За 12 лет существования выставки «Мир сжиженных и сжатых газов» интерес участников рынка газового топлива к профильному техническому мероприятию значительно охладел. Рынок автомобильного метана переживает не лучшие времена, этап гиперактивного развития автомобильного пропан-бутана остался позади, а заметные новинки в оборудовании и технологиях отрасли за последние несколько лет можно сосчитать на пальцах.
Реакцией экспонентов на эту ситуация стала фактическая трансформация выставки оборудования для газтрейдинга в ярмарку автомобильного газобаллонного оборудования (ГБО). Аналогичную ситуация приходилось видеть в марте на Gas Show 2012 в Варшаве: в павильонах, где раньше активничали поставщики колонок, резервуаров, арматур и другого «железа» для рынка, теперь толпятся многочисленные производители и установщики автобаллонов. И если пульс настроений конечных потребителей бензина бьется на автосалонах, то в случае с рынком сжиженного газа – это подобные выставки.
Тяжело, но неплохо
|
Оборудование для торговли газом уступило место ГБО |
Несмотря на крайне скромный прирост украинского рынка сжиженного газа в 2011 г., большинство экспонентов «Мира сжиженных и сжатых газов» этот год смело записывают себе в актив.
«Обычно скачок спроса на переоборудование наблюдается в марте, по мере потепления, но в 2011 г. мы были загружены уже с февраля», – говорит Михаил Яковенко, директор киевской компании «Автогаз Глобал», традиционно крупнейшего экспонента выставки.
По его словам, 2012 г. пока более ближе к стандартному по сезонности. «Динамика относительно 2011 г. есть, но темпы прироста, как минимум, на треть уступают прошлому году», – отметил г-н Яковенко.
Согласен с коллегой Александр Никитенко, руководитель направления ГБО известной харьковской компании «Род Ник».
«И мы, и многие наши коллеги в начале 2011 г. испытывали дефицит некоторых комплектующих, – вспоминает харьковчанин. – Но выводы сделаны, и сейчас все затарены впрок».
Впрочем, как и в случае с киевскими СТО, пока оживленного спроса в Харькове не наблюдается.
«Если в марте прошлого года у нас были записи на две-три недели вперед, то сейчас – максимум неделя», – сказал А.Никитенко.
По словам участников выставки, вторая половина 2011 г. была уже не такой безоблачной.
«Как только цены на газ обогнали по темпам роста бензин, мы сразу же почувствовали отток клиентуры», – вспоминает руководитель «Автогаз Глобал».
В прогнозах на 2012 г. поставщики ГБО осторожно оптимистичны.
«Я думаю, что 2012 г. должен быть лучше, чем 2011 г.», – говорят в компании «Надежда», которая уже запланировала расширять сеть СТО, и снова-таки добавляют: «Все будет зависеть от цены на газ. Надеемся, что она будет правильной».
В свою очередь, некоторые из опрошенных ГБО-шников считают, что больший приток клиентуры обеспечит не столько удешевление газа, сколько удорожание бензина.
«Чем больше цифра на стеле АЗС, тем больше психологическое давление на его потребителей», – сказал, улыбаясь, представитель одной из крупных сетей СТО. От себя же заметим, что кроме психологического эффекта стоит учитывать, что при параллельном росте цен на бензин и газ разница в гривенном измерении также увеличивается, несколько сокращая сроки окупаемости оборудования.
|
Новые технологии позволяют оборудовать «на газ» самые современные большие двигатели (на фото – мотор переоборудованной Audi Q7) |
Убеди меня, если сможешь
Говоря о тенденциях последнего времени, торговцы ГБО отмечают приток крупнолитражных автомобилей. Как выяснилось, на сегодняшний день из всей массы двигателей, подвергаемых переоборудованию на использование сжиженного газа, уже 30% приходятся на моторы с объемом более 2,5 л. Если еще пару лет назад проекты по «обращению» «крузеров» и «кайенов» были предметом гордости, то сегодня газовые джипы можно встретить на любой заправке. Операторы рынка относят это к заслугам технического прогресса: сегодня в ассортименте большинства поставщиков присутствуют системы, специально предназначенные для крупных моторов.
Да и системы для малолитражек не стоят на месте. Высокотехнологичное оборудование и бесценный опыт позволяют переводить на газ даже спортивные автомобили. В качестве доказательства Александр Никитенко привез на выставку собственный Mitsubishi Lancer Evolution X, переоборудованный на газ.
«Заправка некачественным бензином стоила мне замены двигателя на 30 тыс. Пробег на газу уже вдвое больше – и никаких проблем, – улыбается владелец заряженного «эвика». – Мы только в Харькове уже 9 спортивных машин переоборудовали – все довольны».
И все же, несмотря на торжество прогресса и массу положительных отзывов, опаска, с которой широкие массы относятся к переоборудованию автомобиля, остается мощным тормозом развития этой отрасли, а, соответственно, и рынка пропан-бутана. Пока видны лишь одинокие попытки популяризации пропан-бутана силами установщиков ГБО – форумы на собственных интернет-сайтах, редкие посты на форумах автоклубов, заметки в региональных газетах. Не слышно ничего даже от крупных автодиллеров, предлагающие новые машины с газом. Очевидно, что противостоять стереотипам, годами складывающимся в обществе относительно опасности пропан-бутана, необходимо единым мощным фронтом, проводя массовый ликбез в центральной прессе и авторитетных автомобильных изданиях.
|
|
Крупнолитражному транспорту желание экономить не чуждо: больше потребление – меньше срок окупаемости ГБО |
Не все методы агитации одинаково полезны… |
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти