В Германии начался судебный процесс по делу о «дизельном скандале» в автомобильном концерне Volkswagen. Бывшего главы компании на скамье подсудимых (пока) нет, но, скорее всего, его ожидает отдельный судебный процесс, передает DW.
Спустя шесть лет после «дизельгейта», разгоревшегося вокруг немецкого концерна Volkswagen, в земельном суде в Брауншвейге 16 сентября 2021 г. начался судебный процесс. Ранее он несколько раз откладывался из-за пандемии коронавируса.
На скамье подсудимых четыре человека. Они, по мнению прокурора, виновны в установке на нескольких миллионах автомобилей, проданных во всем мире, программного обеспечения, позволяющего манипулировать тестами на соответствие двигателей экологическим стандартам. Все четверо — бывшие, а также по-прежнему работающие в концерне инженеры и топ-менеджеры. Их обвиняют в коммерческом мошенничестве, совершенном по предварительному сговору.
Основной обвиняемый по этому делу — бывший руководитель концерна VW Мартин Винтеркорн в этом процессе не участвует из-за проблем со здоровьем. После нескольких операций на бедре 74-летний обвиняемый пока не в состоянии предстать перед судом, сообщает Reuters. Поэтому в отношении Винтеркорна будет проведен отдельный судебный процесс.
Как возник «дизельгейт»
Шесть лет назад, 18 сентября 2015 г., американское Агентство по защите окружающей среды (EPA) направило письмо в адрес американского подразделения Volkswagen. В нем было указано, что существуют расхождения между показателями уровня выхлопных газов во время проведения тестов дизельных автомобилей VW в США и при их обычной эксплуатации. Агентство обвинило немецкого автогиганта в нарушении государственных экологических стандартов и объявило о начале расследования в отношении VW.
Спустя несколько дней стало известно, что расследование в отношении немецкой компании в США может грозить уголовным преследованием. Тогда несколько топ-менеджеров признали нарушения, совершенные автоконцерном. Как выяснилось, на более чем 9 млн автомобилей марок Volkswagen, Audi, Seat и Skoda с дизельными двигателями, допущенными к эксплуатации в Европе и США в период с 2006 по 2015 гг., было установлено программное обеспечение, позволявшее обойти экологические стандарты. Речь шла о программе, предусматривающей включение системы контроля за выхлопами на полную мощность только во время проверки машины. При этом система отключалась при обычной эксплуатации автомобиля, когда содержание вредных веществ в выхлопах гораздо выше. В результате, по данным EPA, выброс вредных веществ автомобилей превышал установленную норму почти в 40 раз.
Чего ожидают от процесса по «дизельгейту»
Автомобильный эксперт, директор Дуйсбургского исследовательского института CAR Фердинанд Дуденхёффер (Ferdinand Dudenhöffer) заявил DW, что в центре нынешнего судебного процесса окажется расследование в отношении Винтеркорна, который, как надеется эксперт, «скоро предстанет перед судом». Всех пятерых подсудимых прокуратура обвиняет в том, что они знали о манипуляциях. Но кроме обвинений в коммерческом мошенничестве, совершенном по предварительному сговору, речь идет также о незаконной рекламе и уклонении от уплаты налогов. Только по первому обвинению подсудимым может грозить до 10 лет лишения свободы.
Они, в свою очередь, не признают вины, подчеркивая, что передавали всю информацию вышестоящему начальству и не несут ответственность за совершенное преступление, либо же вообще ничего не знали о манипуляциях. Чего, по мнению Дуденхёффера, не может сказать в свое оправдание бывший глава концерна Винтеркорн: «Маловероятно, что тот, кто находится на самом верху, абсолютно ничего не знал». Особенно это касается Мартина Винтеркорна, «который сам техник и знает каждую гайку».
Штефан Братцель (Stefan Bratzel), директор независимого исследовательского института CAM при Высшей школе экономики в Бергиш-Гладбахе, в разговоре в DW подчеркнул, что был бы сильно удивлен, если бы выяснилось, что экс-глава автоконцерна ничего не знал о манипуляциях. У Винтеркорна была цель — обогнать конкурента, японского автопроизводителя Toyota. «Он хотел найти решение, чтобы противопоставить что-то моделям Toyota с гибридным двигателем. Поэтому я не могу себе представить, что он не спрашивал у своих сотрудников, как они это сделали», — говорит Братцель.
Какова роль Винтеркорна
После того, как стал известен масштаб манипуляций, Мартин Винтеркорн ушел в отставку со своего поста. Он сам попросил наблюдательный совет концерна освободить его от занимаемой должности. Глава VW объяснил, что как руководитель предприятия он берет на себя ответственность за вскрывшиеся нарушения: «Я делаю это в интересах концерна, хотя и не считаю, что делал что-то неправильно». Его адвокат Феликс Дёрр (Felix Dörr) заявляет, что экс-шеф VW не знал заранее об установке на некоторые модели автомобилей запрещенного программного обеспечения.
Дизельный скандал уже обошелся автомобильному концерну VW в €32 млрд. Большая часть из них была выплачена Соединенным Штатам в качестве штрафов или компенсации за причиненный ущерб. Кроме того, с исками против компании обратились и тысячи обманутых клиентов. В апреле 2020 г. концерн сообщил о заключении мирового соглашения с 235 тыс. автовладельцев в Германии, в рамках которого им будут выплачены компенсации на общую сумму €750 млн.
Кто заплатит VW за причиненный ущерб
В июне 2021 г. после внутреннего расследования, проведенного концерном VW, Винтеркорна обязали выплатить $11,2 млн в качестве компенсации за причиненный компании ущерб. Кроме того, уже почти год проходит судебный процесс в земельном суде Мюнхена. На скамье подсудимых — бывший шеф Audi, дочернего предприятия VW, Руперт Штадлер (Rupert Stadler), а также три топ-менеджера предприятия. У компании Audi, как утверждают немецкие СМИ, ссылаясь на данные следствия, была особая роль — именно там разрабатывалась программа манипуляций данными о вредных выбросах, которую потом тайно устанавливали на миллионах дизельных автомобилей марок, принадлежащих концерну Volkswagen: VW, Audi и Porsche.
Мюнхенская прокуратура обвиняет 55-летнего Штадлера и еще одного действующего топ-менеджера концерна в том, что уже после того, как факт манипуляций стал известен, компания продолжала торговать на европейском рынке автомобилями, в которых был встроен нелегальный софт. Сам Штадлер все обвинения в свой адрес отрицает. От Штадлера, как и от Винтеркорна, автопроизводитель требует компенсацию за причиненный ущерб.
Справка enkorr
В 2015 г. американские автожурналисты обнаружили, что многие из продаваемых в США дизельных автомобилей Volkswagen распознают тестовый режим и переводят в процессе испытаний силовой агрегат в наиболее экологический режим. Немецкий автогигант признал, что проведенные в США испытания автомобилей с дизельными двигателями на выбросы были «мошенническими».
«Дизельгейт» коснулся не только бренда Volkswagen: под подозрением в использовании мошеннического программного обеспечения оказались также дизельные авто марок Audi, Porsche, Daimler, GM и Fiat Chrysler Automobiles, BMW, Mitsubishi, Opel, Peugeot.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти