У початок
"Укрзалізниця" сдает назад-2

"Укрзалізниця" сдает назад-2

В прошлом номере речь шла о тендере "Укрзалізниці" на покупку 65 тыс. т дизельного топлива более чем на миллиард гривен (событие произошло 22 декабря).

Победить в торгах компании "ВОГ Аэро Джет" удалось благодаря готовности предоставить железнодорожникам скидку в размере около 2300 грн/т, или более 10% от рыночной цены. Но после подписания договора поставлять топливо трейдер отказался, требуя пересмотра цен в связи с некими новыми обстоятельствами. Менеджмент "Укрзалізниці" в лице Центра обеспечения производства (ЦОП) вместо того, чтобы призвать хитрого поставщика к исполнению обязательств и наказать по всей строгости закона, воспользовался другой его нормой и полностью удовлетворил требования ВОГ, согласившись доплатить более 100 млн грн. Тем самым вся "экономия" была перечеркнута, а по ряду лотов появилась угроза превышения цен над рыночными. При этом множественные рыночные индикаторы показывают, что никаких оснований для пересмотра цен не было. Как в таком случае клеркам ЦОП и "ВОГ Аэро Джет" удалось провернуть столь дерзкую операцию? Дьявол, как всегда, в деталях.

"Мы сделали запрос в Министерство экономики, а именно — в ГП "Держзовнішінформ" (ДЗИ), которое отвечает за выдачу ценовых справок. Получив ответ, мы сравнили цены на момент торгов и после: повышение цены даже с вычетом повышения акциза превышало 11%. Тендерный комитет рассмотрел эти аргументы и принял решение о поднятии цены на 9,98% по четырем контрактам и по одному на 8,9%", — так глава ЦОП Виталий Цвигун (на фото) описал основания для повышения цен в интервью Центру транспортных стратегий. "Повторюсь, что у государства есть компетентный орган, который готовит справки о ценах, — это ГП "Держзовнішінформ", — его же цитата. "Официальным источником, который ПАО "Укрзалізниця" может использовать для определения рыночных цен на те или иные товары, являются выводы экспертных учреждений (например ГП "Держзовнішінформ")", — это вещает ЦОП в одном из своих ответов на вопросы журналистов. О существовании неких официальных данных, из-за которых пришлось согласиться на повышение цен на дизтопливо, обреченно говорит и глава УЗ Войцех Балчун…

Дьявол из трех букв

Что это за ДЗИ, которому Центр обеспечения производства уделяет столько внимания? Все просто: справки о рыночных ценах от этого госпредприятия воспринимаются как истина в последней инстанции. Согласно закону о госзакупках, цену можно пересмотреть в случае резкого изменения рыночной конъюнктуры. И кто-то эти изменения должен подтвердить. Неизвестно, с какого перепугу, но "Укрзалізниця" в своих договорах таковым официальным источником информации четко указывает именно "Держзовнішінформ". Между тем мне не удалось найти документ, который бы наделял ДЗИ подобными эксклюзивными правами.

"В одном из разъяснений Минэкономики по поводу источника информации о рыночных ценах для госпредприятий указывалось, что таковым может быть "Держзовнішінформ". Но это приведено в качестве примера, а не прямого указания пользоваться данными только этого предприятия. Тем не менее "Укрзалізниця" трактует это именно так", — говорит один из детективов НАБУ на условиях конфиденциальности. В разъяснении Минэкономики (которому формально подчинятся ДЗИ) №3302-05/ 11398-07 от 7 апреля 2015 г., которым, в частности, руководствуется и УЗ, говорится, что единственным специальным уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере статистики является Госстат Украины, к которому ДЗИ не имеет никакого отношения.

"Перечень органов, учреждений, организаций, которые уполномочены предоставлять соответствующую информацию относительно колебаний цен товара на рынке, не является исчерпывающим", — говорится в разъяснении МЭРТ. Иными словами, пользоваться можно неограниченным количеством источником цен на нефтепродукты. Отметим, что в Украине есть четыре агентства, специализирующихся на сборе и анализе цен на нефтепродукты, а одно из них является даже международным. Здесь же отметим, что ДЗИ не имеет в своей структуре отдела мониторинга цен на нефтепродукты, не содержит штат операторов сбора этой информации. Данные о ценах он покупает у одного из четырех вышеупомянутых агентств, но, судя по всему, использует их исключительно в справочном порядке. И главное, результаты подобных своих изысканий о ценах на топливо "Держзовнішінформ" нигде не публикует. О том, почему оно этого не делает и почему "железка" пользуется только данными ДЗИ, ниже.

Любой каприз за ваши деньги?

Госпредприятие "Держзовнішінформ" неоднократно оказывалось в эпицентре коррупционных скандалов в сфере госзакупок, так как выдаваемые им на коммерческой основе справки о ценах часто вызывают вопросы экспертной общественности и правоохранителей. На рынке все знают, что ДЗИ всегда открыто к "тесному и взаимовыгодному" сотрудничеству с клиентами.

Но вернемся к нашему тендеру. Данные мировых котировальных агентств и "Консалтинговой группы А-95" соответственно говорят, что ни в мире, ни на внутреннем рынке особых колебаний цен на дизельное топливо не было. Отмечу, что здесь не учтено повышение акцизного сбора, так как эта поправка была отдельно внесена в контракты с ВОГ 16 января с.г.

Хочу обратить внимание на интересную деталь: чтобы обосновать повышение цены по контрактам с ООО "Трейд Коммодити" в декабре 2016-го, ЦОП приводил диаграмму роста мировых цен на дизтопливо, а также ссылался на данные "Консалтинговой группы А-95", которые подтверждали наличие предпосылок для пересмотра контрактов (подробнее см. здесь). Однако при пересмотре более объемного контракта с ВОГ почему-то отказался от такой безусловно позитивной практики. Почему?

Ответ один: данные открытых источников не давали оснований Центру обеспечения производства во главе с Виталием Цвигуном и главе тендерного комитета Ирине Гордеевой пересматривать контракт с "ВОГ Аэро Джет". Но это было сделано с помощью справок ДЗИ.

Как показывает проведенное расследование, для этого ДЗИ, ВОГ и ЦОП разработали своеобразное ноу-хау: если раньше предметом скандалов становились справки с явно завышенными ценами, то в январе 2017 г. сделали наоборот — задним числом была выдана справка о низком уровне цены в декабре, что дало требуемую динамику роста! Так, если на день проведения самого крупного тендера — 22 декабря 2016 г., по данным "Консалтинговой группы А-95", средняя рыночная цена на вагонные партии дизельного топлива составляла 20830 грн/т, то согласно справочке ДЗИ — 18500 грн! Но информация эта закрыта, о наличии такой справки сообщили источники в "Укрзалізниці" и правоохранительных органах. Впрочем, особых сомнений в ее наличии нет. Если бы не справки ДЗИ, повышение цен означало бы для менеджмента ЦОП прямой путь в тюрьму. Но, видимо, выбрали путь кривой: на запрос предоставить данные о ценах 21–23 декабря 2016 г. в ДЗИ любезно предложили заплатить 40 тыс. грн (это в государственной-то компании) и подождать от недели до месяца. Как выяснилось, это был еще и неплохой вариант, так как в ЦОП ответили… отказом.

Почему 22 декабря цены в 18500 грн/т на рынке не было? Во-первых, она противоречит данным других агентств. Во-вторых, она в некоторой степени противоречит данным самого ДЗИ! Как показано на рисунке, данные ДЗИ о ценах на дизтопливо в декабре-январе, собранные из разных источников, в целом коррелируют с данными "Консалтинговой группы А-95". Исключение составляет один день — 22 декабря 2016 г. Собранные из разных источников данные показывают: ценовая справка ДЗИ от 20 декабря — 20370 грн/т, 21 декабря — 20420, а согласно предъявленной в конце января справке ДЗИ цена на 22 декабря составляла уже 18500 грн/т, или рухнула за день на 9,6%!

В 2017-м будет уже 20 лет, как автор этих строк профессионально мониторит украинский и мировой рынок нефтепродуктов и не может вспомнить, чтобы оптовые цены менялись за день на 9%. И уж точно таких дней не было в декабре 2016 г., когда по рынку шло повышение и уж никак не спад. Теперь становится понятно, почему ДЗИ, в отличие от других агентств, не публикует архивные данные о ценах. Открытые архивы трудно корректировать, а "интимно" выдаваемые справки — можно.

Но, говорят, на этот раз у троицы ДЗИ—ВОГ—ЦОП промашка вышла. По данным источников, в декабре 2016 г. ДЗИ неосмотрительно выдало справку о ценах на 22 декабря 2016-го, указав там реальную рыночную цену, а не 18500 грн/т. Подтверждают это и данные… главы "Укрзалізниці" Войцеха Балчуна, который 8 февраля опубликовал цены ДЗИ без упоминания о 18500 грн/т.

По последним данным, январский пересмотр цен "Укрзалізницею" уже послужил достаточным поводом для возбуждения дела Национальным антикоррупционным бюро и пристального рассмотрения прокуратурой и СБУ.

Польским молодцам урок

Коррупционный сговор или служебная халатность — с этим будут разбираться силовики. По идее, должен был бы с этим разобраться и г-н Балчун. Пока же польский экспат упорно продолжает транслировать слова ЦОП об обоснованности повышения цен и о действующем украинском законодательстве.

"Мы можем закупать только в ProZorro, только по правилам ProZorro выбирать минимальное предложение. Эта же система допускает повышение цены контракта до 10% несколько раз. И это создает условия для существования схем", — заявил глава УЗ на недавней пресс-конференции. "Статистическая организация (ДЗИ. — С.К.) дала необходимое подтверждение росту цен на рынке. Мы передали их государственным органам. Это все, что мы можем сделать", — обреченно резюмировал ж/д-менеджер.

А теперь давайте посмотрим, что можно было бы сделать, будь менеджмент УЗ профессионально настроен на борьбу за минимальные цены и против схем. Прежде всего, жестко контролировать ЦОП и, в частности, закупки топлива, ведь это — крупнейшая статья расходов монополии, от этого зависит прибыль предприятия. Далее, наряду с ДЗИ официально использовать еще четыре источника информации о ценах (ЦОП их и так применяет, но только тогда, когда ему это выгодно для манипуляций). Без наличия оснований для пересмотра контрактов (а таких оснований, как выяснилось, не было) посылать поставщика… работать над действующими контрактами по действующим ценам. Если контрагент не согласен, начинать процедуру расторжения договоров, согласно которым за невыполнение их условий на поставщика налагаются весьма существенные санкции на десятки миллионов гривен. Кто это там пищит? Это "заряженные" клерки из ЦОП начинают говорить об отсутствии запаса топлива. В этом случае проверить и при необходимости пересмотреть цену на один-два самых дешевых лота (в нашем случае по 22421–22663 грн/т), чтобы хватило до следующих торгов, остальные контракты расторгнуть. Если подозрительные торги проведены, срочно провести служебное расследование с отстранением всех ответственных лиц до выяснения обстоятельств и в случае выявления злоупотребления служебным положением или халатности обратиться в правоохранительные органы. Да, надо будет назначать новых людей. Но что мы слышим от Балчуна? "Мы нашли отличного менеджера. Он приезжал сюда дважды. Но он просто испугался", — пожаловался Балчун. Это было летом, прошло полгода, где новый человек?! Его отсутствие только на одном рассмотренном тендере обошлось УЗ более чем в 100 млн грн… А сколько таких тендеров?

Не вызывает сомнений, что после четких и жестких действий, когда все поймут, чем рискуют, игры на топливных и не только тендерах УЗ быстро закончатся. Именно отсутствие перемен, аморфность менеджмента и сохранение терпимости к коррупции готовят почву для новых скандалов вокруг "Укрзалізниці". Именно на таком фоне 6 февраля 2017 г. прошли тендеры компании на закупку 125 тыс. т. дизтоплива общей стоимостью 2,775 млрд грн. Но уже можно уверенно утверждать: поставок по заявленной цене не будет, так как цена ниже себестоимости, а это значит, что вскоре мы опять станем свидетелями процесса пересмотра цен, новых ярких справок ДЗИ и победоносных заявлений Центра обеспечения производства и "Укрзалізниці". "Мы сэкономили около 1000 грн на тонне", — уже заявил глава ЦОП Виталий Цвигун. Началось…

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти