ПАО «Укргаздобыча» – крупнейшая газодобывающая компания страны, погружается в период стагнации. В минувшем ноябре показатели компании по добыче нефти с газоконденсатом упали более чем на 16%, а добыча газа впервые показала снижение по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Подобный результат был неизбежен. До последнего времени оставался лишь вопрос о сроках начала этого кризиса. «Молодая команда» управленцев, спущенных в «Укргаздобычу» в 2010 г., сразу же обозначила свои задачи и приоритеты, в которых финансы одержали победу над производством. При таком развитии событий и при таком отношении показатели крупнейшего газодобытчика будут только ухудшаться из-за инерции любой добывающей отрасли. Усугубляет процесс разрушения изнутри потеря главной ценности – кадрового потенциала.
Новейшая история «Укргаздобычи» (как и большинства госпредприятий в Украине) началась в 2010 г. Тогда гендиректором компании был назначен 36-летний Юрий Борисов, до этого работавший главой нефтехимического холдинга Дмитрия Фирташа Ostсhem. Чуть позже его заместителем стал Алексей Тамразов, ранее отметившийся в «нефтяных» проектах как Юрия Бойко, так и того же Дмитрия Фирташа.
Подходы и приоритеты «молодой» команды насторожили сразу. Главный инженер компании, который обычно был первым замом «генерального», перестал быть даже заместителем. Такой же «привилегии» лишился и зам по бурению – базовому направлению в добывающей компании! Уже в 2011-м были ликвидированы газопромышленные управления «Харьковгаздобыча» и «Львовгаздобыча».
«На стратегическом предприятии необходимо мыслить на годы вперед, они же (менеджмент компании. – С.К.) «заточены» на получение мгновенного результата, принося в жертву перспективу мощнейшей компании», – говорит бывший сотрудник «Укргаздобычи», число которых в этом году растет день ото дня.
Кадровая революция длилась все три года, а своего апогея достигла в 2013-м. Так, упомянутая должность главного инженера была сокращена вовсе, как и должность главного геолога, зама по капитальному строительству и т.д. Об этом говорится в письме трудового коллектива компании в адрес президента Украины.
«В то же время введены должности заместителей по безопасности, юридическим вопросам, социальным вопросам», – отмечается в послании.
По уточненной информации, за последние полгода из компании уволились руководители трех ключевых направлений: Виктор Борисенко (начальник управления переработки углеводородов), Ярослав Яремийчук (главный инженер), Ярослав Сынишин (начальник департамента добычи). Как следует из письма В.Януковичу, в ближайшее время планируется провести очередное значительное сокращение работников филиалов компании и центрального аппарата. В частности, соответствующие приказы направлены в буровое управление «Укрбургаз» – единственное госпредприятие, ведущее бурение скважин и разведку новых месторождений, в котором занято десять тысяч человек.
Баста, «карапузики»…
Где грань краха «Укргаздобычи», пока неизвестно. Но уверенное ее движение в этом направлении не вызывает сомнений. По данным Минэнергоугля, за 9 месяцев 2013-го работы по бурению по сравнению с прошлым годом сократились на 11%, разведочное бурение – на 24, темпы строительства новых скважин – на 16%.
Несложно догадаться, что бурение – основной показатель деятельности добывающей компании. И именно он начал «минусовать» в 2010 г., а в 2013-м буквально рухнул.
Что касается добычи, то по газоконденсату она упала за последние пять лет на 13,5%. Лучше обстоят дела с добычей природного газа – ее удалось стабилизировать на отметке 15 млрд м3. Однако первый тревожный звоночек уже прозвенел: в минувшем ноябре добыча газа впервые сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2012-го.
«Это только начало, дальше будет только падение», – уверен бывший сотрудник компании, знакомый с состоянием дел на месторождениях.
Надвигающаяся стагнация закономерна, поскольку в «добычной» отрасли отсутствие инвестиций в наращивание ресурсной базы предопределяет этап спада производства из-за истощаемости месторождений. Судя по ноябрьской статистике, сформированный ранее запас прочности «Укргаздобычи» подходит к концу. Чтобы переломить ситуацию, необходимы вложения. И тогда года через три пойдет отдача. Но в нашей ситуации движение средств происходит, судя по всему, в обратном направлении.
«Укргаздобыча» во многом повторяет путь второй крупнейшей компании страны – нефтяной – «Укрнафты». Напомню, в ней государству принадлежит 50% +1 акция, однако вот уже десять лет ею руководит менеджмент группы «Приват», удерживающей около 42% акций. Добыча «Укрнафты» также росла еще три года после смены менеджмента в начале 2003 г., но потом уже семь лет кряду пикирует как по природному газу, так и по нефти. С 2009 г. по сегодняшний день добыча нефти полугосударственной компанией сократилась на 45%, а природного газа – более чем на 40%.
Руководство «Укргаздобычи» не нашло времени ответить на информационный запрос автора о ситуации в компании в связи с обращениями трудового коллектива к властям.
Чужим здесь не место
Основной причиной нехватки инвестсредств менеджмент нефтегазовых госкомпаний традиционно называет заниженную цену на добываемый украинский газ. Сейчас государство выкупает его у госдобытчиков по 419 грн/1000 м3 (с НДС), что на порядок ниже цены российского энергоресурса. Повышения цен на украинский газ безуспешно добивался и МВФ, требуя поднять тарифы на газ. Словом, «госконтора», что с нее взять? Да, но тогда зачем оно Фирташу? Из любви к Родине? При этом помочь энергетической независимости Украины хотелось так, что пришлось даже технично «бортануть» своего старого партнера Бойко, который едва не назначил в «Укргаздобычу» в 2010 г. Евгения Корнейчука (его даже успели представить трудовому коллективу, но впоследствии пришлось забрать замом в НАК).
Затем было сделано все, чтобы за работой компании наблюдало как можно меньше глаз. Автономность стала невиданной. С первых дней прихода Борисова «корочки» «Нафтогаза» перестали «котироваться» на проходной «Укргаздобычи», «мнущиеся» у турникета топы головной конторы стали обычным явлением. Сам Юрий Сергеевич жаловал своим присутствием в лучшем случае министра Бойко, тогда как совещания в НАКе либо игнорировались, либо посещались замами.
В самом конце 2012 г. дочерняя компания «Укргаздобыча» была реформирована в ПАО. Таким образом произошел окончательный развод с НАК «Нафтогаз Украины». Крайне гармонично в этой цепочке выглядело заявление Николая Азарова о проекте приватизации «Укргаздобычи».
Что еще интересного в «Укргаздобыче»? Многомиллиардные закупки материально-технических ресурсов, производство нефтепродуктов на Шебелинском ГПЗ и сжиженный газ – вот три кита, на которых держится привлекательность этой компании.
Что такое госзакупки, объяснять не нужно, уже даже есть специализированные интернет-ресурсы, повествующие на эту неисчерпаемую тему. В народе ходят разговоры о 20, 30 и даже 50% «отката» на тендерах госкомпаний. Какой «тариф» в «Укргаздобыче» и есть ли он вообще – это тема другого материала.
Шебелинский ГПЗ работает на сырье собственной добычи, сбыт ведется по рыночным ценам. Неплохой подъем и на сжиженном газе, ведь «Укргаздобыча» является крупнейшим производителем этого продукта в стране, наполняя до 25% рынка. По закону госкомпания обязана реализовывать производимый сжиженный газ на спецаукционах по регулируемой цене 2130 грн/т, для нужд населения. Однако немалая часть этого ресурса в конечном итоге продается по коммерческой цене на рынке (в этом году она достигала 11000 грн/т.). Если кто-то думает, что продукт действительно уходит покупателю по аукционной цене, он сильно ошибается…
Расчетные счета «Укргаздобычи» при первой возможности были переведены в ставший родным банк «Надра». Там же госкомпания нередко кредитуется.
Воодушевленный первыми успехами менеджмент во главе с Борисовым чуть не пошел еще дальше – в 2011 г. вознамерился купить «за недорого» розничную сеть «Калина» (подумаешь, раза в три-четыре дороже рынка). Однако скандал с «вышками Бойко», как назло разразившийся в то же время, перечеркнул мегапроект стоимостью 1,32 млрд грн. Но это было на поверхности, а что под ней?..
Как видим, ресурсы в «Укргаздобыче» есть, иначе не было бы там «молодой команды». Несмотря на все негативные факторы, включая неоправданную тарифную политику, проводимую государством в газовой сфере, компания является прибыльной — высокие цены на энергоресурсы делают свое дело. Поэтому у компании есть возможности для развития ресурсной и производственной базы, но, видимо, нет такой задачи у нынешних рулевых «Укргаздобычи». Вместо движения вперед есть движение вниз: постепенная утрата лицензий на месторождения, снижение добычи, бурения, загруженный менее чем наполовину и лишенный модернизации Шебелинский ГПЗ, разгон и бегство профессиональных кадров со стажем в несколько десятилетий. А в этой отрасли это страшнее, чем где бы то ни было.
«Зеркало недели. Украина», 20 декабря 2013 г.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти