В стране появился новый производитель топлив хорошего качества – Шебелинский ГПЗ «Укргаздобычи». Поверить в это сложно, особенно учитывая, что за этим заводом прочно закрепилась противоположная репутация. 13 июля производитель пригласил своих клиентов обсудить новую реальность в свой загородный комплекс «Червона Рута».
Мероприятие, заявленное как круглый стол, на деле обернулось небольшой конференцией, в ходе которой продавцам и покупателям удалось больше узнать о потребностях друг друга. Кроме существующих участников электронных торгов УГД на встречу прибыли трейдеры, которые еще в пути на аукционы, а также представители так называемых «конечников» – потребителей нефтепродуктов.
В ходе общения хорошо чувствовался определенный скепсис в отношении нового качества шебелинских топлив. Уж очень глубокий след в сознании рынка оставил многолетний статус «шебеля» (который то и заводом в отраслевой среде считают не все) как производителя заурядных и недорогих топлив. Как выяснилось, доказать покупателю, что паспортные показатели бензинов Шебелинского завода отвечают современным международным стандартам, непросто. Открытое общение с клиентами на эту тему – одна из целей мероприятия.
Важность намерений своим присутствием подчеркнул глава компании Олег Прохоренко, которому лишь в последний момент удалось выкроить место в своем графике для общения с клиентами коммерческого департамента. В своей краткой речи лидер УГД больше говорил не о качестве топлива, а о качестве управления крупнейшей газодобывающей компанией страны. Убедительности словам Прохоренко добавляет то, что реальные перемены в «Укргаздобыче» налицо, и с этим трудно спорить. К слову, глава компании, которая в связи с повышением цен на природный газ, очевидно, станет в этом году крупнейшей в стране, приехал на мероприятие на аскетичном Ford Mondeo.
От прозрачного управления к прозрачному бензину
«Сегодня я и сам узнал о компании кое-что новое. Оказывается, мы скоро перейдем на электронные экспортные торги нефтепродуктами», – сказал в ходе общения глава компании, отметив, что еще недавно этот шаг был на уровне намерений.
По словам директора по коммерческим вопросам Сергея Федоренко, в появлении высококачественных бензинов на Шебелинке нет никакой магии: «Есть технологии, есть специалисты и есть ежедневная кропотливая работа. Вот и все».
Жертвой налаживания облагораживающих процессов стала часть мощностей первичной переработки. На сегодняшний день реальная мощность Шебелинского ГПЗ, запроектированного под переработку 1 млн т сырья в год, составляет около 600 тыс. т в год– накладывают ограничения возможности по обессериванию. Это значит, что больше 500 тыс. т «светлых» Шебелинка пока не даст.
Виктор Хруленко, еще недавно «топ» Полтавской газонефтяной компании, а сегодня – руководитель перерабатывающего крыла УГД, говорит, что выпуск бензинов с серой до 8 ppm – реальность. «Около 40% производства по факту полностью соответствует классу Евро-5 (до 10 ppm, – ON), по остальному объему содержание серы 13-14 ppm», – сообщил Хруленко. «Я впервые видел такой бензин. Он полностью прозрачный, как вода!» – не скрывал эмоций Федоренко.
Он также сообщил, что на заводе уже идут работы по наполнению и последующей аккредитации на Шебелинском ГПЗ современной лаборатории, которая будет выдавать сертификаты на каждую партию. Пока независимое подтверждение качеств шебелинских бензинов сделала сюрвейерская компания «Сейболт-Украина».
Дизель к сентябрю
Но в центре внимания, безусловно, находится дизтопливо, и по реакции аудитории это хорошо чувствовалось. Как и анонсировалось ранее, монтаж комплекса гидроочистки на заводе планируют завершить в начале сентября – в процессе поставка и испытание катализатора. В компании ожидают, что серы в шебелинском дизтопливе будет не больше 50 ppm (стандарт Евро-4), тогда как сегодня это 1000+ ppm (Евро-2). Впрочем, монтируемое оборудование позволит компании вычистить дизель и до Евро-5, что потребует более интенсивного использования катализатора, а значит – увеличения расходов.
Но нужен ли рынку исключительно Евро-5? Или есть спрос на Евро-4? В ходе общения большинство трейдеров высказались о том, что полный переход на Евро-5 пока не обязателен. Были и другие мнения. Например, Вадим Юхименко из «АЗС–Татнефть–Украина» считает, что в стране уже есть устойчивый спрос на Евро-5.
«Дизельные двигатели новых комбайнов John Deer, которые работают в крупных агрохолдингах, очень требовательны к качеству. К сожалению, логистика у них налажена не всегда хорошо, и когда топливо в поле заканчивается, они просто едут на АЗС – другого выбора нет. И в рознице мы должны быть готовы дать им высококачественный продукт, поскольку стоимость ремонта очень высокая», – заявил топ-менеджер сети.
Переходить ли полностью на производство дизельного топлива Евро-5 или оставить структуру производства в данной пропорции – сугубо финансовый вопрос. «Наша главная цель – заработать средства для вложения их в основную деятельность – бурение и добычу. Если Евро-5 будет востребован на рынке и это отобразится на его цене – мы будем наращивать его выпуск, но пока однозначного ответа от рынка мы не получили», – говорит Федоренко.
По большому счету все упирается в вопрос цены. Например, на рынке есть достаточный спрос и на Евро-2, эксклюзивным правом на производство которого располагает «Укргаздобыча».
«Мы готовы покупать такой продукт, некоторые буксиры предприятия лучше работают на таком топливе, – сказала в кулуарах мероприятия начальник отдела ГСМ агрокомпании «Нибулон» Марина Прилуцкая. – Если на Евро-2 будет хороший дисконт, мы готовы его брать и дальше». По ее словам, потребности «Нибулона», который недавно начал самостоятельные импортные поставки ДТ, составляют порядка 12 тыс. т дизтоплива в год.
Шебелинка-Барселона-реальность
Немало времени было уделено презентации и обсуждению особенностей реализации шебелинских продуктов. Как известно, «Укргаздобыча» остается приверженцем аукционных продаж, в чем достигла впечатляющего результата.
«Мы – госкомпания, более прозрачного механизма продаж не существует», – говорит Сергей Федоренко.
Сделать передовую в госсекторе и за его пределами торговую площадку удалось в партнерстве с «Украинской энергетической биржей». Ее глава Алексей Дубовский сообщил, что на повестке дня – приложение для смартфона, полноценная биржевая торговля нефтепродуктами и сжиженным газом, форварды на поставку топлив. И еще кое-что…
Шебелинское топливо класса Евро-5… С покупкой через телефон, лежа на шезлонге где-нибудь в окрестностях Барселоны… С форвардом на полгода... Это не футуристика, это реальность. Сказка «О гадком утенке» с Шебелинкой в главной роли близится к своему финалу.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти