У початок
Чудеса дешевой нефти

Чудеса дешевой нефти

Начавшееся в июле 2014 г. падение цен на нефть продолжает менять мировой рынок нефти и нефтепродуктов. Затяжной спад, например, дал глотнуть воздуха нефтепереработчикам, многие из которых сошли с дистанции в 2011-2013 гг. из-за переизбытка мощностей. Другой эффект падения нефти – возвращение мировой популярности бензина. Рост его потребления в США и процессы в странах поставщиках нефтепродуктов поставили под вопрос дизельное будущее Европы, и могут сказаться на украинском рынке.

Отношения цен на нефть с ценами на нефтепродукты регулярно всегда в объективе общественностив. Цены на нефть, как известно, зачастую определяются кучей спекулятивных факторов, в то время как стоимость моторных топлив на стеле в значительной мере зависит от покупательской способности населения и налогов. Эта ситуация ярко была проиллюстрирована в 2015 г., когда затяжное падение цен на нефть начало приводить к интересным последствиям. Об этом и не только говорили 12 мая представители ценового агентства Platts в Киеве.

Не из нефти, а из налогов

Слышать о том, что «цены на нефть снижаются, а бензин в Киеве только дорожает» приходится слышать постоянно. Не желая разбираться в фундаментальных вещах, искатели сенсаций исправно транслируют «зраду», которая хорошо ложится в головы реально нищающего населения. Оставив вопросы на мотив «у них там европейские зарплаты», все же хотелось бы обратиться к примеру Европы.

В странах Евросоюза грандиозный обвал цен на нефть с 110 до 40 долл/барр. не нашел аналогичного отражения в ценах на бензин. С июня 2014 по сегодня бензин там подешевел на 16%, а дизтопливо – на 30%. Совершенно другую картину мы видим в США, где за тот же период бензин потерял в цене на 34%, а дизель – на 42%.

По словам редакционного директора департамента стратегических нефтяных рынков Platts Эндрю Боннингтона, на то есть две причины. Во-первых, налоги, которые в штатах одни из самых низких среди развитых стран. Доля стоимости нефти в цене бензина в США – более 40%, поэтому удешевление сырья так сильно понизило ценники на АЗС.

Влияние топливных налогов на динамику цен, %

 

Бензин

ДТ

Снижение цен на бензин*

Снижение цен на ДТ*

США

23

25

34

42

Средняя по ЕС

66

39

16

30

Украина

44

23

26**

34**

* с июня 2014 по май 2016

** в долларах США

Рис. 1. Динамика цен на бензин в разных регионах мира (кликнуть для увеличения)

Рис. 2. Динамика цен на дизтопливо в разных регионах мира (кликнуть для увеличения)

Другая причина – перераспределение маржи на рынке в сторону нефтепереработчиков. В 2014 г. заработки НПЗ нередко заваливались в зону минусов, но на низких ценах нефти заводы глотнули свежего воздуха. «Весь 2015 год маржа нефтепереработки в Европе росла и к сентябрю достигла $8-9/барр. Это даже по меркам хороших годов очень хороший заработок», – отметил Э. Боннингтон.

Рис. 3. Динамика загрузки европейских НПЗ (кликнуть для увеличения)

Естественно, возросшие заработки НПЗ также вложили лепту в замедление снижения розничных цен. Сегодня картина меняется: возобновившийся рост цен на сырье уже снижает маржу переработки. То есть, этот буфер, который недавно тормозил падение цен, сегодня аналогичным образом замедляет их рост.

Рис. 4. Маржи нефтепереработки (кликнуть для увеличения)

Рис 5. Маржи нефтепереработки (кликнуть для увеличения)

Бензин берет реванш

Еще одна интересная тенденция – увеличение популярности бензина в мире. Падение цен на топливо в США, о котором шла речь выше, стимулировало американцев больше пользоваться персональным транспортом, что сказалось заметным увеличением потребления бензина, основного моторного топлива в этой стране.

Рис. 6. Суммарный пробег транспорта в США (кликнуть для увеличения)

Рис. 7. Потребление бензина в США по месяцам (кликнуть для увеличения)

Возросшую потребность США в бензине бросились закрывать европейские производители. При этом, в плане заработка НПЗ бензин также вышел на новые рубежи. Маржа на дизтопливе, которое так любят в Европе, была традиционно выше, чем на бензине, сбывать который нередко приходилось за океан. Сейчас картина меняется и с начала 2015 г. бензин приносит, как минимум, не меньше, чем дизтопливо и авиакеросин (один из самых потребляемых нефтепродуктов в Европе).

Растущий спрос на бензин в США подстегнул цены на него и в Старом свете. Так, если разница в средних ценах бензина и ДТ в 2014 г. по странам ЕС составляла €0,14, то в 2015 г. она выросла до €0,16, а промежуточный результат 2016 – уже €0,18.

Казалось бы, такая ситуация должна была лишь ускорить повальную «дизелизацию» Европы, однако вышло вовсе не так. Согласно данным Platts, за три квартала 2015 г. продажи дизельных автомобилей упали в большинстве стран ЕС.

Рис. 8. Продажи дизельных автомобилей в странах ЕС (кликнуть для увеличения)

Среди основных причин отказа европейцев от дизельных моторов – технологии и экология. Сегодня двухлитровый бензиновый мотор способен дать достойную динамику даже крупному внедорожнику. Разница в экономичности между дизелем и бензином, основной драйвера спроса в Европе, снижается вместе с популярностью первого.

Второй, не свойственный нашим широтам экологический фактор, сильно прозвучал в дизельном скандале Volkswagen. Однако это лишь известные факты антидизельного движения. Например, во Франции сейчас активно продвигаются научные труды, доказывающие бОльшую опасность продуктов горения дизтоплива по сравнению бензином. Под это дело, в частности, администрация Парижа в серьез задумывается о запрете на въезд дизельных автомобилей в центр французской столицы. Все это уже находит отражение в инициативах по повышению налогов на ДТ.

Хотя продолжение дизелизации Европы в краткосрочной перспективе и оказалось под вопросом, говорить о закате эры дизтоплива эксперты не склонны. Анализируя имеющиеся данные, можно сказать, что в среднесрочном периоде дизтопливо будет иметь все шансы вернуть утраченные позиции. Говорить об этом, в частности, позволяет растущее производство ДТ в мире. С 2014 г. в борьбу за рынок дизптолива активно включились саудиты. У традиционных лидеров направления – США и России - объемы хоть и пляшут, но пока остаются на высоких уровнях. Это значит, что в среднесрочной перспективе может образоваться избыток предложения ДТ, что будет тащить цены на него вниз, заставляя потребитель изменить свое мнение.

Рис. 9. Выпуск дизельного топлива основными производителями (кликнуть для увеличения)

А пока бензин возвращает популярность в Европе и США, ключевым производителям дизтоплива, похоже, придется искать новые рынки сбыта. Аналитики обращают особое внимание на падение продаж дизельных автомобилей во Франции, Бельгии и Нидерландах. Эти страны остаются крупнейшими импортерами американского ДТ, а Франция кроме того, потребляет еще и 18% российского экспорта в Европу. По мнению Э. Боннингтона, больше всего нынешняя тенденция ударит по России, экспортные каналы ДТ которой направлены на Европу. Не исключено, что избыток продукции россияне будут пытаться пристроить в Украине.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти