как в мае 2019 года, вместе с российскими выпадут поставки из Казахстана, то компенсировать этот объем будет уже проблематично, а из-за ценового взрыва вряд ли сохранится привлекательность автогаза.

Украина могла бы чувствовать себя куда более спокойно, будь у нас крупный комплекс по приему СУГ с моря. Но государственным компаниям типа «Нафтогаза Украины» явно не до этого (они вообще показали свою приверженность обратному переходу с газа на бензин), а частным — тем более. Речь идет о проекте стоимостью около 40 млн долл. и годах на его реализацию и возврат инвестиций. Но о каком возврате можно мечтать, если «морской» газ намного дороже российского? В нынешних условиях он рискует превратиться во второй «Южный поток» и нефтепровод Одесса—Броды.

«Чтобы загрузить терминал, нужна пошлина на российский газ в 85–100 долл./тонна и гарантии ее сохранения на протяжении 5–7 лет. Тогда и инвестор найдется, и будет независимость от России», — говорит представитель крупной трейдинговой компании.

Однако сегодня, когда инвестпроектом называют детские площадки, подобные рассуждения и планы выглядят фантастически. И это без учета колеблющегося внешнеполитического вектора.

Источник: ЗЕРКАЛО НЕДЕЛИ

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти