Казавшиеся еще год назад фантастикой цены на бензин и дизтопливо заставляют вплотную задуматься о переходе на пропан-бутан даже тех, кто раньше и думать не хотел о смене топлива. В связи с этим времена, кода установку газо-баллонного оборудования (ГБО) можно было заказать в пятницу на понедельник, прошли. В начале 2015 г. в зависимости от региона, калибра установщика и модели автомобиля, очередь на установку ГБО растягивается от недели до месяца. Новые реалии рынка бросают новые вызовы установщикам оборудования, к которым готовыми порой оказываются не все. Чем живет важная для рынка сжиженного газа отрасль – в коротком обзоре OilNews.
Баллонный дефицит
Опрошенные OilNews менеджеры компаний, занимающихся установкой ГБО, считают основной причиной появления длинных очередей дефицит необходимого оборудования на складах. Кроме того, по словам начальника отдела развития корпорации «УкрАвто» Александра Чаленко, на длину очереди влияет количество и производительность предприятий, которые занимаются установкой ГБО в конкретном регионе. В столице, по его словам, таких предприятий насчитывается около двух десятков.
Рост числа клиентов на фоне проблем с закупкой валюты породил дефицит газо-баллонного оборудования на складах. Причем, как выяснил OilNews, системы тут нет. У некоторых установщиков в дефиците самые ходовые комплекты 4-го поколения, предназначенные для использования в авто с 4-цилиндровыми моторами объемом до 2 литров. У других с таким оборудованием проблем нет – оно пользуется массовым спросом и завозится в достаточных объемах. А вот к росту спроса на газификацию представительских моделей с более крупными моторами, установщики оказались не готовы, поэтому владельцам престижных авто приходится ждать своей очереди до двух месяцев.
По мнению опрошенных OilNews установщиков, в 2015 г. спрос на дорогостоящее ГБО, предназначенное для установки в престижные автомобили, будет расти опережающими темпами.
Начальник отдела продаж ГБО Группы компаний АИС Вячеслав Юрченко добавляет, что при таком росте спроса на газо-баллонное оборудование было бы логично увеличить число постов его установки. Однако владельцы СТО не спешат делать этого, поскольку считают такой шаг рискованным: рост этого бизнеса может быть временным и после того, как потребность в ГБО пойдет вниз, дорогостоящее технологическое оборудование и складские запасы комплектующих «зависнут» - уже проходили. В то же время, по словам Юрченко, несмотря на удорожание сжиженного газа в марте, массового бегства из очереди на установку ГБО не наблюдалось.
Директор компании «Авто Газ Глобал Трейдинг» Юрий Волохоненко рассказал OilNews, что после того, как разница в стоимости бензина и газа стала трехкратной, наплыв клиентов превысил даже самые оптимистические прогнозы. В результате, у установщиков ГБО очередь на установку увеличилась до полутора месяцев. Однако после того, как цены на бензин отступили, а сжиженный газ подорожал, желающих газифицировать свое авто стало меньше, а очередь сократилась до месяца.
Бесплатный кредит за 23%
Украинский сегмент интернета пестрит предложениями об установке ГБО в кредит. Однако в реальной жизни такие услуги оказывает не так уж много инсталляторов. В частности, от кредитования «газо-баллонных» отказались в Группе компаний АИС. Временно прекратили кредитование клиентов и отделы по установке ГБО прочих крупных игроков автомобильного рынка.
Наибольшую активность в ГБО-сегменте кредитования проявляет «Приват Банк». Наличие платежной карты этого финучреждения, в большинстве случаев, является основным, а подчас и единственным условием расчета за оборудования в несколько платежей.
В офисе установщика или финучреждения вас активно убеждают в том, что банк предоставляет вас кредит почти бесплатно, просто из альтруистических соображений. На самом деле альтруизм, как и сыр в мышеловке, имеет свою стоимость.
По данным компании «Центр газа» при оплате ГБО стоимостью 10 тыс. грн частями по 1000 грн в течение 10 мес., первый платеж составит 1160 грн (1000 грн. + 1,6%). Каждый последующий платеж обойдется в 1,9% от общей стоимости кредита. Таким образом, переплата за 10 мес. составит 1870 грн. К этой сумме необходимо добавить платеж в размере 4% за пользование кредитными средствами – еще 400 грн. Итого переплата в нашем случае составит 2270 грн или 22,7%. Заметим, что это не самая дорогостоящая схема кредитования.
Проведенный OilNews опрос показал, что средняя стоимость комплекта ГБО-4 для 4-цилиндрового мотора сегодня колеблется в пределах 11-16 тыс. грн. Это означает, что обслуживание кредита на покупку и установку газо-баллонного оборудования обойдется в 2951-4994 грн.
Можно ли сократить эту сумму? Да!
Установщики отмечают, что в большинстве случаев ГБО приобретается по потребительским кредитам. В этом случае, согласно кредитному договору кредитополучатель имеет возможность беспроцентного погашения кредита в первые 55-60 дней с момента его получения. Но тут срабатывает психологический аспект, который Александр Чаленко назвал «эффектом утоления жажды» – за воду страждущему путнику предлагают рассчитаться позже и без переплат, но после того, как жажда утолена, клиент расслабляется, тянет время и «попадает на проценты». Кстати, точно так же многие клиенты упускают возможность досрочного погашения кредитного договора без штрафных санкций, что заметно снижает суммарную стоимость обслуживания кредита.
Пробег за экономией
Переход с бензина на газ несколько увеличивает аппетит силового агрегата. И, тем не менее, газификация автомобиля быстро окупается.
Примем годовой пробег автомобиля равным 10 тыс. км, средняя стоимость газа «на пистолете» в Киеве по состоянию на 1 апреля – около 10 грн, бензина – 20,75 грн/л, расход топлива в бензиновом режиме – 10 л/100 км, в газовом – 11.
За год автомобилисту придется купить 1000 л бензина и потратить на горючее 20 750 грн. Для газа эта сумма составит 11 000 грн. Таким образом, при пробеге 10 тыс. км годовая экономия на топливе составит 10 750 грн. Это означает, что при стоимости ГБО 12 тыс. грн оно окупится примерно за 14,5 месяцев. С увеличением годового пробега и «аппетита» бензинового силового агрегата срок окупаемости ГБО быстро сокращается. Но это еще не все.
Автомобилистам необходимо знать, что часть затрат на переоборудование авто под ГБО (около 1000 грн) может возместить государство. В соответствии с п.п.166.3.7 п.166.3 ст.166 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI с изменениями и дополнениями, налогоплательщик (физическое лицо) имеет право на налоговую скидку за переоборудование своего авто под один из видов биотоплив, включая биоэтанол, биодизель, сжатый или сжиженный газ.
Но здесь есть важный нюанс, который необходимо учитывать при выборе установщика ГБО. Документы, необходимые для «налоговой компенсации» выдаются только легальными станциями, которые платят все налоги. Подпольные «гаражные» кооперативы общаться с фискальными органами желанием не горят и документов, необходимых владельцу автомобиля для компенсации затрат на установку ГБО не дают.
Такая скидка предоставляется непосредственно после установки ГБО. Чтобы ее получить, в налоговую инспекцию необходимо предоставить платежные и расчетные документы, которые подтверждают расходы за переоборудование (квитанции, фискальные или товарные чеки, приходные кассовые ордера, копии договоров, которые идентифицируют продавца товаров (работ, услуг) и их покупателя (получателя).
Согласно п.п.166.2.1 п.166.2 ст.166 НКУ в этих документах в обязательном порядке должна быть отражена цена таких товаров, работ или услуг, а также срок их продажи, выполнения или оказания. После газификации автомобиля, согласно «Порядку переоборудования транспортных средств», утвержденным постановлением КМУ от 21.07.10 №607, необходимо провести ее оценку соответствия требованиям общих правил, нормативов и стандартов Украины. По окончанию оценки выдается сертификат такого соответствия.
Таким образом, чтобы обратиться за налоговой скидкой за установку ГБО, на руках нужно иметь два основных документа – чек об оплате за услуги автосервиса и акт технической экспертизы для переоборудованных транспортных средств. С этими документами нужно посетить налоговую инспекцию для оформления скидки. С собой необходимо взять декларацию об имущественном состоянии и доходах, документ с перечнем сумм затрат, которые включаются в состав налоговой скидки, оригиналы и копии паспорта и техпаспорта с отметкой об установке ГБО, акта приема-передачи ГБО и платежного (расчетного) документа об оплате. Кроме того, вам потребуется заявление на возврат денег по кредиту, но его лучше писать в офисе налоговой по утвержденному образцу.
Кстати, большинство автомобилистов не знает о налоговой скидке за установку ГБО. По данным бывшего департамента налогообложения физлиц Государственной налоговой службы, в 2012 г. правом получения налоговой скидки воспользовалось 20 (двадцать) человек. Между тем, в то время размер скидки составлял 10-15% от стоимости оборудования и работ по его установке.
***
Затраты, цены, расход топлива, пробег и т.д. – исчисляемые и, казалось бы, понятные любому автомобилисту категории. Однако, как утверждают операторы рынка ГБО, основная масса клиентов так и не научилась работать с калькулятором, и принимают решение о переходе на пропан-бутан или отказе от оного импульсивно: подорожал бензин – бегом на СТО, подтянулся газ к бензину – желание отпало. Тем не менее, окупаемость этой инвестиции все еще весьма привлекательна. Но поскольку даже привыкший экономить потребитель по-прежнему принимает решение на эмоциях, ему можно и нужно помогать. В прессе, по радио, на заправках, во Всемирной паутине – всюду, где можно.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти