У початок
Сергей Михайлик: Выравнивание акцизов смертельно ранит рынок автогаза. Государство точно этого хочет?

Сергей Михайлик: Выравнивание акцизов смертельно ранит рынок автогаза. Государство точно этого хочет?

- Артем Куюн, аналитик «Консалтинговой группы А-95»

Сергей Михайлик не нуждается в лишних представлениях в кругу газотрейдеров. Владелец группы компаний «Автотранс», кроме бизнесовых заслуг известен своим высоким моральным авторитетом в среде газотрейдеров. Являясь не слишком публичным человеком, Сергей Васильевич очень редко соглашается на публикацию его слов, а целое интервью, хоть и в блиц-формате — всегда событие.

Будучи одним из стоявших у истоков развития украинского рынка сжиженного газа, предприниматель очень болезненно воспринимает нависшую над этим рынком угрозу в виде уравнивания акциза на все нефтепродукты. В ближайшем времени такие действия подорвут рынок автогаза, и в среднесрочной перспективе могут и вовсе убить его, считает предприниматель. Он признает, что сегодня автогаз в рознице — обуза, однако предостерегает, что предлагаемые меры не то, чтобы не исправят ситуацию, а точно усугубят ее.

Enkorr: Как вы считаете, должны ли вообще сегодня меняться акцизы на нефтепродукты? Интересует ваша точка зрения не как газовика, а как вообще предпринимателя.

Сергей Михайлик: Я не говорю, что акциз нельзя пересматривать. Я считаю, что если мы решили что-то менять, то нужно четко понимать конечную цель. Что мы хотим достичь этим, к чему все это приведет? Мы же понимаем, что уравнивание акцизов на топлива в перспективе сильно подорвет рынок сжиженного газа. Так вот, перед тем как что-то менять или уничтожать, нужно четко понимать, для чего все это делается.

Если не хватает денег в бюджете — это один вопрос. Тогда нужно прямо говорить людям: «Мы хотим взять с вас 10 млрд грн!» — люди поймут. Возможно. Можно еще повысить акцизы на другие виды топлива, налог на землю и прочее. Если мы говорим, что акциз нужно поменять, чтобы исправить происшедший перекос рынка — это другой вопрос. Экологические моменты — третий и так далее.

И в нашей ситуации самое страшное, что люди, которые инициировали пересмотр акцизов, не видят или не хотят видеть, что будет послезавтра, не хотят взглянуть хотя бы на пару шагов вперед. Они думают, что сиюминутно получат какой-то результат, но этого не будет.

Enkorr: «Укртатнафта», которая открыто лоббирует пересмотр акцизов, указывает на перекос рынка в сторону газа, что наносит вред отечественной нефтепереработке…

Сергей Михайлик: Снижение объемов потребления бензинов — это глобальная тенденция,  она присуща всем остальным странам мира.

Вот вы мне скажите, зачем мне везти топливо из Беларуси, из Литвы или еще откуда-то, если я мог бы купить на территории Украины топливо, которое устраивает моего клиента? Если украинское топливо не продается, значит оно не устраивает клиента. Кто виноват в этом? Ну явно не потребители сжиженного газа.

Enkorr: Какой вы видите оптимальную конфигурацию топливных акцизов?

Сергей Михайлик: На эту тему можно очень долго рассуждать. Нужно разработать государственную стратегию развития топливного рынка, и тогда взвешенно и обстоятельно говорить о цифрах и о том, где мы находимся и куда мы должны прийти.

Просто так, потому что кому-то вдруг вздумалось поменять налоги…так не должно быть. Без стратегического плана этого делать нельзя. Что мы будем иметь в результате — мы не остановим и не уменьшим объем реализации сжиженного газа завтра, но повредим рынок послезавтра. Можно сказать, что выравнивание акцизов смертельно ранит рынок автогаза. Государство точно этого хочет?

У европейских стран есть своя стратегия, которую поддержали 24 государства — там все просчитано на 20 лет вперед. Зачем нам выдумывать свой велосипед? Наша ассоциация вместе с европейцами расписала предложения, как должен развиваться рынок и какие акцизы, налоги должны влиять на его развитие. Документ так и называется «Политика стимулирования использования автогаза как альтернативного топлива в Украине».

Enkorr: Какой статус этого документа сегодня? Какие еще меры принимает ассоциация?

Сергей Михайлик: Он был  презентован на круглом столе Украинской ассоциации сжиженного газа с участием депутатов и представителей европейской ассоциации и передан членам группы, которая занималась разработкой стратегии топливного рынка. К сожалению, пока дальше он никуда не дошел.

Сегодня стараемся информировать общественность, депутатов, рассказывать, к чему это приведет.

Сергей Михайлик на центральном форуме украинского рынка сжиженного газа  LPG Ukraine 2016

Enkorr: Какая будет реакция  клиента, как на нем отразится рост цены на 3 грн/л? Вы же как владелец бизнеса по переоборудованию автомобилей чувствуете пульс этого контингента.

Сергей Михайлик: Начнем с того, что несколько тысяч, а возможно и десятки тысяч человек заняты в отрасли по переоборудованию автомобилей на СТО. Вскоре они могут остаться без работы, потому что уравнивание акцизов остановит процесс переоборудования. Насколько я знаю, завтра эти люди собираются пикетировать комитет (по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, — ek), защищать себя и свои рабочие места.

Что касается клиентов. Естественно, люди будут возмущены. В Украине на сжиженный газ переходят не из-за заботы об экологии, не потому что где-то тают ледники, мы же это понимаем. А потому что люди считают деньги, и некоторые еще еле-еле сводят концы с концами. И если человек поймет, что завтра у него отберут 3 грн, он на кого будет злиться в первую очередь? На государство, конечно. Это просто будет очередной виток недоверия, и нам в нем не хотелось бы принимать участие.

А сколько компаний переоборудовали свои парки по всей стране? Транспортники, ЖКХ..., эти плюс 3 грн/л отразятся на стоимости всех товаров в магазинах.

Enkorr: В качестве оператора розничной сети как вы оцениваете сжиженный газ в общей корзине топлив?

Сергей Михайлик: На сегодняшний день заниматься газом неинтересно, это факт. Там совершенно нет маржи, мы на нем не зарабатываем. Вот у меня среди 55 заправок есть чисто газовые, так я их дотирую бензином.

Нелегальные схемы — основная проблема отрасли уже несколько лет. Очень сильно рынок ушел в тень, когда часть акциза перенесли «на пистолет». В те годы, пока был розничный акциз, легальные сети еле выжили. Со временем этот акциз ушел, но остались другие схемы, которые помогают зарабатывать на незаконных заправках.

Сейчас, когда стоит вопрос о поднятии акциза до 136,5 евро — снова получится очень хороший кусок пирога, который кто-то освоит. И я буду законопослушный, как всегда платить налоги, но рядом есть люди, которые не будут и с которыми я не смогу конкурировать. Взять тот же обнал: чем больше цена, тем больше приносит схема.

Enkorr: Расскажите, что с нелегалами происходит в тех областях, где присутствует «Автотранс», в частности в Полтавской и Днепропетровской?

Сергей Михайлик: К счастью, у нас в Полтавской области этих нелегалов единицы и мы их знаем на пальцах. Давай разделим нелегалов. Есть нелегалы, которые установили блоки незаконно — это черные нелегалы: они и налоги не платят и через кассу не бьют. Таких у нас пять или шесть в области, ну может 10. В Полтаве один такой, который не имеет документов на ввод в эксплуатацию. В Днепропетровской  ситуация намного хуже.

Enkorr: Что, по-вашему, реально мешает властям области бороться с нелегальной розницей?

Сергей Михайлик: 100% не «разбалансированность акцизов». На самом деле рецепт элементарный, и все его знают. Все знают, на какой улице стоит этот нелегал, начиная от налоговой и заканчивая санэпидемстанцией. К сожалению, налоговая поднимает руки и говорит: «Это не наше — у них же кассовый аппарат стоит». А кто им дал его поставить туда?! Кто лицензию выдал, непонятно на каком основании?!

Сегодня налоговая имеет инструментов намного больше остальных ведомств. Главное, чтобы на это была ее воля. Налоговая выдает лицензии и кассовые аппараты, это очень большой рычаг — не выдать их нелегалу. Тогда ему придется работать «в черную», точнее он не будет работать, потому что тогда приедет полиция и скажет: «А где ваш кассовый аппарат. Нет? Тогда тюрьма». Но тут нужна уже подготовленная полиция. И задача властей организовать все эти процессы и помочь им.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти