У початок

Мировой танкерный рынок попадет в 2022 году под «встречный ветер»

Повторное введение запретов на международные поездки, призванное пресечь быстрое распространение COVID-Omicron, остановило и без того неустойчивый разворот к росту ставок и доходов на глобальном танкерном рынке. Об этом информирует Lloyd’s Register.

В ноябре 2021 г. казалось, что наступила холодная зима, [что увеличит спрос на ископаемые энергоносители], а рост числа международных авиаперевозок в новом году приведет к долгожданному восстановлению [танкерных перевозок]. Новый вариант коронавируса, впервые появившийся в Южной Африке в конце ноября 2021 г., вызвал сомнения в позитивных перспективах танкерного рынка.

Одиннадцать крупнейших в мире отраслевых компаний сообщили о совокупных убытках за период с июля по сентябрь, превышающих $400 млн. Общие убытки за январь-сентябрь 2021 г. превысили $1 млрд. Они были обусловлены падением спотовых ставок до самого низкого уровня почти за 30 лет.

Глобальная пандемия привела к сокращению спроса на нефть и нефтепродукты, особенно на транспортное топливо. Это привело к уменьшению добычи сырой нефти и накоплению запасов, что, в свою очередь, привело к сокращению морских экспортных потоков. Спотовые ставки для большей части танкерного флота были на уровне или ниже операционных расходов в течение большей части последних 15 месяцев.

Прибыль мирового флота из примерно 15 тыс. танкеров дедвейтом более 10 000 т, которые перевозят сырую нефть, нефтепродукты и химикаты, увеличилась в ноябре, вернув на короткое время многих судовладельцев к прибыльности. Однако этот процесс был остановлен новостями об Omicron.

[В конце ноября 2021 г.] цены на нефть рухнули на 20% за одни торги из-за опасений, что последний вариант COVID-19 ослабит спрос и, соответственно, ограничит объемы отгрузки нефти и нефтепродуктов.

Положительным моментом падения цен на сырую нефть является то, что это может стимулировать рост покупок Китаем, что принесет прибыль владельцам крупных танкеров. Во второй половине 2021 г. крупнейший в мире импортер «черного золота» сократил внешние закупки и сделал ставку на внутренние запасы. По данным JODI, на фоне самых высоких за семь лет цен импорт сырой нефти в Китай с июля по сентябрь упал на 13,8% в годовом сопоставлении.

Вариант Delta уже был причиной вялого глобального спроса на авиакеросин, который отставал от восстановления, наблюдаемого для других видов транспортного топлива (на все виды транспортного топлива суммарно приходится около 62% потребления нефти). В своем ноябрьском ежемесячном отчете Международное энергетическое агентство (МЭА) понизило прогнозы по авиатопливу и керосину, отметив, что к концу 2022 г. спрос на него все еще будет на 20% ниже докоронавирусного уровня.

Вариант Omicron снизит рост спроса на 3,5 млн барр./сут. (б/с), который первоначально прогнозировался МЭА. Но даже без таких изменений общий показатель в 99,6 млн б/с по-прежнему примерно на 300 тыс. б/с ниже допандемического уровня. Траектория цен на нефть, скорость, с которой ОПЕК возвращает на рынок дальнейшую добычу нефти, маржа нефтеперерабатывающих заводов и ядерные переговоры с Ираном также будут влиять на объемы сырой нефти и нефтепродуктов, доступные для перевозки танкерами.

Соотношение флота к портфелю заказов может быть рекордно низким, и утилизация старых танкеров ускорится, однако введение в строй новых судов будет влиять на ставки фрахта. Согласно данным, собранным консалтинговым подразделением Lloyd’s List Intelligence, к существующему флоту из 14 485 танкеров дедвейтом более 10 тыс. т планируется добавить около 340 танкеров для сырой нефти, нефтепродуктов и химикатов.

Около трети поставок в 2022 г. придется на танкеры для сырой нефти дедвейтом 60 тыс. т и более. Это говорит о том, что несмотря на то, что количество флота в портфеле заказов низкое, предложение более крупных танкеров будет расти одновременно с ростом спроса на сырую нефть, что, по крайней мере, частично компенсирует ожидаемый рост.

Справка enkorr

Ситуация на мировом танкерном рынке усугубляется тем, что Китай скупает подсанкционную иранскую и венесуэльскую нефть сотнями миллионов баррелей. При этом с целью максимального снижения затрат ее перевозка осуществляется старыми судами, которые в противном случае были бы отправлены на свалку.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти