У початок

Зеленский сказал снизить цены на АЗС. Это был сигнал всем «чертям»


Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95»

Президент попросил сети АЗС снизить цены на бензин и дизель. А взамен пообещал «зачистить рынок» от «нелегалов», отобравших деньги у бизнеса.

23 декабря состоялась встреча Владимира Зеленского с представителями крупнейших автозаправочных сетей. Основной вопрос повестки дня — цены на бензин и дизель. Повод для разговора, безусловно, есть. Самым наглядным индикатором цен стал валютный курс: доллар за этот год подешевел почти на 16%. Между тем сами нефтетрейдеры за последние годы смогли донести до чиновников и потребителя непреложную истину прямой зависимости цен от курса. Это действительно жестко связанные показатели, ведь мы импортируем (читай — покупаем за валюту) 85% нефтепродуктов. Но в 2019 году, ранее работающий, как часы, механизм, заклинило, почему?

Ключевым является трансформация и деформация конкуренции на топливном рынке. С 2014 года потребление бензина упало почти вдвое. Его заменил более дешевый сжиженный газ, пришедший на помощь в период тяжелейшего кризиса 2014–2015 годов. Рынок вот-вот достигнет 2 млн тонн, хотя до кризиса не было и миллиона. По удельному весу автогаза в корзине моторных топлив мы — лидеры в мире! Но проблема не в этом, точнее, не только в этом.

Главное, что в 2014–2015 гг. фактически развалились институты власти, а объявленная децентрализация проявилась не только в позитивном ракурсе. На каждом углу и под каждым забором начали появляться «газовые бочки». Работают они без каких-либо лицензий, разрешений, кассовых аппаратов и прочих атрибутов, с которыми вынужден сталкиваться законный бизнес.

Как показывают наши исследования, около 50% сжиженного газа в стране продается через нелегальное АЗС или «мимо кассы». Закупка газа на оптовом рынке такими операторами часто происходит за наличные, что означает участие в схеме «налоговых ям». Таким образом, половина рынка находится в тени, не платит налоги, а соответственно предлагает топливо намного дешевле. Это приводит к перетоку продаж от легальных поставщиков к «подзаборникам» и лишает первых заработка. Один из старожилов рынка сжиженного газа, владелец полтавской компании «Автотранс» Сергей Михайлик признает, что его станции, торгующие только газом, нуждаются в дотациях со стороны тех объектов, где помимо газа есть бензин и ДТ.

Где-то с 2017 года ситуация дополнительно усугубилась. Нелегалы начали активно развивать продажи дизельного топлива. На моих глазах в Бориспольском районе Киевской области в течение 6–8 месяцев 2017 года две «газовые бочки» в пяти километрах друг от друга обросли сначала бочками с дизтопливом, а затем и с бензином. Сегодня на одной из этих стихийных станций уже есть небольшой магазинчик, на обоих есть туалеты. Так начался отток в теневой сегмент в продажах светлых нефтепродуктов.

Как удержать бизнес, если на газе (30% продаж) маржи нет, а реализация бензина и ДТ падает? Правильно, пытаться удерживать повышенную маржу на том, что еще продается. Особенно явно это проявилось в 2019 году, когда цены на заправках перестали реагировать на валютный курс. Цены не росли, они просто не падали. В начале декабря розничные цены начали падать, но темпы не отвечают потенциалу, который по бензину и ДТ составляет минимум пару гривень на литре.

Так что интерес чиновников к ценовой теме абсолютно оправдан. В декабре рынок уже встречался с министром экономики (Тимофеем Миловановым. — Ред.), на позапрошлой неделе с премьером (Алексеем Гончаруком. — Ред.), а 23 декабря — с Президентом (Владимиром Зеленским. — Ред.). Однако сложно требовать придерживаться цивилизованных правил игры на рынке, где давно играют без правил. В целом, как говорят участники встречи, взаимопонимание в этом вопросе есть. Президентская команда пообещала провести 14 января 2020 года расширенное совещание с силовиками по поводу борьбы с нелегальным рынком, притом не только с АЗС, но и с мини-НПЗ.

Задача крайне сложная, поскольку данный бизнес, как, впрочем, и многий другой, крышуется в регионах как раз силовиками и местными властями. Демонстрация этого недавно произошла в Борисполе, где на защиту нелегальной АЗС вместе с титушками приехал секретарь горсовета Ярослав Годунок. (Это тот самый «черт», по поводу которого Зеленский просил позвонить Баканову, что стало настоящим интернет-мэмом).

Но как раз накануне за один день были закрыты игральные салоны и это очень хороший сигнал всему «белому» бизнесу. Рынок нефтепродуктов ждет аналогичной зачистки, обещая вернуться в русло прогнозируемости и адекватности.

Источник: Лига.Бизнес

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти