Конфликт, разгоревшийся вокруг Игоря Коломойского и закончившийся его увольнением с поста губернатора Днепропетровской области, выявил очень много интересного. Во-первых, многие обозначили свои позиции.
Чего стоит хотя бы премьер-министр, который в течение многодневного сериала с крупнейшими госкомпаниями в главных ролях не проронил ни слова. Или Ляшко, выступивший в поддержку днепропетровцев, которые осенью переполовинили его рейтинг на парламентских выборах.
Во-вторых, стало понятно, что масса людей в стране не очень понимают, чем страшны олигархи и что они не делятся на плохих и хороших. Реакция немалого числа людей, притом из лидеров общественного мнения, была такой, будто государство сменило менеджмент не в стопроцентно государственной «Укртранснафте», а в Приватбанке.
В-третьих, мало кто понимает, в том числе и депутаты с чиновниками, чем реально занимается Коломойский, в том числе и в госкомпаниях. И, в-четвертых, абсолютно понятно, что необходимо двигаться в направлении деолигархизации страны. Почему-то часто звучит слово «отжать», хотя государство должно вернуть свое и поставить олигархов, «хороших» и «плохих», в равные условия с остальными. Тем временем Коломойский уже дал понять, что отдавать державе причитающееся не собирается.
Труба в зубах
На камеры Коломойский заявил, что его ставленник Александр Лазорко покинет пост главы «Укртранснафты». Однако спустя две недели со дня смены главы правления «Укртранснафты» Лазорко оставался у штурвала и на выход не собирался, скорее, наоборот. Вдумайтесь: нефтетранспортная компания, 100% акций которой принадлежит «Нафтогазу Украины», уже подала судебный иск на своего акционера с требованием отменить отдельные решения собрания акционеров «Укртранснафты» от 12 марта 2015 г., которые предопределили дальнейшее отстранение Лазорко от должности.
Причин перемен в настроении Игоря Валерьевича может быть много, но все больше самой вероятной из них выглядит беспокойство за судьбу более 600 тыс. т технологической нефти.
Уже после событий с отстранением Лазорко Минэнергоугольпром и «Нафтола» предприняли попытку провести проверку документов и инвентаризацию технологической нефти. Напомним, что этот ресурс «Укртранснафта» хранит на нефтеперерабатывающих заводах «Привата» и тратит на это 2,5 млн грн в день. На специальном заседании в Минэнерго 26 марта присутствующие констатировали, что доступа в офис компании по-прежнему нет, как нет и возможности попасть на НПЗ для того, чтобы убедиться в физическом наличии этого сырья. «Самый плохой сценарий заключается в том, что госкомпания платит эти деньги за воздух», – прокомментировал ситуацию на условиях анонимности специалист Минэнерго.
При этом выяснилось, что «Укртранснафта» арендует у «Привата» резервуары для хранения почти 400 тыс. т нефти при том, что сама обладает свободными емкостями аналогичного объема. «Резервуары выведены из эксплуатации под разными предлогами, также есть участки нефтепроводов, куда можно вернуть технологическую нефть, но «Укртранснафта» отказывается предоставлять какую-либо информацию о возможности использования этих мощностей для приема технологической нефти и снижения колоссальных затрат на ее текущее хранение», – говорит представитель отраслевого министерства. По его словам, также рассматривался вариант продажи этой нефти для переработки «Привату» по рыночным ценам, но группа это предложение отклонила.
Избранная «Приватом» тактика по сохранению своих позиций в нефтетранспортной компании укрепляет уверенность в том, что либо технологической нефти уже нет, либо она далеко не вся. В пользу этой версии говорит и тот факт, что с осени 2014 г. Кременчугский НПЗ «Укртатнафта» перестал отчитываться перед контролирующими органами, в частности перед Минэнергоугольпромом, об объемах переработки сырья и выпуске нефтепродуктов.
Источники в отрасли не исключают, что глобальная инвентаризация деятельности Лазорко на своем посту поможет сделать и другие сенсационные открытия, например, отсутствие нефти на тех участках, где она по документам должна быть. Неужели опять услышим про русских диверсантов и ОПГ Еремеева или еще кого-то?
Бельгийский шиш вместо дивидендов
Не собирается Игорь Валерьевич поворачиваться лицом к государству и по вопросам, связанным с «Укрнафтой». Центральным пунктом здесь является выплата почти 2 млрд грн дивидендов, которые были распределены на собрании акционеров еще в октябре 2014 г. В начале марта Коломойский открыто заявил, что государство никогда не увидит своих дивидендов, так как днепропетровский лидер имеет встречные претензии к государству по другим аспектам деятельности «Укрнафты», которые он оценил в 100 млрд грн. Потом «Укрнафта» заявила, что, мол, срок выплаты дивидендов истекает 10 апреля, дав понять, что время у компании еще есть. Однако уже после своего увольнения с губернаторского поста Коломойский вновь повторил тезис о том, что денег от него в казну ждать не стоит.
Одновременно началась подготовка контроперации по противодействию смене менеджмента «Укрнафты», возможность чего государство получило после принятия Закона «Об акционерных обществах», которым снижается кворум проведения собраний с 60 до 50%. Это открывает «Нафтогазу Украины» как держателю 50% + 1 акция путь к проведению собрания и смене не только главы правления, но и всего правления. В свою очередь, именно лояльный «Привату» менеджмент уже 12 лет обслуживает интересы исключительно миноритарного акционера, чему есть масса свидетельств. Наилучшее из них – невыполнение решения собрания акционеров о выплате дивидендов.
Не вызывает сомнений, что попытка сменить органы управления «Укрнафты» будет всячески блокироваться. Первая ласточка прилетела на днях в виде иска от некоей днепропетровской конторы «ФК Гамбит», акционера «Укрнафты», требующего признать нелегитимным решение октябрьского собрания акционеров компании в части назначения наблюдательного совета. Цель понятна – нейтрализовать набсовет, который по новому закону может НАКовскими шестью голосами отстранить председателя правления и назначить временно исполняющего обязанности.
Правда, есть еще один нюанс. Как уже отмечалось, Арсений Яценюк в противостоянии президента и днепропетровского губернатора ясно обозначил свою сторону. Внешне это был нейтралитет, премьер не комментировал, но в ситуации, когда решается судьба нефтегазовых госкомпаний, это можно трактовать однозначно – Яценюку ближе интерес Коломойского. Собственно, это уже было ясно и по ходу продвижения упомянутого закона «об «Укрнафте», когда в ходе первого голосования «Народный фронт» дал всего 15% голосов от общего их числа во фракции, а впоследствии и по забавному петлянию Андрея Иванчука, который никак не мог собрать свой комитет для одобрения этого закона перед вынесением в зал. Между тем именно Кабмин дает «Нафтогазу» задание на голосование на собраниях акционеров. Как думаете, даст?
В этой ситуации Яценюк что-то должен будет делать, иначе остатки рейтинга догорят очень быстро. Что это будут за действия, премьер уже дал понять. Он, в частности, заявил, что в «Укрнафту», «Укртранснафту» и даже «Укртатнафту» будут назначены иностранные менеджеры. Ирония момента в том, что «Укрнафта», которая динамично теряет добычу нефти и газа, в 2013 г. «уронила» прибыль в семь раз при рекордных ценах на нефть, а сегодня не платит державе налоги (ренту) и причитающиеся дивиденды, с 2010 г. управляется… бельгийцем Питером Ван Хеке. По имеющимся данным, человек получает от наполовину государственной «Укрнафты» около 2 млн долл. в год и при этом фактически не появляется в офисе компании, занимаясь своими делами на родине. Тем временем Арсений Петрович продолжает повторять мантру про иностранцев как панацею от всех наших бед.
На страже порта
Есть вопросы и к президенту. Общественность продолжает жевать слухи о возможной конфигурации расставания с Коломойским. Весьма показательным индикатором желания Порошенко поставить олигарха на место станет решение в отношении его партнера Игоря Палицы, губернатора Одесской области, открыто назначенного по рекомендации Коломойского в мае 2014 г. В отрасли ни для кого не секрет, что в оперативном режиме нефтяным бизнесом «Привата», в том числе и «Укрнафтой», занимается как раз Палица. В целом они очень близки, например, оба давно перевезли свои семьи в Женеву, где проводят основное время (даже несмотря на губернаторские посты). Убрать Коломойского и оставить Палицу — такое решение, мягко говоря, оставляет большие сомнения в твердости гаранта бороться с олигархами. Между тем выкорчевывание олигархов видится просто необходимым, так как их влияние на процессы в стране становится крайне опасным.
Например, есть основания считать, что Игорь Палица приложил немало усилий для недавнего увольнения главы таможни Анатолия Макаренко. Невероятно, но нашумевшая СМС-переписка одесского губернатора с нардепом Хомутынником, засветившимся, к слову, вместе с Коломойским в офисе «Укртранснафты» той памятной ночью, легла в основу выводов спецкомиссии по расследованию деятельности главного таможенника. «Ничего они не нашли, в выводах написали, мол, основной фактаж был изложен в показаниях Хомутынника и его переписке с Палицей», – рассказал на условиях анонимности коллега Макаренко. Напомним, в той переписке речь шла об экспорте орехов…
Между тем есть основания считать, что Макаренко давно мешал одесскому губернатору. За неполный год в Одессе сменилось семь (!) и.о. главы областной таможни – ни один из них не был одобрен губернатором (оказывается, есть такая процедура). «Растаможка нефтепродуктов, поставляемых «Приватом» в одесские порты, всегда проходит со скандалом, всегда есть попытки сильно занизить таможенную стоимость для уменьшения начисления НДС, – рассказывает таможенник, попросивший не называть его имени. – А после каждого такого случая жди сюжет по «1+1» или сообщения в прессе о таможенниках-коррупционерах».
Однако не приходится исключать, что держаться за Одессу «Приват» заставляют другие поставки. Как ранее сообщало ZN.UA, по итогам 2014 г. почти треть бензина, проданного заправками «Привата», имела неизвестное происхождение. Иначе говоря, бралась из ниоткуда. Оценочно продажи бензина группой составили 930 тыс. т, тогда как контролируемая группой «Укртатнафта» произвела около 460 тыс. т, а по импорту было завезено 150 тыс. т. Таким образом, 320 тыс. т, или 30% продаж, «возникли из воздуха». Значит, с них не были уплачены и налоги. В ценах и при валютном курсе прошлого года акциз и НДС на таком объеме составили около 2,5 млрд грн. Мог ли этот объем или его часть «незаметно» зайти через одесские порты? Вполне возможно. Нужен ли админресурс для такой деятельности? Однозначно.
«У нас были и есть вопросы по движению танкеров и их сливу на терминалы «Одеснефтепродукта», «Синтез Ойла» и «Эксимнефтепродукта», мы двигались к разгадке, после увольнения Макаренко дело остановилось», – говорит источник в Государственной фискальной службе. Ситуация в том, что даже если «контрабаса» бензина в Одессе нет, вопрос его возникновения в огромных объемах в крупнейшей сети, да и не только в ней, все равно остается в повестке дня.
***
Резонанс, вызванный увольнением Коломойского в контексте роли этого человека в новейшей истории Украины, вскрыл массу противоречий и заблуждений. Почему «Беню» начали щемить столь открыто? Все крадут, а этот хоть на страну что-то тратит… Не надо трогать Коломойского, не раскачивайте лодку, сейчас не время. Да ему за заслуги перед Отечеством вообще надо отдать эту «Укртранснафту»!.. Это неполный перечень тезисов, прозвучавших, в том числе, и от весьма известных людей и журналистов в ходе обсуждения последних событий.
Вместе с тем ситуация выглядит следующим образом. Никто не забирает у Коломойского активы, речь идет о возврате государства к управлению своими компаниями и долями в них. Мы ходим по миру с протянутой рукой, ящики для сбора денег на армию стоят на каждом углу, тогда как причитающиеся государству деньги уходят в чужой карман. При этом страдает не абстрактное государство, а каждый его гражданин, которому принадлежит народное добро в виде госкомпаний. И который будет отдавать те займы, которые сегодня страна вынуждена брать на Западе, так как не может взять причитающееся по закону из-за обосновавшихся на этих госактивах олигархов. У Игоря Коломойского останется его бизнес и возможность зарабатывать, но не за счет государства. По большому счету, речь о том, что он будет зарабатывать не десять, а пять миллиардов гривен в год. И что маржа с литра проданного бензина у него будет не 5–6 грн, а 1,5–2 грн, как и у остальных.
Но, как видим, его это не устраивает. Можно согласиться разве что с тем, что реально есть риск прихода на место Коломойского в госкомпаниях других деятелей. Но значит ли это, что не нужно проводить реформы и, в частности, отлучать олигархов от кормушки? Просто постановка Коломойского в один ряд со всеми остальными предпринимателями страны должна быть доведена до конца, и так должно быть со всеми олигархами. Именно избирательность внушает недоверие к реформам и порой к очень правильным переменам.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти