В начало
«Серые» схемы на белом заводе?

«Серые» схемы на белом заводе?

Также доступно на украинском языке

- Лариса Усенко, обозреватель Enkorr

Правоохранители обвиняют ООО «Кировоградская нефтяная компания» (КНК) в реализации подакцизной продукции без уплаты акцизного налога

Подмена кодов товаров, когда нефтепродукты выдаются за неподакцизную продукцию, – проблема не просто известная, а, утверждают в ГФС, распространенная. В этот раз налоговая и СБУ задокументировали данные факты в Кировоградской области. Enkorr выехал на место, чтобы разобраться в ситуации лично.

Киев – Кропивницкий – Шестаковка – Киев

…Поселок Шестаковка, в котором, как утверждает «Википедия», проживает чуть больше пятисот человек, встретил нас тишиной, безлюдными улицами и двумя тощими козочками, которые паслись на территории заброшенной фермы. Кировоградский нефтеперерабатывающий завод, который прикрывает Шестаковку с тыла, – высоким забором, бензовозом у закрытых ворот и железнодорожной веткой, вплотную примыкающей к территории предприятия.

Пока ехали, просматривала информацию о КНК, опубликованную на страничке ГУ ГФС в Кировоградской области в «Фейсбуке». Речь о том, что налоговики совместно с областной прокуратурой и сотрудниками СБУ расследуют уголовное производство по факту умышленного уклонения от уплаты акцизного налога в особо крупных размерах. Это «предприятие, имея лицензию на изготовление автомобильного топлива, в течение 2019-2020 годов официально и законно не произвело ни одного литра горючего, – говорится в сообщении. – В то же время, используя производственные мощности, на нем осуществляли подпольное и неучтенное изготовление подакцизных товаров: бензина и дизельного топлива, которые в дальнейшем, через ряд подконтрольных субъектов хозяйствования, реализовали под видом растворителей и других компонентов, которые не подлежат акцизному налогообложению, что позволяет последним уклоняться от уплаты в бюджет государства денежных средств в сумме около 4 млн. грн. ежемесячно. …за период с декабря 2019-го по январь 2020 года бюджет недополучил акцизного налога на общую сумму около 8,4 млн. грн». Попасть на территорию и с кем-либо поговорить не удалось – ООО «КНК» является объектом повышенной опасности и серьезно охраняется.

В суде не видят оснований для ареста

Как сообщил Enkorr и.о. начальника ГУ ГФС в Кировоградской области Матвей Щербина, эта продукция сбывалась в пяти областях: Кировоградской, Киевской, Винницкой, Черновицкой и Ивано-Франковской.

«Оперативные мероприятия по документированию их незаконной деятельности проводились на протяжении более чем полугода на территории четырех областей (на всех перечисленных, кроме Киевской, – ek), где все продавалось. Были также зафиксированы определенные объемы на самом предприятии, – говорит Матвей Щербина. – Сейчас в судах идет процедура наложения ареста. Налицо все доказательства и нас поддерживает облпрокуратура, но судья не спешит удовлетворять наши ходатайства о наложении ареста, мотивируя недостаточностью оснований».

Параллельно проходят экспертизы, которые призваны ответить на все вопросы касательно изъятых веществ. И хотя их результатов пока нет, по словам Матвея Щербины, предварительные исследования подтверждают, что это светлые нефтепродукты – как минимум 92-й бензин и дизтопливо, отвечающие экологическим нормам Евро 3.

«Их в дальнейшем ни с чем не смешивают, а сразу отправляют на реализацию под видом дизтоплива, изготовленного в Республике Беларусь, при этом никакой уплаты акцизного налога не происходит», – подытожил руководитель ГУ ГФС на Кировоградщине.

Налоговики отмечают, что самой большой проблемой, тормозящей урегулирование вопроса на данном этапе, является недопонимание в судах.

«Мы это топливо изъяли в ходе проведения санкционированных обысков, в т.ч. во исполнение требований 927-го постановления Кабмина от 2013 года, предварительно собрав внушительную доказательную базу, – поясняет начальник следственного управления ГУ ГФС в Кировоградской области Владимир Князев, – а судьи не просто отказывают в наложении ареста, но и возвращают эти ГСМ назад. И некачественное топливо, которое буквально гробит современные автомобили, снова попадает на реализацию в мелкие сети АЗС, состоящие из 2-5 заправок. Так что в погоне за дешевым топливом люди попадают на ремонт двигателя».

По словам Владимира Князева, свой отказ судьи, как правило, мотивируют тем, что следователь предоставил недостаточно оснований для наложения ареста на товар.

«При этом мы в судах под видео- и аудиофиксацию на видеокамеру говорим, что возвращение нефтепродуктов, не соответствующих нормам Евро 5, является явным нарушением закона и тем самым дает возможность их владельцам, которые уклоняются от уплаты акцизного налога с подакцизной продукции, их уничтожить, а нам – потерять вещественные доказательства, – говорит он, – но итог один: отказ. В этой конкретной ситуации мы пытаемся добиться наложения ареста на 550 т изъятого топлива и не допустить его возврат в розничную сеть».

Производитель, отмечает Матвей Щербина, в данном случае манипулирует возможностями технологического процесса, поскольку некоторые коды УКТ ВЭД неподакцизной продукции (растворителей, присадок, омывателей для стекол и т.д.) очень близки к кодам нефтепродуктов (бензинов, ДТ), реализуя последние заказчику как раз под видом тех же растворителей. А, мол, тот факт, что недобросовестная розничная торговля продает потом эти «растворители/присадки/омыватели» как топливо для заправки автомобилей, не их проблема.

«А на самом деле напрямую заправляется автомобиль и едет непосредственно к точке слива, там сливается – и тут же все реализовывается конечному потребителю в бак автомобиля, – поясняет Щербина. – Мы задокументировали всю цепочку, по пути бензовозы с этой продукцией никуда не заезжали».

Манипулирование технологическим процессом

О том, что это предприятие, осуществляющее переработку нефти, попало в поле зрения и оперативных сотрудников спецподразделения «К», говорят также в Управлении СБУ в Кировоградской области.

«Оперативным путем была получена информация о том, что организованная группа лиц создала незаконную схему с целью уклонения от уплаты налогов в особо крупных размерах, – поясняет Enkorr начальник Управления СБУ в Кировоградской области Иван Осипчук. – Механизм противоправной деятельности заключался в том, что предприятие во время переработки нефти изготавливало нефтепродукты подакцизной группы товаров, при этом не отображая их в своей первичной финансовой документации. Наши сотрудники, отрабатывая эту информацию, провели документирование противоправной деятельности группы лиц, в том числе – и контрольную закупку нефтепродуктов, которые по документам являлись растворителем, а оказались светлыми нефтепродуктами подакцизной группы. А на финальной стадии было проведено 16 обысков как на заводе, так и на некоторых заправках, в ходе которых изъято нефтепродуктов рыночной стоимостью 8,341 млн грн.

Их производят в ректификационной колонне, куда загружается сырая нефть, которая под воздействием температуры расширяется и разделяется на фракции, – продолжает Иван Осипчук. – Внизу оседает битум, потом выходит бензин и дизель, которые являются подакцизными товарами, и на самом верху – растворители. При этом каждая фракция по технологии требует свою температуру. Если температурный режим нарушается, производители считают, что эти средние две фракции уже являются не подакцизными товарами, а побочным продуктом нефтепереработки, который можно использовать в том числе и в качестве топлива».

Как пояснил enkorr Иван Осипчук, по документам предприятие показывало, что у них не полный технологический процесс, и потому они выпускают продукцию, которая не подлежит обложению акцизом. Предприятие имеет лицензию на производство подакцизных товаров, но по их отчетности в налоговую службу они их не производят. В соответствии с официальными документами они выпускают битум и растворители, которые не являются подакцизной продукцией. Реально же производят светлые нефтепродукты – бензин и дизтопливо, которые продают как растворитель представителям мелкосетевых или одиночных автозаправочных станций.  

Без сигнализаций и воды

Предприятие в Шестаковке, говорят налоговики, относится к объектам повышенной опасности, поэтому проводимые там мероприятия сопровождали сотрудники Управления ГСЧС в Кировоградской области: во избежание, так сказать, неприятностей. Как рассказал enkorr начальник отдела предотвращения чрезвычайных ситуаций областной ГСЧС Роман Шаповалов, на тот момент все прошло спокойно, но проведенная ранее плановая проверка выявила много нарушений.

«Мы контролируем все предприятия в области, которые относятся к высокой степени риска. ООО «Кировоградская нефтяная компания» тоже в этом списке, – поясняет Роман Шаповалов. – В соответствии с действующим законодательством этот объект в плановом порядке проверяется у нас минимум раз в 2 года. Последняя проверка осуществлялась в июле 2019 года, когда наши сотрудники проверяли соблюдение законодательства в сфере пожарно-техногенной безопасности. Среди выявленных полтора года назад нарушений – отсутствие в помещении операторской системы противопожарной защиты, т.е., сигнализации. В другом помещении она была, но в неисправном состоянии. Кроме того, предприятие было обеспечено недостаточным количеством воды, которая необходима для тушения огня, если вдруг возникает пожар. Также на объекте отсутствует система раннего обнаружения чрезвычайных ситуаций и перемещения людей в случае ее возникновения.

По итогам этой проверки руководство объекта привлекалось к административной ответственности в виде штрафа. Но ликвидированы ли эти нарушения сейчас, мы не знаем – плановая проверка должна быть только в следующем году, а на внеплановые – из-за карантина, связанного с коронавирусом, – наложен мораторий».

Иван Осипчук также отметил, что предприятие расположено в сельской местности, и большая часть его сотрудников – местные жители, которые, несмотря на многочисленные нарушения действующего законодательства, заинтересованы в его бесперебойной работе.

«Кроме того, завод обнесен высоким забором и хорошо охраняется, а часть сотрудников его службы безопасности – бывшие правоохранители, которые знают, как его обезопасить от многих вполне законных вещей, поэтому чтобы попасть на территорию предприятия, пришлось привлекать сотрудников «Альфы», – поясняет он. – Также на проведение санкционированного обыска на предприятии повлияло то, что оно зарегистрировано на четыре разных адреса, там четыре разных кадастровых номера на земельные участки, и взять в суде одновременно четыре решения на обыск проблематично. А если нет хотя бы одного – на завод уже не попадешь, потому что разделить все это нереально».

Чем проще схема, тем эффективнее  

Поскольку само предприятие в Шестаковке работает давно, то и схема реализации подакцизных товаров без уплаты акцизного налога тоже, по словам налоговиков, работает не первый год. На НПЗ ведет железнодорожная ветка, по которой поставляют сырье, а готовая продукция вывозится заказчикам бензовозами.

Схем, по которым производят и реализуют подакцизную продукцию под видом безакцизной, на самом деле немного. В плане производства, поясняют налоговики, основных вообще всего две. Первая, известная еще с прошлого века, – это изготовление путем смешивания различных ингредиентов по определенной технологии – в зависимости от того, что нужно получить на выходе. Таким, как правило, занимаются прямо на нефтебазах.

В налоговой говорят, что покупателей стабильного бензина, октановое число которого не превышает 70, хватает. И продается он вполне легально. А вот присадки для повышения октанового числа топлива едут к нам из-за рубежа.

И вторая схема – производство в ректификационной колонне. При этом туда практически ничего больше не добавляется, разве что, поясняет В.Князев, зимой, когда надо изменить некоторые параметры продукции.

«Зачем что-то усложнять? Продукт либо производится изначальным, как в нашем случае, методом, т.е., происходит полный процесс в колонне с замкнутым циклом. Либо путем присадок – все, других способов нет и не нужно. Ректификационная колонна, которой оснащена КНК, позволяет сразу производить готовую продукцию, представляющую уровень Евро 3, – говорит он. – Чтобы повысить экологические нормы выпускаемой продукции, предприятие нужно модернизировать, но они этого не делают». На самом деле на бензине и дизельном топливе стандарта Евро 3 без проблем ездят автомобили старше 10 лет, особенно грузовые. И если новую иномарку никто заправлять на мелкосетевой заправке не будет, опасаясь залить в бак откровенную бодягу, сельскохозяйственная техника – по причине его дешевизны – использует такое топливо на «ура». 

«Это выгодно и производителю, который получает деньги за счет оборота, и перевозчикам, и реализаторам: покупая на заводе это «топливо» по 12 грн, продают они его под видом белорусской продукции по 18-20 грн», – отмечает Матвей Щербина.

На предприятиях нужны акцизные посты

«Это предприятие из реального сектора экономики и является серьезным производителем. И мы не говорим, что они в полной мере занимаются незаконной деятельностью. Они действительно производят различные химические соединения, прежде всего битумы. Но при этом у них есть еще и иная деятельность. Поэтому я считаю, что раз это реальный сектор, он может работать – и значит, должен платить налоги. Раз он может платить налоги, значит, им нужно доначислять те, которые не были уплачены. Плюс есть штрафные санкции, плюс есть уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов либо за незаконное производство подакцизной продукции», – подытожил Матвей Щербина.

«Надеемся, что вся наша работа проведена не зря – и в результате в госбюджет будет доначислена вся сумма налогов, которые не были уплачены вовремя, – говорит и руководитель СБУ области Иван Осипчук, – а предприятие в дальнейшем будет работать в правовом поле, уплачивая в государственный бюджет положенные отчисления акцизного налога».

Но пока суды будут настолько лояльны к нарушителям, которые не платят акцизный налог с подакцизной продукции, ситуация не поменяется. Чтобы ее изменить, необходимо четко урегулировать момент по производству данных видов продукции.

«Если предприятие производит что-либо, что может быть использовано как топливо для транспорта, значит, надо эти коды так рассчитать, с такими зазорами, чтобы манипулировать ими представителями нефтеперерабатующих предприятий было нереально. Во-вторых, ввести акцизные посты прямо на предприятиях, т.е. возможность государства регулировать этот вопрос и брать образцы на проверку, – поясняет и.о. начальника ГУ ГФС в Кировоградской области. – А пока что проверять машины, которые вышли с НПЗ, мы никак не можем. Контроль же на выходе с предприятия дал бы возможность понимать объемы продукции и то, где и кому она будет реализована. Пока что, если говорить о КНК, то, что они производят, учитывается разве что как реализация какого-то химического соединения. Потому наличие акцизного поста на предприятии я считаю просто необходимым. Это предприятие, которое позволяет переработать такие громадные количества – составами! – сырой нефти, и по факту не контролируемое. И при этом рассчитывать, что оно, имея возможности, не будет производить подакцизную продукцию, как минимум наивно».

*   *   *

По оценкам enkorr, в Украине с разной интенсивностью работает около 25 мини-НПЗ. Не вызывает сомнений, что «кировоградская» проблематика присуща всем, поскольку ни один из них не в состоянии выпускать топливо стандартов Евро 5. Правда, уже есть прецеденты, когда продукция мини-НПЗ отправляется на «Укртатнафту» для допочистки, но это скорее исключение, чем правило. Несмотря на очевидность проблемы, действенных шагов государства в направлении ликвидации этого явления пока не наблюдается.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти