У початок
Игорь Величко: Бизнес как перепродажа коробок с оборудованием уже неинтересен

Игорь Величко: Бизнес как перепродажа коробок с оборудованием уже неинтересен

«Лигир-ИТБС» – одна из немногих инжиниринговых компаний Украины, которая осуществляет комплексные решения для нефтегазовой отрасли. Сегодня компания успешно развивается и модернизирует розничные сети, реализуя наиболее передовые проекты для современных АЗС. О том, какие перспективные направления для развития украинские операторы могут позаимствовать у мирового рынка оборудования и сервиса, рассказал OilNews генеральный директор компании Игорь Величко.

OilNews: Игорь, ваша компания стояла у истоков развития рынка технологического оборудования и сервиса для АЗС. Расскажите, чем сегодня живет «Лигир»?
Игорь Величко: Мы начали свою деятельность в 1999 г. Удержаться 14 лет на столь непростом рынке, как украинский, я считаю уже достижением. Многие компании приходили, многих уже и не вспомнить.
Залог нашего успеха в том, что мы, наверное, единственная инжиниринговая компания, которая обладает наиболее широким спектром услуг для клиентов. Компаний, подобных «Лигиру», способных самостоятельно проводить проектные и инжиниринговые работы, поставку и монтаж оборудования, осуществлять строительство, а также гарантийное и постгарантийное сервисное обслуживание АЗС, в нашей стране больше нет. Но быть такой разновекторной компанией в настоящее время непросто. Именно поэтому мы приняли стратегическое решение сегодня сконцентрироваться на своих сильных сторонах, а не распыляться на десятки всевозможных видов деятельности, которые могут показаться интересными для инжиниринга в Украине.
OilNews: Куда направлены ваши основные усилия сегодня, какие направления компания выделяет для себя в качестве приоритетных?
И. Величко: Не секрет, что «Лигир» всегда был известен как компания, которая на высоком профессиональном уровне выполняет работы по монтажу и пусконаладке технологий на АЗС: резервуаров, трубопроводов, топливораздаточных колонок, систем мониторинга резервуаров. У нас есть все составляющие для успешной работы в этом направлении: качественное оборудование и материалы, обученные специалисты, опыт управления подобными проектами. Так, в июне мы вели работы на 12 объектах одновременно: монтаж технологической топливной системы на 4 АЗС ТНК, 6 АЗС «Галнафтогаза», полный монтаж 3 АГЗС с подземными резервуарами для Shell.
У компании есть два уникальных продукта, которые мы производим самостоятельно. Первый – газовые модули, которые используются на автомобильных газозаправочных станциях, второй – несамоходный нефтеналивной бункеровщик (ННБ), который завоевал уже широкую популярность. На многие технические решения по бункеровщику мы оформили патенты. Но сам по себе ННБ – продукт специфический: иногда переговоры длятся несколько лет.
В этом году мы также уделили повышенное внимание реализации крупных проектов, связанных со строительством и реконструкцией заправок. Бизнес как перепродажа коробок с оборудованием уже неинтересен, будущее за комплексными проектами. Поэтому мы серьезно усилили строительное подразделение, и теперь большой спектр нашей деятельности связан именно со строительно-монтажными работами на АЗС.
OilNews: Как сегодня обстоят дела с вашим сервисным направлением, пионером по внедрению которого всегда считался «Лигир»?
И. Величко: Сервис АЗС и АГЗС – это еще одна важная компетенция нашей компании. Сегодня мы обслуживаем две крупные розничные сети – Shell и ОККО. Shell – по сути единственная компания в Украине, которая использует сервисное обслуживание по принципу All Inclusive. Любые ремонтные и строительные работы на их объектах проводятся единой сервисной компанией или ее подрядчиками. Подразумевается все: от монтажа кондиционеров до замены торгового оборудования или ремонта ценовых стел.
В прошлом году мы стартовали с новой программой поиска сервисных партнеров в регионах. В настоящее время у нас существуют партнерские договора с тремя компаниями, и мы успешно работаем с ними по вопросам обслуживания сетей АЗС в Харькове, Львове и Киеве. Сервис для нас является приоритетом, который от нас требует внимания 24 часа в сутки.
OilNews: Как вы можете охарактеризовать современный этап развития мирового рынка оборудования, технологий и сервиса для АЗС? Мы видим на нем существенные трансформации, как это сказывается на работе рынка и на вас?
И. Величко: Мировой рынок оборудования развивается довольно динамично, при этом пул основных участников практически не изменяется. Если говорить о топливораздаточном оборудовании, то здесь основная борьба идет между тремя брендами – Tokheim, Gilbarco и Wayne.
Если сравнивать украинский и мировой рынки, то за рубежом большое внимание уделяется вопросам экологии, энергосбережения, а также вопросам автоматизации работы АЗС и учета ее результатов. Говоря об автоматизации у нас, можно констатировать тот факт, что Украина пока находится в статусе страны метрштока, хотя локомотивы рынка уже много сделали в вопросе нивелирования влияния человеческого фактора на АЗСшные бизнес-процессы.
Все говорят, но пока никто не видел реально работающую холодную АЗС в Украине. Даже в России это очень развитая модель бизнеса. Мы опять-таки упираемся в нюансы отечественного законодательства, хотя это очень перспективная модель работы топливного объекта.
Мультимедиа на АЗС – еще одна активно развивающаяся заграничная фишка. Практически у всех поставщиков оборудования есть мультимедийные экраны. Многие производители имеют специальный софт для организации работы мультимедиа на АЗС: на экранах колонки, на мониторах торговых залов. При этом сценарий видео может редактироваться и устанавливаться из центрального офиса компании. В Европе, и особенно в Америке, мультимедиа успешно применяется. Есть программы опознавания клиента через карту лояльности, и через мультимедиа с ним могут общаться. Например: «Мистер Смитт, пожалуйста, зайдите в магазин, Вы сегодня заправили 100 литров – и Вам полагаются бесплатные хот-дог и кофе».
Но я пока не вижу особого интереса наших операторов к данному продукту, никто реально даже не просчитывал эффект от мультимедиа-рекламы на АЗС и не смог оценить ее финансовые плюсы.
OilNews: Расскажите, что происходит с брендом Wayne, который «Лигир» в свое время вывел на рынок Украины и который долгое время занимал лидирующие позиции?
И.Величко: Если говорить о Wayne, то в последние два года позиции бренда в Украине были несколько утрачены. Это вызвано реформацией и перестройкой работы Wayne, связанной со сменой владельца. Но сегодня компания довольно агрессивно настроена на улучшение своих показателей на мировом рынке, в том числе и на рынке СНГ. Все с нетерпением ждут появления на АЗС новой серии ТРК Helix, представленных на выставке Automechanika во Франкфурте в конце прошлого года. Завод уже вышел на промышленное производство этой серии. Думаю, что очень скоро новые колонки появятся на территории Украины. Планы у производителя и у нас, в частности, достаточно серьезные. Словом, у нас есть что предложить рынку.
OilNews: Каков ваш взгляд на тему автоматических моек, рынок уже готов вернуться к этому вопросу после кризиса?
И. Величко: Мы занимаемся этим направлением. У нас есть опыт работы с различными поставщиками данного оборудования, с компаниями Istobal и Tammermatic. Уникальным по масштабам и сложности является проект, связанный с проектированием и строительством моечного комплекса для карьерных самосвалов на Еристовском ГОКе, который мы осуществили в 2010-2011 г. Таких проектов в мире всего два. В 2012 г. «Лигир» выполнил монтаж и пуско-наладку уникальной моечной улицы для скоростных поездов Hyundai в г. Киеве. В конце прошлого года мы подписали договор о сотрудничестве с компанией WashTec, и считаем, что это оборудование заслуживает отдельного внимания в Украине и, безусловно, имеет очень хорошие перспективы.
Почему-то на нашем рынке так сложилось, что автомойка на АЗС выполняет роль нелюбимого ребенка. Часто она представляется убыточной, и принимается решение сдать ее в аренду или же полностью отказаться от нее. Но если этим заниматься грамотно, то результат превзойдет все ожидания. Для эффективной работы автомойки важен целый ряд факторов: активный маркетинг и реклама, правильная организация работы объекта, ну и, безусловно, оборудование и автохимия, которые качественно моют машину.
Туннельная мойка – это на первый взгляд достаточно дорогая инвестиция. Однако  экономический эффект от туннеля, расположенного в правильном месте, очевиден. Количество обслуженных автомобилей измеряется несколькими сотнями в день. Это эффективное и высокодоходное предприятие.
У компании WashTec есть целое направление деятельности, которое посвящено консалтингу клиентов по вопросам организации работы автомоек. В Германии, например, некоторые сети автомоек и управляются специалистами WashTec. Компания строит для клиента весь бизнес, начиная от маркетинга и рекламы объекта, регламента работы персонала и заканчивая выбором набора программ для мойки автомобилей и пр.
Еще одно интересное автомоечное направление, которое сегодня в Украине развивается, но, с моей точки зрения, не достаточно быстро, это мойки самообслуживания. Все операторы АЗС говорят и думают об этом направлении, но пока что особого распространения эта модель бизнеса не получила. Я имею в виду действительно качественные проекты, а не самодельные боксы, которые сегодня можно встретить и в столице. Мойки самообслуживания WashTec достойны внимания. Это оборудование эффективно работает на рынках Польши, Германии, России, Беларуси и ряда других стран.
Я пока не могу сказать, что в Украине наблюдается массовый переход на автоматизированные моечные комплексы, но, на мой взгляд, период тряпочек, ведер и гаражей окончательно завершен.
OilNews: Каковы, по вашему мнению, перспективы развития украинского рынка технологий и сервиса для АЗС?
И. Величко: Характерной чертой отечественного рынка технологического оборудования для АЗС является жесточайшая конкуренция. Все упирается в тендерные битвы, которые, к сожалению, в последнее время проходят только по одному критерию – по цене. Борьба между поставщиками оборудования напоминает поле боя, где неизвестно, кто остался в плюсе: тот, кто выиграл, или тот, кто проиграл тендер. Эта ситуация приводит к двум важным последствиям. Во-первых, жажда победы в тендере любой ценой вынуждает поставщиков придумывать всевозможные лайт-версии высокотехнологического оборудования, принося в жертву либо функционал техники, либо ее надежность. Чудес на свете не бывает. Во-вторых, работа на прибыли, близкой к нулю, не позволяет технологическим компаниям вкладывать достаточные средства в свое развитие: в качественный технический персонал, расширенный ассортимент запасных частей, во внедрение  современных технологий организации технической поддержки оборудования на АЗС.
Уверен, что операторы рынка АЗС не заинтересованы в сильно «облегченном» оборудовании или «оптимизированных» сервисных компаниях. Им нужны мощные партнеры, способные обеспечить беспрерывную работу их объектов, их бизнеса. Это тема для обсуждения на рынке, и обсуждения не только между поставщиками оборудования, а с обязательным привлечением операторов рынка АЗС.
Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти