У початок

РФ снова оставила Беларусь без нефти. Заденет ли это Украину?


Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95»

Россия прекратила поставки нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы. Как это отразиться на украинском рынке?

Безусловно, Белорусы – крупный поставщик нефтепродуктов в Украину. Порядка 35% светлых нефтепродуктов приходит к нам именно оттуда – и это очень много.

Но текущая ситуация далеко не новая. Подобные конфликты между Беларусью и Россией возникали неоднократно, что выливалось в сбои в поставках – особенно, когда речь идет о перезаключении контрактов. Это обыкновенная коммерческая ситуация, которая никогда еще не перерастала в какую-то острую фазу. Все равно в конечном итоге стороны договаривались, так как сотрудничество выгодного обеим. В последний раз так было где-то в 2017 году.

С одной стороны мы, безусловно, зависим от поставок нефтепродуктов из Беларуси, но с другой – мы понимаем, что сейчас идет переговорный процесс и он когда-то завершится. Но даже если представить сценарий, что РФ и Беларусь не договорятся – у нас есть варианты, как перекрыть недостающие объемы.

Производство бензина в Украине достаточно избыточное – его нам нужно немного, так как у нас маленькое потребление. В крайнем случае, производство можно будет очень быстро развернуть, а если будет недостаток – перекрыть морскими поставками или из стран Балтии.

Дизельное топливо – другой вопрос. Из Беларуси в Украину идет достаточно много дизеля. В прошлом году импортировалось порядка 200 000 тонн ежемесячно. А это около 40% от импорта. Но и тут у нас тоже будет, чем перекрыться. Во-первых, мы можем нарастить поставки дизеля из России, а во-вторых – импорт по морю. Сразу это конечно будет сложно сделать, но думаю, что месяца будет достаточно, чтобы перекрыть все недостающие объемы и удовлетворить спрос.

Конечно, цены на украинском рынке могут вырасти. Насколько – спрогнозировать пока тяжело, поскольку все будет зависеть от того, как поведет себя рынок. Например, когда в августе Кабмин обложил пошлинной российское дизельное топливо по трубопроводу, цены на его мелкооптовые партии выросли на около 3 грн/литр. Но на заправках это никак не отразилось, потому что рост в опте был амортизирован повышенной розничной маржей, и таким образом, потребитель никак не ощутил на себе подорожание.

В любом случае белорусские НПЗ смогут проработать без российской нефти еще как минимум 10 дней и за это время обе стороны еще могут договориться. Если это произойдет – украинский рынок ничего не почувствует. Но если возникнет форс-мажор, белорусы, как правило, предупреждают, и тогда покупатели начинают искать новые источники нефтепродуктов.

Наш рынок прошел очень хорошую закалку осенью, когда были прекращены поставки дизеля из России по нефтепродуктопроводу, и были оперативно налажены поставки по морю. Тем более, что зимой потребление минимальное.

Источник: Лига.Бизнес

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти