Биоэтанол вновь на повестке дня. Тема не новая, за последние 10 лет активно обсуждалась минимум дважды. Время шло, многое поменялось, были внесены изменения в Закон «Об альтернативных видах топлива», введено лицензирование, системы учета и т.д. Разумеется, все это должно учитываться при разработке нового проекта закона, который может наконец-то запустить «биоэтанольную» программу. Деталей очень много, а в них, как известно, часто кроется вся суть. Я выделил несколько пунктов, которые, на мой взгляд, крайне важны для полноценного производства смесевых биоэтанольных бензинов.
Во-первых, нужна инфраструктура — развитый резервуарный парк с действующей калибровкой, наличие узлов смешения (для возможности компаундировать более 3–5 компонентов нефтепродуктов). Помимо этого, нужен широкий набор насосного оборудования, средств измерительной техники (уровнемеры, счетчики, весы, манометры и т.д.), лаборатории для проведения испытаний (собственные либо привлеченные).
Во-вторых, нужны обязательные документы, которые регламентируют работу нефтебазы, завода. К этим документам относятся акт окончания строительства и принятие объекта в эксплуатацию (сертификат ДАБИ), разрешения Гоструда на работы, связанные с охраной труда и промышленной безопасностью в процессах приема, хранения, производства и отпуска нефтепродуктов. Отдельным важным моментом является разработка собственных технических условий на производство смесевого альтернативного топлива («биобензина»), ведь действующий ДСТУ на «альтернативу» содержит много неточностей и противоречий, которые бизнес даже при желании не может выполнить. Одной из норм при производстве смесевых альтернативных топлив является массовое содержание воды до 0,1% по ДСТУ. Однако выдержать такую норму при производстве очень сложно, учитывая технологический процесс производства. Данная норма обязательно должна быть пересмотрена, но учитывая долгий и непростой процесс изменений в ДСТУ, это маловероятно в ближайшее время. Поэтому разработка собственных технических условий — наилучший выход из данной ситуации.
Также необходимо наличие технологической документации (регламенты, инструкции), разработанных и согласованных в установленном порядке. Также одним из заключительных этапов является проведение работ по постановке заявленной продукции на серийное производство.
Особо стоит отметить, что процесс производства (смешения) требует высокой производственной культуры, которая включает в себя чистоту резервуарного парка, беспрерывный входной контроль всего сырья (компоненты, присадки), выбор резервуаров под конкретные марки сырья и производителей, приготовление пакета присадок и процесса их введения (без «весловой технологии») при производстве. Это топливо требует намного более внимательного отношения при транспортировке, хранении и реализации, чем традиционный бензин. Каждая ошибка будет стоить очень дорого.
Учитывая введение лицензирования, понадобятся и лицензии на производство смесевых топлив. Предлагаю в этом разобраться подробнее. Согласно Закону «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и топлива» производство топлива — это деятельность по переработке нефти, газового конденсата, природного газа и их смесей, в результате которой получается топливо или другие продукты переработки. В свою очередь типовой процесс получения смесевого альтернативного топлива заключается не в переработке, а в смешении разных компонентов с пакетом присадок. Поэтому тут ключевое слово «смешение», а не «переработка», как указано в законе. Выходит, что лицензия вроде бы и не нужна. Некорректность терминологии создает риск злоупотреблений, когда кто-то решит обойтись без лицензий, хотя компании легального сектора вряд ли прибегнут к таким манипуляциям.
Таким образом необходимость разработки технической и технологической документации с учетом законодательных требований обеспечит качественное производство биоэтанольного топлива и радикально снизит производственные риски. Вопросов остается очень много и надеюсь, что неучтенные пробелы и вопросы по данному законопроекту будут решены на финальной стадии. Главное, чтобы эта ответственная и сложная программа не увеличила пропасть между легальным и теневым рынком, которому не нужны ни лицензии, ни выполнение других законодательных требований.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти